ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-521/20 от 06.10.2020 Качканарского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0031-01-2020-000927-06

Дело №2а-521/2020

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2020 года

Качканарский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Козловой А.В.

при секретаре Захаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Качканарского городского округа к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании недействительным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

В Качканарский городской суд Свердловской области поступило административное исковое заявление Администрации Качканарского городского округа к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании недействительным предписания.

В обоснование требований указано, что 11.08.2020 в Администрацию Качканарского городского округа от Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура поступило предписание от 06.08.2020 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а именно предписано:

1. обеспечить выбор места накопления (площадки) ТКО для нужд коллективного сада № 4,

2. обеспечить получение заключения Роспотребнадзора о соответствии места накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа,

3. внести в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Качканарского городского округа место (площадку) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4,

4. обеспечить условия для оборудования места (площадки) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа,

5. обеспечить контроль за своевременным вывозом ТКО с площадки накопления ТКО, оборудованной для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа.

Как указывает административный истец, требования в Предписании об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований: об обеспечении выбора места накопления и об обустройстве контейнерной площадки в районе коллективных садов № 4 не имеет законных оснований: ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где сказано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», где сказано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», где определено, что на территориях муниципальных образований должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Администрация Качканарского городского округа не обязана обустроить (оборудовать) место накопления (площадку) ТКО для территории сада № 4.

Также административный истец указывает, что ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, относятся места сбора твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 218,220 КАС РФ, Администрация Качканарского городского округа просит суд признать предписание от 06.08.2020 недействительным.

В судебном заседании представитель административного истца Вепрева О.Д., действующая на основании письменной доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, на удовлетворении заявления настаивала, суду пояснила, что возложенные оспариваемым предписанием на Администрацию Качканарского городского округа обязанности по обеспечению выбора места накопления (площадки) ТКО для нужд коллективного сада № 4, обеспечению получения заключения Роспотребнадзора о соответствии места накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа, внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Качканарского городского округа место (площадку) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4, обеспечению условий для оборудования места (площадки) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа, обеспечению контроля за своевременным вывозом ТКО с площадки накопления ТКО, оборудованной для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа возложены с превышением полномочий. Заинтересованным лицом по делу выступают собственники земельных участков, которые расположены в коллективном саду №4, но которые не являются каким-либо юридическим лицом. В соответствии с нормативными актами, на которые ссылается Роспотребнадзор в своем предписании и указанными в административном исковом заявлении возложенные на них предписанием обязанности относятся к полномочиям Правительства Свердловской области. Собственники земельных участков из указанного коллективного сада могли выступить инициаторами в Правительство Свердловской области в целях определения пункта приема отходов, определить точку сбора ТКО. В настоящее время от имени Леонтьева С.П., который является одним из собственников земельного участка в саду №4 и представляющегося как председатель данного сада заключен с ООО Рифеем договор на вывоз ТКО. Соответствующие отходы вывозятся по договору, заключенному указанными лицами.

Административные ответчики: специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура Шипицын А.А., представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщили, ходатайств в суд не направляли.

Поступившее в адрес суда ходатайство о приостановлении производства по делу за подписью начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура Поповой О.Б. подано ненадлежащим лицом, поскольку территориальный отдел не является административном ответчиком по делу, поскольку не является самостоятельным юридическим лицом. А документов, подтверждающих право действовать от имени административных ответчиков по делу суду не представлено.

Не усматривает суд и оснований для оставления заявления без рассмотрения, поскольку Качканарским городским судом настоящее административное исковое заявление принято к производству суда ДД.ММ.ГГГГ, ранее, чем в Арбитражном суде <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), в адрес которого административным истцом направлено заявление о его отзыве.

Суд, учитывая надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации организация и иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Организация и иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что 06.08.2020 в адрес Администрации Качканарского городского округа специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура Шипицыным А.А. вынесено предписание:

1. обеспечить выбор места накопления (площадки) ТКО для нужд коллективного сада № 4,

2. обеспечить получение заключения Роспотребнадзора о соответствии места накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа,

3. внести в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Качканарского городского округа место (площадку) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4,

4. обеспечить условия для оборудования места (площадки) накопления ТКО для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа,

5. обеспечить контроль за своевременным вывозом ТКО с площадки накопления ТКО, оборудованной для нужд коллективного сада № 4 Качканарского городского округа.

Предписание основано на СанПиН 2.1.7.3550-19, постановлении Правительства Российской Федерации № 1039 от 31.08.2018, а также Федеральных законах №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года и от 26.12.2008 № 294-ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Возлагая на Администрацию Качканарского городского округа выполнение обязанностей согласно вышеуказанному предписанию административным ответчиком Шипицыным А.А. не учтено следующее.

Коллективный сад №4 на территории г. Качканар отсутствует как самостоятельное юридическое лицо (не зарегистрировано), собственники земельных участков на его территории не принимали каких-либо решений об объединении и соответствующую регистрацию в установленном порядке не проходили.

ФИО6, являющийся одним из собственников земельного участка на территории коллективного сада №4, от своего имени на 2020 год заключил договор на оказание услуг с ТКО в коллективном саду 4 с ООО «Рифей», с учетом количества и объема вывезенных контейнеров.

Администрация Качканарского городского округа участия в заключении данного договора не принимала, создание места накопления ТКО не согласовывала.

Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, к основным задачам, решение которых необходимо для достижения целей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности страны, отнесены снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, повышение эффективности осуществления контроля в области обращения с опасными отходами.

В соответствии с п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

Пункт 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии с п.3 и п.4 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Учитывая, что земли коллективного сада №4 состоят из земель собственников данных земельных участков, следовательно на них лежит обязанность по созданию и выбору места накопления ТКО для нужд данных собственников и такие места должны быть согласованы с органом местного самоуправления по установленной форме и в установленном порядке, на основании соответствующей заявки.

Ссылаясь на положения п. 2.1, п. 2.4., 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19 административным ответчиком специалистом-экспертом Шипицыным А.А. не учтено, что место накопления ТКО и количество мусоросборников должно соответствовать территориальной схеме обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами подлежит утверждению Правительством Свердловской области и на территории Качканарского городского округа утверждена Приказом Правительства Свердловской области от 31.03.2020 № 185. Согласно указанной схемы, место накопления ТКО на территории коллективного сада №4 в Качканарском городском округе не определено.

Учитывая, что инициатором в данном случае места накопления ТКО должны выступать собственники земельных участков на территории коллективного сада, а не органы местного самоуправления, учитывая отсутствие в утвержденной уполномоченным органом (Правительством Свердловской области) схеме места накопления ТКО для нужд собственников земельных участков на территории коллективного сада №4 в г. Качканар, на Администрацию Качканарского городского округа, как орган местного самоуправления, незаконно возложены обязанности оспариваемым предписанием, данное предписание подлежит отмене.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст.ст. 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление Администрации Качканарского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека по Свердловской области № от 06.08.2020 в отношении Администрации Качканарского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административных делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова