ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-521/2020690026-01-2020-001263-61 от 25.06.2020 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-521/2020 69RS0026-01-2020-001263-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2020 г. г. Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Харази Д.Т.,

при секретаре Панкратьевой М.Н.,

с участием помощника Ржевского межрайонного прокурора Тверской области Василевского А.В.,

представителя административного ответчика – администрации г. Ржева Тверской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела, возбуждённого по административному исковому заявлению Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданного в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по оборудованию Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева, Обелиска советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности; о возложении обязанности на администрацию г. Ржева Тверской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать Советскую площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по оборудованию Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева, Обелиска советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности и о возложении обязанности на администрацию г. Ржева Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать Советскую площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

В обоснование требований, со ссылками на положения ст. 16 Федерального закона РФ от 06 ноября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2, п. 4 ст. 3, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05 октября 2012 г., Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272, п. 8 ст. 7 Устава города Ржева, прокурор указал, что Ржевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Постановлением администрации г. Ржева Тверской области от 03 апреля 2017 г. № 275 утверждён перечень мест массового пребывания людей на территории муниципального образования г. Ржева. Во исполнение требований Постановления Правительства от 25 марта 2015 г. № 272 межведомственной комиссией проведено обследование и категорирование мест массового пребывания людей, установлены категории: Советской площади г. Ржева присвоена 1 категория опасности, площади Революции г. Ржева – присвоена 2 категория опасности, Обелиску советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны – 1 категория опасности. Проверкой установлено, что на объектах, включенных в перечень и расположенных на территории г. Ржева – Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева и Обелиске советским воинам погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, по истечении установленного срока исчерпывающие меры по соблюдению требований антитеррористического законодательства не приняты. В нарушение п. п. 22, 23, 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25 марта 2016 г. № 272, данные объекты не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что не отвечает требованиям ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ и свидетельствует о неисполнении предусмотренной п. п. «а» ч. 4 ст. 3 названного закона деятельности по предупреждению терроризма (профилактике терроризма). Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе по оборудованию данных мест инженерно-техническими средствами охраны, истёк 09 июня 2019 г., однако мероприятия не выполнены. 13 марта 2020 г. межрайонной прокуратурой в адрес исполняющего полномочия Главы г. Ржева внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, однако исчерпывающих мер для устранения нарушений не предпринято. Дальнейшее несоблюдение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей администрацией г. Ржева нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе пребывающих в данных местах массового пребывания людей, на безопасное их пребывание. Возможное наступление вреда является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий. Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ.

Участвующий в деле помощник Ржевского межрайонного прокурора Василевский А.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – администрации г. Ржева Тверской области ФИО1 выразила несогласие с требованиями прокурора, пояснив, что прокурор в своём заявлении ссылается на акты обследования от 09 июня 2017 г., которыми были утверждены места с массовым пребыванием людей, согласно которым Советской площади г. Ржева присвоена первая категория опасности, площади Революции г. Ржева – вторая категория опасности, Обелиску советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой отечественной войны –первая категория опасности. Действительно, такие акты были составлены, но в процессе согласования паспортов безопасности возникли проблемы, и паспорт безопасности по данным объектам не был согласован и был возвращён главным управлением МЧС по Тверской области, о чём имеется сопроводительное письмо от 08 мая 2020 г. В связи с этим администрация была вынуждена заново проводить обследование и категорирование мест с массовым пребыванием людей. Это было сделано в соответствии с распоряжением от 18 мая 2020 г., проведение данного обследования межведомственной комиссией было назначено в срок до 15 июня 2020 г. 28 мая 2020 г. межведомственной комиссией было заново проведено обследование этих объектов, составлены акты и актами определён перечень мероприятий, подлежащих выполнению. В своём административном исковом заявлении прокурор ссылается на п. 22 Требований, согласно которых срок выполнения мероприятия не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей, поэтому администрация полагает, что срок ещё имеется для выполнения всех мероприятий, в частности, актами от 28 мая 2020 г. в отношении трёх объектов мест массового пребывания людей были определены следующие мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, срок выполнения данного мероприятия обозначен 2021 г., так как сумма затрат на данные мероприятия не предусмотрена в 2020 г. Следующее мероприятие – это установить информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, установить таблички с указателями нахождения пожарных гидрантов, расположенных вблизи объекта, срок исполнения 2020 г., сумма затрат – денежные средства, утверждённые бюджетом города на соответствующий финансовый год. Таким образом, администрация г. Ржева не бездействует, она принимает конкретные меры для укрепления антитеррористической защищенности территории и полагает, что обращение прокуратуры с административным исковым заявлением в суд преждевременно, поскольку меры применяются. По муниципальной программе «Обеспечение правопорядка безопасности населения г. Ржева» на данные мероприятия запланировано 200 000 руб. Часть мероприятий выполнится в этом году, а часть мероприятий в 2021 г. В связи с вышеизложенным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, закреплено в ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 1 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ) к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 ФЗ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

05 октября 2009 г. Президентом РФ была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Согласно пунктам 5 - 6 данной Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В п. 10 данной Концепции определена цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно п. 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 (далее – Требования), перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счёт средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

В соответствии с п. 29 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 8 ст. 7 Устава города Ржева Тверской области, утвержденного решением Ржевской городской Думы от 09 августа 2005 г. № 50, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Ржева относится к вопросам местного значения города Ржева Тверской области.

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

В перечень мест массового пребывания людей на территории муниципального образования города Ржева, утвержденный постановлением администрации города Ржева от 03 апреля 2017 г. № 275, включены: Советская площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Акты обследования и категорирования места массового пребывания людей на территории муниципального образования города Ржева в отношении мест массового пребывания людей: Советская площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны составлены 09 июня 2017 г., их копии приобщены к материалам настоящего дела. Согласно данным актам по результатам обследования места массового пребывания людей – Советской площади г. Ржева присвоена 1 категория опасности, площади Революции г. Ржева – присвоена 2 категория опасности, Обелиску советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны – 1 категория опасности.

В указанных актах срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости места массового пребывания людей, не установлен, при этом в силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей данный срок не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.

В ходе проверки, проведённой Ржевской межрайонной прокуратурой установлено, что до настоящего времени в местах массового пребывания людей, расположенных на территории г. Ржева не организован надлежащий уровень антитеррористической защищенности в соответствии с действующим законодательством, а именно места массового пребывания людей не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией и информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

13 марта 2020 г. межрайонной прокуратурой в адрес исполняющего полномочия Главы г. Ржева внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму.

22 апреля 2020 г. в межрайонную прокуратуру поступил ответ на представление, из которого следует, что в настоящее время указанные нарушения законодательства не устранены.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272, места массового пребывания людей: Советская площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, что с учётом выше приведённых правовых норм является незаконным бездействием.

Отсутствие требуемой нормативными правовыми актами антитеррористической защищённости указанных прокурором мест массового пребывания людей свидетельствует о несоблюдении закреплённых Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе принципу обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а оспариваемое незаконное бездействие нарушает основные права и свободы неопределенного круга лиц.

Выявленное нарушение препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов и их спасению на случай террористического акта, а также может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибели людей.

Доводы представителя администрации г. Ржева о том, что в настоящее время не истёк двухлетний срок исполнения обязанностей по антитеррористической защищённости указанных прокурором мест массового пребывания людей ввиду составления 28 мая 2020 г. новых актов обследования и категорирования вышеуказанных мест массового пребывания людей, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данные акты были составлены во исполнение письма заместителя начальника управления – начальника ОАП и ДУНД и ПР главного Управления МЧС России по Тверской области ФИО2 от 08 мая 2020 г., согласно содержания которого последний просил устранить недостатки, выразившиеся в предоставлении актов от июня 2017 г. (нарушение п. 14 Требований), и предоставить паспорта безопасности на согласование повторно.

В соответствии с п. 14 Требований на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Вместе с тем, администрацией г. Ржева, после проведения обследования и категорирования вышеуказанных мест массового пребывания людей и составления соответствующих актов (09 июня 2017 г.) каких-либо действий по составлению и направлению паспортов безопасности объектов на согласование в органы МЧС, в нарушение положений Требований, совершено не было. Паспорта безопасности вышеуказанных объектов были направлены в органы МЧС лишь 15 апреля 2020 г., после получения административным ответчиком представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму от 13 марта 2020 г.

Озвученные в судебном заседании представителем администрации г. Ржева планы административного ответчика по оборудованию мест массового пребывания людей системами безопасности, являются голословными, поскольку в обозрённых судом документах не имеется чёткого указания на выделение денежных средств именно на оборудование Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева, Обелиска советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Само по себе отсутствие у ответчика денежных средств, необходимых для оборудования мест массового пребывания людей системами оповещения и управления эвакуацией и информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей по противодействию терроризму и экстремизму, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска Ржевского межрайонного прокурора.

Суд полагает, что срок для оборудования мест с массовым пребыванием людей – Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева, Обелиска советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности, предложенный прокурором, является приемлемым.

Возражения о неразумности такого срока и недостаточном времени для выполнения всех мероприятий по устранению выявленных нарушений ответчиком суду не заявлялись.

В силу ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 39 КАС РФ).

В силу ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик – администрация «Город Ржев» является органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ржева Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по оборудованию Советской площади г. Ржева, площади Революции г. Ржева, Обелиска советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Обязать администрацию г. Ржева Тверской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать Советскую площадь г. Ржева, площадь Революции г. Ржева, Обелиск советским воинам, погибшим при освобождении города Ржева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, системами оповещения и управления эвакуацией, информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Д.Т. Харази

Мотивированное решение суда изготовлено 03 июля 2020 г.

Дело № 2а-521/2020 69RS0026-01-2020-001263-61