Дело № 2а-5226/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Соловьевой Н.В.
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика администрации Волгограда ФИО3, представителя заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ФИО4, представителя заинтересованного лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2019 года в городе Волгограде административное дело по иску ФИО1 к администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить уточнение (корректировку) координированного описания местоположения красных линий
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Волгограда, указав, что на основании договора аренды она использует земельный участок, расположенный по адресу: ..., и является собственником жилого дома и здания гаража, расположенных на данном участке. По её обращению администрацией Волгограда разъяснено о невозможности передачи земельного участка в собственность, поскольку он пересекается красной линией. По сообщению администрации Волгограда незначительная часть земельного участка с кадастровым №..., и нежилого здания с кадастровым №... находятся на территории общего пользования. В заявлениях об изменении границ красных линий ей отказано со ссылкой на отсутствие такой возможности, о чем ей неоднократно направлялись информационные письма. По сообщениям административного ответчика красные линии сформированы постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, а по данным публичной карты Росреестра земельный участок с кадастровым №..., поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, таким образом в период установления границ красных линий информация о границах данного земельного участка отсутствовала и не могла быть учтена. При этом, со ссылкой на отсутствие в бюджете средств на обеспечение выполнения муниципального задания, административным ответчиком ей предложено за собственные средства разработать проект межевания территории в границах квартала 08_12_008. Вместе с тем, поскольку межевое дело сформировано в 2002, постановление №...-п о предоставлении земельного участка ей в краткосрочную аренду состоялось ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок предоставлен на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, после чего право аренды зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, административный истец считает, что на момент формирования границ красных линий, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет. В этой связи полагает, что при установлении границ красных линий администрацией Волгограда допущены нарушения, которые ответчик обязан устранить. Красная линия установлена без учета фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил. Красная линия не может проходить через уже отведенный земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд. Административный истец лишена права пользования земельным участком и его приобретения в собственность. Препятствий для корректировки красных линий, проходящих по участку и принадлежащему ей нежилому зданию не имеется.
Просила суд признать постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об установлении красных линий в Волгограде» в части утверждения границы красной линии, проходящей через нежилое здание с кадастровым №..., и земельный участок с кадастровым №..., расположенные по адресу: .... Обязать администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения (корректировки) координированного описания местоположения красных линий с учетом границ нежилого здания с кадастровым №..., и земельного участка с кадастровым №..., расположенных по адресу: г...
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявленные требования уменьшены, в итоге просит обязать администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения посредством уточнения (корректировки) координированного, описания местоположения красных линий с учетом границ нежилого здания с кадастровым №..., и земельного участка с кадастровым №..., расположенных по адресу: ....
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, об отложении слушания дела не просила, в связи с чем, на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, приведенным в административном иске и уточнении к нему. Считала, что администрацией Волгограда допущено незаконное бездействие, выраженное в непринятии мер к корректировке границ красных линий, проходящих через земельный участок административного истца. План границ участка утвержден в 1993 году, с 2003 года ФИО1 пользуется землей на законных основаниях. Считала, что на момент утверждения границы красных линий квартала установлены без учета фактического землепользования, в связи с чем у администрации Волгограда возникла обязанность по их корректировке, чего сделано не было, несмотря на неоднократные обращения административного истца.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку при установлении границ красных линий нарушения требований действующих нормативных актов не допущено. Также пояснил об отсутствии нарушения прав ФИО1, которая вправе в дальнейшем использовать участок в пределах его границ на основании договора аренды.
Представитель заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ФИО4 в судебном заседании по доводам административного иска возражала. Пояснила, что по обращению административного истца ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ с разъяснением порядка установления и корректировки красных линий. В установленном порядке за корректировкой границ красных линий, пересекающих используемый ФИО1 земельный участок, последняя не обращалась, расходы на осуществление обязательных процедур нести не готова. Поскольку административный истец не лишена права пользования земельным участком, нарушения её прав не имеется.
Представитель заинтересованного лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда ФИО5 в судебном заседании считал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, ФИО1 является собственником жилого дома, с кадастровым номером №..., площадью 434,2 кв.м., расположенного по адресу: ..., завершенного строительством в 2013 году, а также здания гаража с кадастровым номером №..., расположенного по тому же адресу.
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером №..., площадью 930 кв.м, из земель населенных пунктов, разрешенный вид использования под жилую застройку индивидуальную, состоящем на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, предоставленном ФИО1 в аренду на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№....
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в соответствии с решением комиссии по отводу земельных участков и приемке объектов при администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№...-н.
Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 «Об установлении красных линий в Волгограде» утвержден Сводный план красных линий в Волгограде, в соответствии с которым установлены красные линии на территории Волгограда.
В результате утверждения границ красных линий имеется пересечение красной линией используемого ФИО1 земельного участка и здания гаража. Как следует из рассматриваемого административного иска и не оспаривалось сторонами, в соответствии с муниципальным банком пространственных данных Волгограда, топографической съемкой М 1:500, земельный участок с кадастровым номером №... по ... большей частью расположен в границах квартала 08_12_008, незначительная часть земельного участка расположена за границами квартала 08_12_008, в границах территории общего пользования, линейных объектов – в границах ....
Исходя из представленных в деле письменных доказательств, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о корректировке красной линии для дальнейшего оформления земельного участка в собственность.
В ответ на указанное заявление, письмом комитета от ДД.ММ.ГГГГ №ар8433-09 административный истец уведомлена, что индивидуальный жилой дом по ул. им. Якуба Колоса, 91 расположен в границах квартала 08_12_008, сформированного красными линиями территорий общего пользования. Основанием для изменения красных линий квартала является наличие зарегистрированного права на земельный участок и объект капитального строительства. Основания для изменения красных линий квартала, в границах которого расположен земельный участок по ул. им. Якуба Колоса, 91 отсутствуют.
По результатам рассмотрения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в адрес последней направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №ар2368-16, по смыслу которого в соответствии с действующим законодательством изменение красных линий квартала застройки ... районе Волгограда возможно посредством разработки документации по планировке территории. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются администрацией Волгограда в лице департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в форме распоряжений руководителя департамента по инициативе органов местного самоуправления Волгограда, либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, с которыми заключены договоры аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства или договоры о развитии застроенной территории.
Кроме того, письмом департамента по градостроительству от ДД.ММ.ГГГГ №ар-5758-19 по итогам рассмотрения очередного обращения административного истца по вопросу корректировки красной линии квартала 08_12_008, ФИО1 разъяснено, что по данным публичной кадастровой карты Росрестра, размещенной в общем доступе в сети интернет, дата постановки на учет земельного участка с кадастровым №... - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной ею выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости дата постановки на учет здания нежилого назначения (гараж) с кадастровым №... - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в период установления красных линий в Волгограде информация о границах данного земельного участка и нежилого здания отсутствовала и не могла быть учтена. В соответствии с материалами по обоснованию Генерального плана Волгограда (картой улично-дорожной сети) - ... является улицей местного значения. Нормативная ширина улицы местного значения в соответствии с п. 11.4 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» составляет 15-30 м. При корректировке красной линии с учетом границ объекта недвижимости и земельного участка с кадастровым №... ширина ... со стороны квартала 08_12_009 будет составлять ориентировочно 17 м., что будет соответствовать требованиям СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». С учетом сложившейся градостроительной ситуации корректировка красной линии квартала 08_12_008 по границам указанных объектов недвижимости возможна посредством разработки проекта межевания территории при отсутствии необходимости формирования земельных участков под новое строительство. Разработка проекта межевания территории в границах квартала 08_12_008 за счет средств бюджета муниципальным заданием на 2019 - 2020 годы не предусматривается. Также разъяснено, что в соответствии с положениями ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В связи с изложенными обстоятельствами сторона административного истца полагает о незаконном бездействии органов местного самоуправления Волгограда в части не принятия мер по уточнению описания местоположения красных линий с учетом границ нежилого здания с кадастровым номером 34:34:080101:838, и земельного участка с кадастровым номером 34:34:080101:29, находящихся во владении ФИО1
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Фактически ФИО1 заявлено о незаконности бездействия администрации Волгограда, выраженного в не осуществлении корректировки границ красных линий квартала 08_12_008, то есть предполагаемое истцом нарушение её прав носит длящийся характер. Административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности. При таких обстоятельствах положения процессуального закона о пропуске срока на обращение в суд не подлежат применению.
Разрешая по существу заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Необходимости внесения изменений в части красной линии по границам земельного участка с кадастровым номером №...:114, по адресу: ..., со стороны ..., обоснована ФИО1 тем, что установленными красными линиями нарушено её право на приобретение земельного участка в собственность, и ущемлено право собственности на гараж.
Действительно, как гарантировано п.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вместе с тем, по смыслу действующего гражданского законодательства, правомочия правообладателя земельного участка не являются безусловными, и не могут реализовываться без учета принятых в установленном порядке правовых актов территориального планирования и градостроительного зонирования территории.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
Исходя из ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Генеральным планом Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, предусматривается, что ... районе Волгограда является улицей местного значения, о чем в материалах деле представлена выкопировка из муниципального банка пространственных данных Волгограда и что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу ст. 41 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Сводный план красных линий в Волгограде утвержден постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 «Об установлении красных линий в Волгограде».
Инструкцией «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проект детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500,1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1. Инструкции).
Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта, разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000 (пункт 4.2. Инструкции).
Согласно п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7.).
Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 №78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.1992 №269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 №18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно- гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в метрах: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц- 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.
На основании изложенного, границы ... определены с учетом СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а красные линии квартала 08_12_008 утверждены в соответствии с Инструкцией «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 года №18-30 (РДС 30-201-98).
Представленными в деле письменными доказательствами, подтверждается позиция стороны административного истца в ходе рассмотрения дела о том, что существующая ширина ... от границ квартала 08_12_009 до границы земельного участка по адресу: ..., составляющая ориентировочно 17 метров, позволяет скорректировать границы красных линий квартала 08_12_008 в целях исключения факта размещения принадлежащего ФИО1 гаража на землях общего пользования. На это же указано и в письмах департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных ФИО1 административных исковых требований.
По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению возможно только при условиях, если суд признает решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
С учетом сложившейся градостроительной ситуации корректировка красной линии квартала 08_12_008 по границам находящихся во владении ФИО1 объектов недвижимости возможна посредством разработки проекта межевания территории при отсутствии необходимости формирования земельных участков под новое строительство.
По смыслу ст.ст. 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии, формирующие границы кварталов, устанавливаются (изменяются) посредством разработки проекта планировки территории, а в отдельных случаях (в целях установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования) проектами межевания территории).
Красные линии устанавливаются (корректируются) с учетом: ширины улиц и дорог, которые определяются расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов; состава размещаемых в пределах поперечного профиля улицы элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.); перспектив развития уличнодорожной сети, определенных положениями Генерального плана Волгограда и принятыми в установленном порядке муниципальными программами развития транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории по инициативе органа местного самоуправления за бюджетные средства осуществляется в соответствии с утвержденным муниципальным заданием в порядке, предусмотренном решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 № 5/117 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград».
В соответствии с Положением о формировании муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Волгограда и финансовом обеспечении выполнения муниципальных заданий, утвержденным администрации Волгограда от 20.07.2015 № 1003, муниципальные задания разрабатываются ежегодно при формировании проекта бюджета Волгограда на очередной финансовый год и плановый период. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгограда на соответствующие цели. Внесение изменений в муниципальное задание может осуществляться в случае изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Волгограда для финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Разработка проекта межевания территории в границах квартала 08_12_008 муниципальным заданием на 2019 - 2020 года не предусматривается.
Кроме этого, в соответствии с п.8 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими щами за счет их средств.
При этом разъяснение в письме от 16.05.2019 №ар5758-19 о возможности разработки документации по планировке территории по инициативе физических лиц и за их счет не означает наличие у ФИО1 такой обязанности.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьями 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.
Решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 № 5/117 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядка принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город- герой Волгоград» утверждены Порядок подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город- герой Волгоград.
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории осуществляется в рамках предоставления департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц», утвержденном постановлением администрации Волгограда от 11.01.2019 № 21 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц».
Утверждение документации по планировке территории осуществляется в рамках предоставления названным департаментом муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом «Утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических или юридических лиц», утвержденным постановлением администрации Волгограда от 11.01.2019 № 22 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение документации по планировке территории на основании заявлений физических или юридических лиц».
До вступления в силу постановлений администрации Волгограда от 21.01.2019 №№ 21 и 22 департамент осуществлял принятие решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 05.02.2014 № 10/225 «Об установлении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации Волгограда».
При этом, как указано представителем заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, ФИО1 в установленном законом порядке за получением вышеуказанных муниципальных услуг в органы местного самоуправления не обращалась.
Частью 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Следовательно, оспариваемые заявителем красные линии обозначают улицу местного значения, что само по себе не свидетельствует об изъятии территории. Красные линии, которые установлены Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 №777 обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги не могут нарушать права и законные интересы истцов и создавать препятствия в пользовании и распоряжении принадлежащим имуществом.
Кроме того, Градостроительный кодекс РФ не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.
В этой связи доводы административного иска о том, что земельный участок предоставлен ФИО1 до установления границ красных линий не могут быть положены в основу решения об удовлетворении заявленных требований.
По смыслу положений Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления самостоятельно оценивает целесообразность корректировки красных линий, исходя из принципов соблюдения баланса частных интересов и интересов населения муниципального образования. Положительное решение по заявлению собственника земельного участка не является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления при рассмотрении вышеуказанного вопроса.
Само по себе установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованию ФИО1 принадлежащим ей участком, в том числе в части территории, в отношении которой градостроительный регламент не распространяется.
Что касается отсутствия у административного истца правовой возможности приобрести земельный участок в собственность в фактически существующих границах вследствие нахождения его части на территории общего пользования, то это обстоятельство не свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления изменять границы красных линий.
Изложенное выше позволяет судить об отсутствии неправомерного бездействия административного ответчика при решении вопроса об определении границ красных линий квартала 08_12_008.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушения положений действующих нормативных актов администрацией Волгограда, ущемления прав административного истца, основания для возложении на названный орган местного самоуправления какой-либо обязанности отсутствуют, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Волгограда о возложении обязанности осуществить уточнение (корректировку) координированного описания местоположения красных линий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дата составления решения суда в окончательной форме 25 октября 2019 года.
Судья А.В. Олейников