ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5226/2023 от 14.09.2023 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2023-004251-39

Дело № 2а-5226/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2023 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Ружанском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда,

с участием:

административного истца – ФИО;

представителя административного истца (ФИО) – ФИО;

представителей административных ответчиков (Администрации города Южно-Сахалинска, Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда) – ФИО, ФИО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО (далее также – истцы) обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указав следующее. Истец является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. Заключением межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска от 28.12.2022 г. установлена категория технического состояния указанного жилого дома – аварийное. С выводами межведомственной комиссии истец не согласен, поскольку указанный дом не представляет угрозу жизни проживающих в нем людей. Отмечает, что эксперт, предоставивший в Межведомственную комиссию заключение, на основании которого комиссия приняла оспариваемое решение, не мог сделать соответствующий вывод в отсутствие технической документации на жилой дом и без обследования каждой квартиры данного жилого дома. Обращает внимание, что выводы эксперта в заключении не подтверждаются, так как несущие конструкции не являются аварийными, а те конструкции, в отношении которых эксперт установил их аварийность – не являются несущими. По изложенным основаниям истец просит суд о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 28.12.2022 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Определением суда от 10.05.2023 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация города Южно-Сахалинска (в привлечении заинтересованным лицом отказано).

ФИО и его представитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали по основаниям, изложенным в административном иске.

ФИО и ФИО в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве, отметив, что факт аварийности несущих конструкций здания, а также вероятность его обрушения отражены на страницах 7, 8, 13 и 15 заключения ООО «Сахалинская геология» по обследованию жилых домов на предмет признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее – Заключение ).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела видно, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии вынесено 28.12.2022 г., при этом сведений о его получении истцом материалы дела не содержат. Об оспариваемом заключении, а также о признании дома аварийным истец узнал при обращении с рассматриваемым административным иском в суд, в связи с чем срок на обращение в суд истцом не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

На основании пункта 7 указанного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Положения).

Из содержания пункта 34 Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения).

По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.

Основные положения, регламентирующие общий порядок подготовки, проведения, и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния приведены в Своде правил «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятом Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 153.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что при обследовании зданий объектами рассмотрения являются основные несущие конструкции: фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе: балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны); подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки, узлы, соединения и размеры площадок опирания (пункт 4.3).

Таким образом доводы истца о том что стены и перекрытия, указанные в Заключении , не относятся к несущим конструкциям здания, не нашли своего подтверждения в материалах дела.

При обследовании зданий и сооружений, расположенных в сейсмически опасных регионах, оценка технического состояния конструкций должна производиться с учетом факторов сейсмических воздействий: расчетной сейсмичности площадки строительства по картам ОСР-97; повторяемости сейсмического воздействия; спектрального состава сейсмического воздействия; категории грунтов по сейсмическим свойствам (пункт 4.6).

Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения – <адрес>.

28.12.2022 г. межведомственной комиссией составлено заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, из которого следует, что коллегиальным органом выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование вывода указано, что техническое состояние несущих конструкций здания (стены, перекрытия), согласно результатам проведенного обследования, оценивается как аварийное.

Указанные обстоятельства, установленные комиссией, подтверждаются предоставленным суду Заключением .

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29.12.2022 г. многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2025 г.

Основанием для принятия межведомственной комиссией заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, послужило, в том числе, Заключение , вынесенное по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>.

Из Заключения следует, что по результатам проведенного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, категория технического состояния дома в целом оценивается как аварийное (страница 8 заключения).

В соответствии с пунктом 3.13 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», и пунктом 3 «СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

На странице 7 и 13 Заключения указано следующее. По результатам проведенного обследования установлены следующие категории технического состояния конструкций здания, согласно ГОСТ 31937-2011 и СП 13-102-2003. Стены и перегородки находятся в аварийном техническом состоянии; перекрытия находятся в аварийном техническом состоянии; крыша и кровля находятся в аварийном техническом состоянии.

Таким образом установлен факт нахождения в аварийном техническом состоянии (исчерпание несущей способности и опасности обрушения) здания в целом и следующих несущих конструкций здания: стены и перекрытия (пункт 3.4 СП 13-102-2003).

На странице 10 Заключения также указано следующее. В результате обследования спорного здания установлено, что данное здание не удовлетворяет требованиями по сейсмической устойчивости, здание не обеспечивает безопасности пребывания людей.

Таким образом, учитывая, что основные конструктивные элементы здания, в частности, несущие стены и перекрытия, находятся в таком состоянии, которое характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения спорного здания, у административного органа имелись основания для признания дома аварийным.

Доводы истца о том, что в отношении спорного здания отсутствует техническая документация опровергаются предоставленным в материалы дела Техническим паспортом в отношении спорного здания от 14.11.1992 г.

Доводы истца о том, что для установления категории годности здания необходимо обследовать каждую квартиру в спорном здании суд находит необоснованными, поскольку, в соответствии с пунктом 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия здания установленным требованиям носит общий характер, то есть в каждом конкретном случае она индивидуальна, в рассматриваемом случае не требовалось обследования каждого помещения в спорном жилом доме.

Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение Межведомственной комиссии от 28.12.2022 г. № 1901, а также предоставленное суду постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 29.12.2022 г. , соответствуют требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, приняты уполномоченным органом и не нарушают прав, свобод и законных интересов истца.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена, оснований для удовлетворения требований суд не усматривает.

При таких данных, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать ФИО в удовлетворении административного иска о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда от 28.12.2022 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.И. Еремеев