ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5239/2016 от 20.09.2016 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-5239/2016

Решение

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года город Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Шайгузовой Р.И., при секретаре Башвеевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Саратовской области о признании незаконным решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, восстановлении записи о садоводческом некоммерческом товариществе «Автоконтейнер» в Едином государственном реестре юридических лиц,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России №19 по Саратовской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России №12 по Саратовской области) о признании незаконным решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, восстановлении записи о садоводческом некоммерческом товариществе «Автоконтейнер» в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является членом СНТ «Автоконтейнер» с 2005 года, на территории которого расположен принадлежащий ему земельный участок <№>.

<Дата> МРИ ФНС России №12 по Саратовской области СНТ «Автоконтейнер» было исключено из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от <Дата> №129-ФЗ. Данные действия ответчика полагает не соответствующими закону и нарушающими его права, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков МРИ ФНС России №19 по Саратовской области и МРИ ФНС России №12 по Саратовской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая, что административным истцом пропущен срок на обращение с данным административным иском в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

Как следует из материалов дела, <Дата> садоводческому некоммерческому товариществу «Автоконтейнер» присвоен ОГРН <данные изъяты>

<Дата> в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись <№> о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1. Федерального закона от <Дата> № 129-ФЗ.

Отделом камеральных проверок <№> Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области в отдел регистрации и учета налогоплательщиков были направлены: справка <№>-С от <Дата> об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и справка <№> от <Дата> о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основании данных документов принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ <№> от <Дата>.

Указанное решение опубликовано в <данные изъяты> «<данные изъяты>» ч. 2 <№> (464) от <Дата>/<данные изъяты> на основании п.3 ст.21.1 Закона о государственной регистрации в течение трех дней со дня его принятия.

Юридическое лицо, кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.

В адрес Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области по истечении трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении СНТ «Автоконтейнер» заявлений не поступило, что не оспаривалось в судебном заседании административным истцом.

Сведениями о том, что СНТ «Автоконтейнер» является фактически действующим юридическим лицом, МРИФНС России №12 по Саратовской области также не располагало.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Исходя из положений части 1 статьи 219 КАС РФ, срок обращения с административным исковым заявлением в суд начинает течь со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что решение МРИФНС №12 по Саратовской области о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано в установленный законом срок.

ФИО1 с данным административным исковым заявлением обратился в суд лишь <Дата>, то есть, спустя более двух лет семи месяцев с момента публикации соответствующих сведений в «Вестнике государственной регистрации».

Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения с данным административным исковым заявлением в суд, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований ФИО1 должно быть отказано.

Каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ ФИО1 не представлено и из материалов дела не следует. Обстоятельств, объективно исключающих возможность получения ФИО1 информации об исключении СНТ «Автоконтейнер из ЕГРЮЛ, при том, что в судебном заседании он пояснил, что представлял интересы СНТ при заключении договоров, начиная с 2008 года, не приведено.

По вышеуказанным основаниям доводы административного истца о том, что о принятом МРИ ФНС России №12 по Саратовской области решении ему стало известно лишь <Дата>, являются несостоятельными.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Саратовской области о признании незаконным решения об исключении садоводческого некоммерческого товарищества «Автоконтейнер» из Единого государственного реестра юридических лиц, восстановлении записи о садоводческом некоммерческом товариществе «Автоконтейнер» в Едином государственном реестре юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2016 года.

Судья Р.И. Шайгузова