ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5243/2021 от 01.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-008810-95

Дело № 2а-645/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

с участием представителей административного истца Боталовой А.В., Мальцева А.В., Синевой А.М.

представителей административных ответчиков – Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края – Жоголь Н.Ф., Хафизовой И.Ф.,

представителя административного ответчика Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - Бадертдиновой Н.Р.,

представителей административного ответчика – Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края – Петухова С.Г., Зелениной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края к Правительству Пермского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании бездействий незаконным, возложении обязанности,

установил:

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, с учетом уточнения, просит признать незаконным бездействие Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению финансовой устойчивости регионального оператора; возложить на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность направить в Правительства Пермского края предложения по устранению допущенных нарушений требований к финансовой устойчивости, на Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края обязанность провести проверку деятельности регионального оператора на предмет соблюдения требований к финансовой устойчивости, на Правительства Пермского края обязанность принять меры, направленные на устранение нарушений требований к финансовой устойчивости Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», указанные в пункте 1 части 2 статьи 30 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (л.д.214-220).

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения жилищного законодательства при осуществлении административными ответчиками полномочий в сфере реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Названная программа утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п и реализуется с 2014 года. Однако надлежащее её исполнение в регионе не организовано. По состоянию на 01.01.2022 исполнение краткосрочного плата ремонта на 2018-2020 годы составляет: по этапу 2018 года – 99,8%, по этапу 2019 года – 97,7%, по этапу 20202 года – 58,9%. Исполнение краткосрочного плана ремонта на 2021-2023 годы составляет: по этапу 2021 года – 1,5%, по этапу 2022 года – 0%, по этапу 2023 года – 1%. Проблемным вопросом функционирования программы капитального ремонта является её финансовая несбалансированность.

В силу ч.1 ст.30 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта, определяется как доля, не превышающая 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Объем средств, которые региональный оператор вправе был израсходовать на финансирование региональной программы в 2020 году составлял <данные изъяты>, в то время как на 2020 год запланирован капитальный ремонт на сумму <данные изъяты>

Одним из дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора является то, что процент дефицита средств для реализации региональной программы капитального ремонта не должен превышать 30 процентов от объема средств, которые должны поступить региональному оператору от собственников помещений в многоквартирных домах в соответствующем финансовом году. При этом объем дефицита на 2020 год составил 276%.

Аналогичная проблема характерна и для этапа 2021-2023 годов.

Однако ни одним из ответчиков не исполнена обязанность, предусмотренная ч.3 ст.30 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК. В результате их незаконного бездействия в настоящее время дефицит региональной программы по плану 2021-2023 годов составил <данные изъяты>

Факты утверждения краткосрочной планов реализации программы с нарушениями требований финансовой устойчивости деятельности регионального оператора отражены в представлениях, внесенных губернатору Пермского края. Из ответа на представление следует, что проводится комплексное обследование многоквартирных домов, результаты котрого будут учтены при актуализации программы в августе 2019 года. До настоящего времени региональная программа капитального ремонта не скорретирована с учетом требований к финансовой устойчивости.

Бездействие административных ответчиков влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих в домах спорной категории, и собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, оплачивающих соответствующие взносы.

Представители административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам административного иска, также поддержали письменные пояснения (л.д. 86-88).

Представители административных ответчиков – Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы письменных возражений и дополнительных пояснений (л.д.89-109).

Представитель административного ответчика – Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва (л.д.200-203).

Представители административного ответчика – Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержали доводы письменного отзыва и дополнительных пояснений (л.д.117-118, 221-222).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно положению ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч.1).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (ч.2).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.5).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (ч.6).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч.7).

Статья 185 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора устанавливаются настоящей статьей и законом субъекта Российской Федерации (ч.1).

Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (ч.2).

Дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации (ч.3).

На территории Пермского края порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этой программе установлены Законом Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее Закон № 304- ПК).

В соответствии с ч 1. ст.30 Закона №304-ПК объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется как доля, не превышающая 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде

Объем средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование исполнения региональной программы капитального ремонта в 2015 году, определяется как доля, не превышающая 70 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в 2015 году.

Частью 2 статьи 30 Закона №304-ПК установлены дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора:

1) процент дефицита средств для реализации региональной программы капитального ремонта не должен превышать 30 процентов от объема средств, которые должны поступить региональному оператору от собственников помещений в многоквартирных домах в соответствующем финансовом году;

2) размещение региональным оператором временно свободных средств должно осуществляться при условии постоянного увеличения доходов регионального оператора от указанной деятельности;

3) размещение региональным оператором временно свободных средств не должно приводить к возникновению дефицита средств при расчетах за оказанные (выполненные) услуги (работы) по проведению капитального ремонта, в том числе к риску привлечения регионального оператора к ответственности, предусмотренной договором, заключенным между региональным оператором и организацией, оказывающей (выполняющей) услуги (работы) по проведению капитального ремонта;

4) процент задолженности перед региональным оператором по взносам на капитальный ремонт должен составлять не более 30 процентов от общего объема средств, которые должны поступить региональному оператору от собственников помещений в многоквартирных домах, по итогам отчета за соответствующий финансовый год.

В соответствии с ч.3 ст.30 Закона №304-ПК несоблюдение любого из требований, указанных в части 2 настоящей статьи, является основанием для совершения одновременно следующих действий:

1) представления региональным оператором в Правительство Пермского края предложений по устранению допущенных нарушений;

2) проведения проверки деятельности регионального оператора;

3) принятия мер, направленных на устранение допущенных нарушений.

В судебном заседании установлены следующие обстяотельства.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п "Об утверждении региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта" утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 N СЭД-46-09-25-119 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. N 288-п, на 2018-2020 годы.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 N СЭД-24-03-23-ПР-7 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. N 288-п, на 2021-2023 годы.

Прокуратурой Пермского края при проведении проверки исполнения жилищного законодательства в сфере реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено, что требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора при исполнении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не исполняются, в связи с наличием дефицита средств для реализации программы.

По выявленным фактам нарушений законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в части не обеспечения финансовой устойчивости регионального оператора, прокуратурой Пермского края Губернатору Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вносились представления об устранении нарушений требований действующего законодательства (л.д.58-72).

Из ответа Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принимаются меры для обеспечения финансовой устойчивости регионального оператора, проводятся необходимые комплексные мероприятия, в результате которых риски падения финансовой устойчивости регионального оператора будут сведены до минимума (л.д.9-42).

Однако, в соответствии с представленной прокуратурой Пермского края информацией, при среднегодовом начислении взносов на капитальный ремонт примерно <данные изъяты> и остатке денежных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, дефицит исполнения краткосрочного плана 2018-2020 годов составлял <данные изъяты>, дефицит по плану исполнения краткосрочного плана 2021-2023 годов составил <данные изъяты>

Факт нарушения требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора в части наличия дефицита средств для реализации программы, превышающего 30 % от объема средств, которые должны поступить региональному оператору от собственников помещений в многоквартирных домах в соответствующем финансовом году, не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Разрешая заявленные прокурором требования к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 21 Закона № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", которая является региональным оператором.

Решение о создании регионального оператора либо о создании нескольких региональных операторов принимает Правительство Пермского края.Согласно п. 5 ч. 3 ст. 22 Закона № 304-ПК к функциям регионального оператора относится реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края направлено письмо , в котором приведен анализ объема запланированных работ и имеющихся средств, указано о невозможности исполнение региональной программы, с учетом необходимости соблюдения всех требований к финансовой устойчивости. Предложено рассмотреть возможность принятия мер в рамках действующего законодательства (л.д.47-48)

ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края направлено письмо , в котором указано, что в 2019 году Фонд был инициатором рассмотрения вопроса об отмене действующей региональной программы и утверждения новой, в связи с чем просит запросить в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ правовую оценку возможности внесения в закон изменений, позволяющих отменить действующую региональную программу (л.д.45-оборот-46).

ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края направлено письмо , в котором приведен анализ объема запланированных работ и имеющихся средств, указано о невозможности исполнение региональной программы, с учетом необходимости соблюдения всех требований к финансовой устойчивости. Предложено рассмотреть возможность принятия мер в рамках действующего законодательства (л.д.44-45)

ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в адрес Правительства Пермского края направлено письмо , в котором приведен анализ объема запланированных работ и имеющихся средств, указано о невозможности исполнение региональной программы, с учетом необходимости соблюдения всех требований к финансовой устойчивости, какие меры принимаются региональным оператором по повышению финансовой устойчивости и предложено рассмотреть возможность принятия мер в целях исполнения региональной программы капитального ремонта. В частности предложено направить письмо в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с целью рассмотрения вопроса внесения изменений в ст.168 ЖК РФ в части включения возможности переноса сроков по капитальному ремонту; организовать работу по актуализации региональной программы; рассмотреть вопрос о повышении ежемесячных взносов на капитальный ремонт; предоставить субсидии на покрытие образовавшегося дефицита (л.д. 224-225).

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», поскольку материалами дела объективно подтверждается, что несмотря на нарушение требований к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора в части превышения 30% дефицита денежных средств, региональным оператором, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 30 Закона №304-ПК, в Правительство Пермского края предложений по устранению допущенных нарушений, длительное время не направлялись.

Письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не содержат в себе каких-либо конкретных предложений по устранению нарушений, а фактически лишь описывают ситуацию, связанную с дефицитом денежных средств. При этом данные письма адресованы Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, в то время как предложения по устранению допущенных нарушений должны быть направлены в Правительство Пермского края.

Направление НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края письма , содержащего предложения по устранению допущенных нарушений, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку данное письмо направлено в период рассмотрения дела в суде и не устраняет факт допущенного административным ответчиком длительного бездействия.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным бездействия НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», выразившееся в непринятии мер по обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, подлежат удовлетворению.

В то же время, поскольку НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края направлено письмо , содержащего предложения по устранению допущенных нарушений, т.е. требования прокурора о направлении региональным оператором в Правительства Пермского края предложений по устранению допущенных нарушений требований к финансовой устойчивости, уже исполнены, оснований для возложения на административного ответчика такой обязанности, суд не усматривает.

Суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца, заявленные к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, в силу следующего.

В соответствии с п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 304-ПК к полномочиям органа государственного жилищного надзора Пермского края в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, относятся:

- осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

- осуществление контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям в порядке, установленном Правительством Пермского края.

В соответствии с п.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор).

Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края осуществление контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям также отнесено к одной из функций Инспекции, для чего предоставлено право организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (п.п. 3.3., 4.1 Положения).

Таким образом, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, являясь специально уполномоченным органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, обязана была, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст.30 Закона № 304-ПК, провести проверку деятельности регионального оператора, в связи с несоблюдением требований к обеспечению финансовой устойчивости регионального оператора.

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для инициирования проверки, в связи с отсутствием обращений в Инспекцию по вопросу соблюдения обязательных требований к финансовой устойчивости регионального оператора, подлежат отклонению, поскольку в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края должна осуществлять контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям, что означает не только проведение проверок по обращениям заинтересованных лиц, но и осуществление иных контрольных мероприятий, в целях выявления нарушений в деятельности регионального оператора, в том числе по обеспечению финансовой устойчивости.

При этом следует отметить, что в представлении прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, было указано на незаконное бездействие Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по не проведению проверок соблюдения обязательных требований к финансовой устойчивости регионального оператора. В ответе на представление также указано об отсутствии обращений по данному вопросу.

Таким образом, при осуществлении надлежащего контроля за деятельностью регионального оператора, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, не лишена была возможности установить наличие фактов нарушения требований к финансовой устойчивости регионального оператора, не только из обращений граждан, но и в результате анализа информации, предоставленной иными органами государственной власти.

Доводы о том, что проведение проверки, в отсутствие жалоб и обращений будет являться нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежат отклонению, поскольку в силу ст.10 указанного Федерального закона, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), в том числе по результатам анализа информации от органов государственной власти, является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, поскольку предусмотренные п. 2 ч. 3 ст.30 Закона № 304-ПК действия по обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора – проведение проверки, административным ответчиком не предприняты.

Соответственно, также подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края обязанности провести проверку деятельности регионального оператора на предмет соблюдения требований к финансовой устойчивости.

Доводы о том, что прокуратурой уже проведена проверка, повторное проведение проверки является нецелесообразным и нарушит права регионального оператора, подлежат отклонению, поскольку именно Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является специально уполномоченным органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в о время как органы прокуратуры такую функцию не выполняют и проведенная прокуратурой проверка не может подменять действия, установленные п. 2 ч. 3 ст.30 Закона № 304-ПК.

В то же время, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований к Правительству Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании бездействия незаконным, исходя из следующего.

Возражая против заявленных требований, административные ответчики ссылаются на выполнение ряда мероприятий, направленных на выполнение требований п.1 ч.2 ст. 30 Закона № 304-ПК, в частности указывают что из бюджета Пермского края предоставлена субсидия на проведение капитального ремонта фасадов многоквартирных домов на сумму <данные изъяты> (л.д. 130-140, привлекаются иные источники финансирования – заключены соглашения на капитальный ремонт многоквартирных домов с ПАО «Метафракс», и на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов Благотворительным фондом «Губерния» (л.д. 123-129, 141-154), направлены письма в Правительство Российской Федерации о выделении средств резервного фонда Правительства Российскй Федерации (л.д.155-157), в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о разъяснении вопроса возможности отмены действующей региональной Программы капитального ремонта (л.д.158-177), разработана и утверждена дорожная карта реализации мероприятий по утверждению новой региональной программы капитального ремонта (л.д. 178-180), размер минимального взноса на капитальный ремонт установлен с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (л.д.181).

Таким образом, Правительством Пермского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края предпринимаются определенные меры, направленные на устранение нарушений требований к финансовой устойчивости регионального оператора.

Закрепленные в п. 3 ч. 3 ст.30 Закона № 304-ПК положения, предусматривающие, что несоблюдение требований к финансовой устойчивости регионального оператора, являются основанием для принятия мер, направленных на устранение допущенных нарушений, не возлагают на Правительство Пермского края либо на Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанности по осуществлению каких-либо конкретных мероприятий, региональным оператором в Правительство Пермского края предложения по устранению нарушений также не направлялись.

Прокурором сведения о том, какие именно мероприятия не проведены административными ответчиками, невыполнение которых повлекло незаконное бездействие, не приведены. Обосновывая свои требования о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, прокурор ссылается на полномочия указных лиц, к которым отнесены вопросы по утверждению региональной программы капитального ремонта, указано что финансирование программы может осуществляться с использованием средств государственной поддержки.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона № 304-ПК утверждение (отмена) и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относится к полномочиям Правительства Пермского края

Статьей 4 Закона № 304-ПК к компетенции исполнительного органа государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края отнесено формирование региональной программы и представление ее на утверждение в Правительство Пермского края; утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Согласно ст. 20 Закона № 304-ПК финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Пермского края, муниципальными правовыми актами (ч.1).

Государственная и муниципальная поддержка оказывается в отношении многоквартирных домов в случае, если средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены в краевом бюджете и бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период (ч.3).

Государственная поддержка капитального ремонта за счет средств бюджета Пермского края предоставляется в форме субсидии и (или) иных межбюджетных трансфертов на финансирование оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту. (п.5.1)

В соответствии со ст. 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Исходя из указанных положений законов, административный истец полагает, что Правительством Пермского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края допущено бездействие по непринятию мер, направленных на устранение нарушений требований к финансовой устойчивости регионального оператора.

Однако суд полагает, что анализ вышеуказанных положений нормативных правовых актов не возлагает на административных ответчиков какой-либо обязанности, неисполнение которой повлекло за собой финансовую неустойчивость регионального оператора.

Региональная программа капитального ремонта, а также краткосрочные планы реализации приняты и утверждены, в соответствии с требованиями закона осуществляется их актуализация.

Решение вопроса о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, либо её отмене, с принятием новой программы, относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного правового акта, а также содержание принимаемых ими правовых актов.

Признание незаконным бездействия административных ответчиков, обусловленного необходимостью внесения изменений в региональную программу капитального ремонта или её отмены, означает вмешательство в нормотворческую деятельность государственных органов исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

При этом в судебном заседании установлено, что данный вопрос рассматривается административными ответчиками, проводятся мероприятия, направленные на разработку новой региональной программы капитального ремонта, что также свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия.

Предоставление государственной поддержки на финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, действующим законодательством не предусмотрено в качестве обязанности органов государственной власти, соответственно какого-либо незаконного бездействия, связанного с непредоставлением мер государственной поддержки, административными ответчиками также не допущено.

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании не установлено неисполнение Правительством Пермского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края установленных законом мероприятий, направленных на устранение нарушений требований к финансовой устойчивости регионального оператора, от регионального оператора в Правительство Пермского края предложения по устранению допущенных нарушений также не поступали, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к Правительству Пермского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении на Правительство Пермского края обязанности принять меры, направленные на устранение нарушений требований к финансовой устойчивости регионального оператора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.

Возложить на Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края обязанность провести проверку деятельности регионального оператора на предмет соблюдения требований к финансовой устойчивости.

В удовлетворении остальной части заявленных требований заместителю прокурора Пермского края – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>