ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5249/2023 от 29.11.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-5249/2023

УИД 51RS0001-01-2023-004941-65

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Квас О.С.

с участием представителя административного истца Михейкиной А.Г.,

представителя административного ответчика Администрации г. Мурманска Бугайчук О.И.,

представителей заинтересованного лица Комитета территориального развития и строительства Мурманской области Окуневой А.А., Молодых А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артемовой В.В. о признании незаконным постановления Администрации г. Мурманска об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в жилое от 25 сентября 2023 года, возложении обязанности,

установил:

Административный истец Артемова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации г. Мурманска об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в жилое от 25.09.2023, возложении обязанности, в обоснование которого указала, что с 06.08.2020 является собственником жилого помещения № 2 площадью 57 кв.м, расположенного в жилом доме по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса РФ и Регламентом предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановление администрации г. Мурманска 15.12.2011 № 2537, она 01.09.2023 обратилась в Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска с заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения в жилое помещение, приложив к нему необходимые документы.

Постановлением администрации г. Мурманска от 25.09.2023 № 3289 ей отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение (квартиру) в связи с несоблюдением условий перевода помещения, предусмотренных частями 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса РФ. Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН нежилое помещение расположено на цокольном этаже, а в соответствии с пунктом 23 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, размещение жилого помещения в цокольном этаже не допускается, поскольку отметка пола у жилого помещения должна быть выше планировочной отметки земли.

Считает постановление администрации г. Мурманска от 25.09.2023 № 3289 незаконным, поскольку в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, СП 54.13330.2010 «Здания жилые многоквартирные» цокольный этаж – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений, частично погруженный в землю.

Вместе с тем, согласно техническому заключению по результатам обследования объекта капитального строительства (нежилого помещения) на предмет возможности безопасного круглогодичного проживания, подготовленного ООО «Вариант», принадлежащее нежилое помещение, а именно отметка пола, расположена выше планировочной отметки земли на 89 см, то есть не погружено в землю, а находится над уровнем земли.

Этаж, на котором расположено принадлежащее ей нежилое помещение, фактически является надземным (первым) этажом, поскольку отметка пола находится выше уровня земли, не подпадает под определение цокольного этажа.

Нумерация квартир на этаже, расположенном выше ее помещения, начинается с № 3, что согласно техническому заключению ООО «Вариант», предполагает изначальное назначение помещений на этаже ниже, как жилых с № 1, 2. Смежное с ее помещением помещение № 1, расположенное на этом же этаже, имеет статус жилого помещения (квартиры), расположенного на первом этаже. Полагает, что этаж не может быть одновременно цокольным и первым для двух смежных помещений с одним общим входом, находящимся на одном уровне.

Обращает внимание, что принадлежащее ей нежилое помещение отвечает установленным требованиям, необходимым для перевода помещения в жилое, фактически находится выше планировочной отметки поверхности земли и функционирует как изолированное жилое помещение с индивидуальной планировкой. Техническое заключение нежилого помещения подтверждает возможность использования его в качестве жилого, соответствует требованиям безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям по высоте помещения, его освещенности, планировки, обеспеченности инженерными системами.

Отказ в переводе нежилого помещения в жилое препятствует ей в осуществлении жилищных прав иметь жилище и постоянно пользоваться жилым помещением, возможности осуществить регистрацию по месту жительства.

Просила суд признать незаконным постановление Администрации г. Мурманска от 25.09.2023 № 3289 об отказе в согласовании перевода в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, <данные изъяты>, кадастровый номер 51:20:0002125:2764, возложить на Администрацию г. Мурманска обязанность выдать ей решение о переводе нежилого помещения в жилое.

Определением судьи от 19.10.2023 к участи в деле привлечен административный ответчик глава администрации г. Мурманска Сердечкин Ю.В., заинтересованное лицо Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска.

В судебное заседание административный истец Артемова В.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административных исковых требований настаивал, пояснил, что в ГОКУ «Центр технической инвентаризации» за внесением изменений в технический план, экспликацию относительно определения наименования этажности нежилого помещения административный истец не обращался.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Мурманска с административными исковыми требованиями не согласился, поддержал возражения представителя заинтересованного лица. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета территориального развития и строительства администрации г. Мурманска с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым в соответствии с абзацем 2 пункта 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается. Данный запрет носит императивный характер, каких-либо исключений не содержит.

Согласно выписке из ЕГРН от 07.09.2023, плану цокольной части строения, экспликации указанного плана нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, <данные изъяты>, располагается на цокольном этаже.

После рассмотрения представленного административным истцом заявления и документов и документов, запрошенных Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска в рамках межведомственного взаимодействия, руководствуясь действующим законодательством администрацией г. Мурманска было принято постановление от 25.09.2023 № 3289 «Об отказе в переводе нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. Полярные Зори в г. Мурманске в жилое помещение – квартиру».

Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска 03.10.2023 административному истцу направлено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, которое было получено административным истцом 04.10.2023.

Ссылку административного истца на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, считает несостоятельной, поскольку в преамбуле указано, что Инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации, не устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания.

При подготовке технического заключения ООО «Вариант» обследовало нежилое помещение только на предмет возможности безопасного круглогодичного проживания, выявило, что нежилое помещение расположено в цокольном этаже жилого дома. Выводы технического заключения о том, что перевод нежилого помещения в жилое помещение соответствует статье 22 Жилищного кодекса РФ, не основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего жилищного законодательства, основаны на предположениях.

Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» техническое заключение не входит в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, поэтому техническое заключение ООО «Вариант» не рассматривалось и не анализировалось Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска при рассмотрении заявления административного истца.

Доводы административного истца относительно статуса помещения № 1 в многоквартирном доме как квартиры, оспаривания записи выписки ЕГРН на спорное нежилое помещение не имеют отношения к предмету административных исковых требований.

Обращает внимание, что Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска не вправе давать оценку достоверным и систематизированным сведениям ЕГРН, внесенным Управлением Росреестра по Мурманской области. После устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия оспариваемого постановления, административный истец вправе повторно обратиться в Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик глава администрации г. Мурманска Сердечкин Ю.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, обязанность доказывания обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).

В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 6 части 1 стать 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В соответствии с Положением о Комитете территориального развития и строительства администрации г. Мурманска, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманска от 30.12.2009 № 14-187, Комитет предоставляет муниципальную услугу по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Постановлением администрации г. Мурманска от 15.12.2011 № 2537 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» (в редакции от 03.07.2023, далее – Административный регламент), в пункте 2.6.1 которого предусмотрен перечень документов, которые необходимы для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление (приложение № 1 к Административному регламенту);

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает обязательного предоставления каких-либо иных документов.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2.4.1 Административного регламента решение о переводе (об отказе в переводе) жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение принимается не позднее чем через 45 дней со дня поступления в Комитет заявления и документов, обязанность по предоставлению которых возложена на Заявителя.

Согласно пункту 2.7.1 Административного регламента основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение является, в том числе несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 4 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с абзацем 2 пункта 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в редакции от 28.09.2022), отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

Данный запрет носит императивный характер, каких-либо исключений не содержит.

Как установлено в судебном заседании, административный истец Артемова В.В. с 06.08.2020 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, <данные изъяты>, на цокольном этаже, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.09.2023, планом цокольной части строения, экспликацией указанного плана.

В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса РФ и Административным регламентом административный истец 01.09.2023 обратилась в Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска с заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения в жилое помещение, приложив к нему необходимые документы, в том числе техническое заключение ООО «Вариант».

После рассмотрения представленного административным истцом заявления и документов, а также документов, запрошенных Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска в рамках межведомственного взаимодействия, постановлением администрации г. Мурманска от 25.09.2023 № 3289 «Об отказе в переводе нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. Полярные Зори в г. Мурманске в жилое помещение – квартиру» административному истцу отказано в переводе нежилого помещения в жилое помещение (квартиру) в связи с несоблюдением условий перевода помещения, предусмотренных частями 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса РФ. Основанием для принятия данного решения послужило то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН нежилое помещение расположено на цокольном этаже, а в соответствии с пунктом 23 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, размещение жилого помещения в цокольном этаже не допускается, отметка пола у жилого помещения должна быть выше планировочной отметки земли.

Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска 03.10.2023 административному истцу направлено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, которое было получено административным истцом 04.10.2023, что сторонами и заинтересованным лицом не оспаривается и послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании данного постановления.

Ссылаясь на техническое заключение ООО «Вариант», Инструкцию о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, СП 54.13330.2010, нумерацию квартир в многоквартирном доме, статус «квартира» у жилого помещения № 1, являющегося смежным помещением с нежилым помещением № 2, принадлежащим на праве собственности административному истцу, которые имеют общий вход, уровень планировочной отметки земли, Артемова В.В. считает, что нежилое помещение № 2 располагается на надземном этаже, а не на цокольном этаже.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении е жилищных прав и права на выбор места регистрации и приходит к выводу, что постановление администрации г. Мурманска от 25.09.2023 № 3289 принято уполномоченным должностным лицом – главой администрации г. Мурманска Сердечкиным Ю.В., в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, в установленный срок, обоснованно, мотивировано, доведено до сведения административного истца.

С учетом документов, представленных административным истцом с заявлением, и полученных Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска в порядке межведомственного взаимодействия, Комитетом установлено, что нежилое помещение располагается на цокольном этаже, что исключает возможность перевода его в жилое помещение.

Отказ в переводе нежилого помещения в жилое обоснован, мотивирован, основан на положениях частей 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса РФ и сведениях выписки ЕГРН от 07.09.2023, согласно которой нежилое помещение с кадастровым номером 51:20:0002125:2764 расположено на цокольном этаже.

При этом уполномоченный орган, рассматривая заявление Артемовой В.В., не имел правовых оснований ставить под сомнение общедоступные, достоверные и актуальные сведения ЕГРН, внесенные Управлением Росреестра по Мурманской области. Несогласие административного истца со сведениями ЕГРН не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Доказательствами расположения нежилого помещения на этаже, не являющемся цокольным, не могут быть сведения ЕГРН в отношении иного жилого помещения, нумерация квартир в многоквартирном доме, а также выводы технического заключения ООО «Вариант».

Комитетом территориального развития и строительства администрации г. Мурманска и администрацией г. Мурманска обоснованно не принято во внимание техническое заключение ООО «Вариант», которое не перечислено в пункте 2.6.1 Административного регламента как обязательный документ, предоставляемый для получения муниципальной услуги.

Судом установлено, что при подготовке технического заключения ООО «Вариант» обследовало нежилое помещение только на предмет возможности безопасного круглогодичного проживания в нем, установило расположение нежилого помещения выше планировочной отметки земли на 89 см, в цокольном этаже жилого дома.

Выводы технического заключения ООО «Вариант» о том, что перевод нежилого помещения в жилое помещение соответствует статье 22 Жилищного кодекса РФ, не имеют правового значения, поскольку принятие решения о переводе нежилого помещения в жилое является компетенцией органа местного самоуправления.

Выводы технического заключения ООО «Вариант» о том, что нежилое помещение расположено выше планировочной отметки земли на 89 см, не могут ставить под сомнение сведения ЕГРН, не оспоренные в установленном порядке.

Ссылку административного истца на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденную приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, и СП 54.13330.2010 суд считает несостоятельной, поскольку в преамбуле указано, что Инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации, не устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания.

Как в Инструкции, так и в СП 54.13330.2010 дано понятие цокольного этажа, которым является этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.

Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Такой совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, создании препятствий к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности, судом не установлено и административным истцом суду не сообщено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

При этом суд учитывает, что после устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия оспариваемого постановления, административный истец вправе повторно обратиться в Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

В связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований не имеется оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов административного истца по уплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Артемовой В.В. о признании незаконным постановления Администрации г. Мурманска об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в жилое от 25 сентября 2023 года, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева