ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-524/20 от 12.02.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

50RS0029-01-2020-00176-49

№2а-524/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.02.2020 г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Наро-Фоминского городского суда Московской области Даценко Д.В., при секретаре Мурадян А.Т., рассмотрел административное исковое заявление ФИО1 к администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Наро- Фоминского городского округа Московской области, заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Московской области, о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление, о взыскании расходов на представителя,-

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском в суд к ответчику и просил признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», возложить на Администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность административного истца земельного участка с кадастровым номером и принять решение с учетом установленных в решении суда обстоятельств, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>., а также услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Иск мотивирован тем, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа передал ФИО2 в аренду сроком на <данные изъяты>) лет земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель - «<данные изъяты>», вид разрешенного использовании - «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 было заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка , согласно которому ФИО2 передал, а ФИО1 в свою очередь принял права и обязанности арендатора объекта недвижимости - земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - «<данные изъяты>», вид разрешенного использовании-«<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского городского округа <адрес> было направлено уведомление в адрес ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Получив вышеуказанное уведомление, ФИО1 возвел на арендованном земельном участке индивидуальный жилой дом, который, согласно уведомлению Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., расположенному по адресу: <адрес>, является ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского городского округа <адрес> было принято решение № об отказе ФИО1 в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», поскольку, на испрашиваемом земельном участке с видом Разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» Расположено деревянное жилое строение (жилой дом). Согласно приложенным фотоматериалам данное строение не соответствует признакам индивидуального жилого дома, пригодного для постоянного проживания. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» допускает использование земельного участка под размещение индивидуального жилого дома. Градостроительным кодексом РФ определено, что индивидуальный жилой дом, то есть объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Таким образом, цель использования земельного участка по договору аренды, по мнению административного ответчика, не достигнута.

Между тем, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей - 1, расположенного по адресу: <адрес> дом представляет собой отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для Удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, т.е. требования Градостроительного законодательства административным истцом в данном контексте соблюдены.

При таких обстоятельствах, по мнению истца, жилой дом с кадастровым номером соответствует нормам действующего законодательства, а решение Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в форме отказа в удовлетворении требований ФИО1 нельзя считать законным.

В целях устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца истец просит возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 в установленном законом порядке.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель – адвокат ФИО5 на иске настаивали. ФИО5 подано в суд письменное заявление, об отказе от исковых требований от взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., а также услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., на остальных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика – администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, по доверенности ФИО6, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1, было согласовано с Министреством имущественных отношений <адрес>.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, по доверенности ФИО7, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо – Министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явилось, о месте и времени суда извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд не поступало.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органами местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа передал ФИО2 в аренду сроком на <данные изъяты>) лет земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - «<данные изъяты>», вид разрешенного использовании - «индивидуальное жилищное строительство».

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 было заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка , согласно которому ФИО2 передал, а ФИО1 в свою очередь принял права и обязанности арендатора объекта недвижимости - земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, вблизи уч. , категория земель - «<данные изъяты>», вид разрешенного использовании-«<данные изъяты>».

ФИО1 возвел на арендованном земельном участке индивидуальный жилой дом, который, согласно уведомлению администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №UV, соответствует требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м., расположенному по адресу: <адрес>, является ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского городского округа <адрес> было принято решение № Р об отказе ФИО1 в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», поскольку, на испрашиваемом земельном участке с видом Разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» Расположено деревянное жилое строение (жилой дом). Согласно приложенным фотоматериалам данное строение не соответствует признакам индивидуального жилого дома, пригодного для постоянного проживания. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» допускает использование земельного участка под размещение индивидуального жилого дома. Градостроительным кодексом РФ определено, что индивидуальный жилой дом, то есть объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Таким образом, цель использования земельного участка по договору аренды, по мнению административного ответчика, не достигнута.

Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.

При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются сведения, предусмотренные ст. 39.17 ЗК РФ.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности является договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении участка не более чем 30 дней и по результатам рассмотрения в частности осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, направляет проекты для их подписания заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ. Проекты договоров, направленные заявителю должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение 30 дней со дня их получения.

На основании пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственника этих зданий, сооружений.

При заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов его цена определяется в порядке, предусмотренном ч.2,3 ст. 39.4 ЗК РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.

Ни одно из указанных в законе оснований не приведено в оспариваемом административным истцом решении об отказе в передаче в собственность земельного участка (выкупе) без проведения торгов.

То, что строение не соответствует признакам индивидуального жилого дома, пригодного для постоянного проживания в качестве оснований к отказу в реализации предусмотренного законом права на выкуп земельного участка не предусмотрены.

В рассматриваемом деле административным истцом представлены достоверные сведения, что он является собственником объекта недвижимости: здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, его право собственности на здание зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, расположено здание в границах земельного участка с кадастровым номером , площадь. <данные изъяты>. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель - «<данные изъяты>», вид разрешенного использовании - «индивидуальное жилищное строительство», переданного в аренду истцу.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Суд принимает во внимание, что представителем административного ответчика не представлено доказательств невозможности предоставления ФИО1 испрашиваемого земельного участка, законности отказа в заключении с ним договора купли-продажи на заявленном им праве. Напротив – административным истцом доказано наличие предусмотренных законом оснований для приватизации за плату арендуемого земельного участка.

Таким образом, доводы, приведенные представителем администрации муниципального образования в обоснование отказа в передаче в собственность ФИО1 земельного участка, признаются судом несостоятельными.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления нарушены права и законные интересы заявителя и отказ администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, принадлежащее заявителю, является незаконным.

На основании ст. 227 КАС РФ, принимая решение о признании оспариваемого решения незаконным, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов и срок устранения нарушений.

Суд полагает необходимым возложить на Администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность административного истца земельного участка с кадастровым номером и принять решение с учетом установленных в решении суда обстоятельств.

Вместе с тем, представителем истца в судебном заседании подано заявление об отказе от части административных исковых требований по административному делу а а именно, о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., а также услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В соответствии со ст. ст. 46, 194 КАС РФ, суд считает возможным принять отказ от иска в части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд,-

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление, о взыскании расходов на представителя, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».

Возложить на Администрацию Наро-Фоминского городского округа <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность административного истца земельного участка с кадастровым номером и принять решение с учетом установленных в решении суда обстоятельств.

Производство по административному иску, о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб. и оплаты услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., прекратить, в связи с отказом от исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течении одного месяца со дня вынесения мотивированной части.

Судья