ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-524/2021 от 31.12.9999 Благоварского районного суда (Республика Башкортостан)

���������а-524/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Имашевой Э.М., при секретаре Рустямовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исафовой Альбины Камилевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, третье лицо Акционерное общество «Транснефть-Урал» об обязании внести изменения в ЕГРН сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий,

установил:

Исафова А.К. обратилась в суд с указанным выше административным иском, указывая, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с кадастровым паспортом, земельный участок частично входит в охранную зону магистрального нефтепровода Открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева» (ныне Акционерное общество «Транснефть-Урал»). ДД.ММ.ГГГГ Исафова А.К. обратилась с заявлением в Акционерное общество «Транснефть-Урал» о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии нефтепроводов на земельном участке, а также об основаниях для сохранения охранной зоны. Акционерное общество «Транснефть-Урал» предоставило ей ответ о том, что в настоящее время отсутствуют трубопроводы на территории земельного участка, в связи с чем Акционерное общество «Транснефть-Урал» указало о намерении обратиться к ответчику с целью снятия ранее установленного обременения в ЕГРН. Однако, ответчик отказал Акционерному обществу «Транснефть-Урал» во внесении изменений в ЕГРН, указывая, что в настоящее время не определены уполномоченные органы на принятие решения об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. С указанным решением истица не согласна, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В связи с тем, что на сегодняшний день отсутствуют основания для продолжения существования зоны с особыми условиями использования территории, отсутствие законодательства в области механизма прекращения существования такой зоны не является основанием для отказа в снятии обременения с земельного участка и соответственно продолжения нарушения прав собственника. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести изменения в ЕГРН сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий – охранная зона магистрального нефтепровода Открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева» на земельном участке с кадастровым номером 02:14:120301:177.

Административный истец Исафова А.К. в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом.

Административный ответчик - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом. Своим письменным ходатайством представитель Якупова Г.Д. просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Росреестра по Республике Башкортостан, исковые требования не поддерживает, просит отказать.

Представитель заинтересованное лица - Акционерного общества «Транснефть-Урал» в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Гареева Е.Р., представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан Зарипова Л.Ф.. представитель Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан Чубатюк С.Б. не возражали в рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон. Судом на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца Гареева Е.Р. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям изложенным в нем обстоятельствам.

Административный ответчик - представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан Зарипова Л.Ф. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать

Административный ответчик - представитель Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан Чубатюк С.Б. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы т законные интересы административного истца.

На основании ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Как следует из п. 8 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ), зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования данного Федерального закона в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

На основании п. 9 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в ч. 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

В силу п. 19 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ, до 1 июня 2019 года собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01 сентября 2019 года.

В отношении магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), указанных в части 19 настоящей статьи, решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. Со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренные частью 19 настоящей статьи решения об утверждении описания местоположения границ минимальных расстояний до данных трубопроводов и границ территорий в пределах указанных минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ утрачивают силу, а в отношении земельных участков, зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, границах минимальных расстояний, не применяются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, предусмотренные в пределах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (п. 20 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ).

Согласно п. 21 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ, до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.

Пунктом 16 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

Согласно п. 16.2 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ, до 1 января 2022 года с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 настоящей статьи, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу Исафовой А.К. на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:14:120301:177, площадью 2345 кв.м.

Из представленной выписки из ЕГРН от 06 октября 2020 года следует, что в отношении данного земельного участка установлены ограничения (обременения) на основании постановления главы администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года № 407, вид ограничения: охранная зона магистрального нефтепровода Открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева», дата регистрации ограничения 10 марта 2011 года. Лицо, в пользу которого установлено ограничение - Акционерное общество «Транснефть-Урал».

Уведомлением Акционерного общества «Транснефть-Урал» от 20 июля 2020 года Исафовой А.К. было разъяснено, что вдоль трассовая ВЛ-10 кВ, входящая в состав магистральных трубопроводов Акционерного общества «Транснефть-Урал», для которого была установлена охранная зона на часть земельного участка с кадастровым номером , реконструирована и вынесена севернее <адрес> Республики Башкортостан, в том числе за пределы земельного участка с кадастровым номером С учетом изложенного, информация в ЕГРН о прохождении охранной зоны ВЛ-10 кВ через земельный участок с кадастровым номером не актуальна. После выполнения мероприятий по корректировке вышеуказанной границы охранной зоны с внесением изменений в сведения ЕГРН ранее установленное ограничение, обременение прав на земельный участок будет снято.

03 августа 2020 года Акционерное общество «Транснефть-Урал» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории Благоварского района Республики Башкортостан, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 02:14:120301:177.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 07 августа 2020 года во внесении вышеуказанных изменений в сведения ЕГРН было отказано со ссылкой на ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в настоящее время не принято Положение по охранным зонам трубопроводов и не определен орган, уполномоченный на принятие решения об изменении.

Полагая, что указанное уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан является незаконным, нарушающим ее права, Исафова А.К. обратилась в суд с настоящим иском.

Судом также установлено, что Акционерное общество «Транснефть-Урал», как лицо, в пользу которого установлено ограничение в виде охранной зоны магистрального нефтепровода Открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева», и как правообладатель сооружения, в связи с размещением которых установлена такая зона, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о внесении изменений в ЕГРН, касаемо прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории, в том числе на территории земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности. При этом, указывая, что информация в ЕГРН о прохождении охранной зоны ВЛ-10 кВ через земельный участок с кадастровым номером 02:14:120301:177 не актуальна, в связи с чем просили внести изменения в ЕГРН в части указания зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с ч. 11 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории, то есть об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также об изменении зоны с особыми условиями использования территории, обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.

Следовательно, суд приходит к выводу, что существование зоны с особыми условиями использования территории в отношении земельного участка с кадастровым номером при фактическом отсутствии такой зоны, нарушают права собственника Исафовой А.К., предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации на право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в связи с чем отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан во внесении соответствующих изменений в ЕГРН нельзя признать законным и обоснованным.

При этом, не является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований отсутствие положения по охранным зонам трубопроводов и определения органа, уполномоченного на принятие решения об изменении, так как отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При таких обстоятельствах суд считает административные исковые требования Исафовой Альбины Камилевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об обязании внести изменения в ЕГРН сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, административное исковое заявление в данной части не подлежит удовлетворению, поскольку в процессе рассмотрения дела до вынесения решения административными ответчиками по обращению Администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан 09 июня 2021 года прекращены ограничения (обременения) прав на земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального строительства, общая площадь 2 345 кв. м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> границах зоны с особыми условиями использований территории Республики Башкортостан, <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Исафовой Альбины Камилевны - удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий – охранная зона магистрального нефтепровода Открытого акционерного общества «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева» в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Исафовой Альбине Камилевне.

Решение суда исполнению не подлежит.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья

Благоварского межрайонного суда

Республики Башкортостан Э.М. Имашева

Решение15.07.2021