Дело № 2а-5250/20 24 ноября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.М.
при секретаре Ивановой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гуковой Т. Л. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, обязании осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гукова Т.Л. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене решения (уведомления) об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>; обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права в отношении вышеуказанного объекта недвижимости на основании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обоснование иска административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>.
Государственная регистрация была приостановлена уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за №. Срок приостановки до ДД.ММ.ГГГГ.
Приостановкой государственной регистрации послужило следующее:
В силу п. 7 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о регистрации обязательным этапом государственной регистрации является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
П. 2 ст. 14 Закона о регистрации установлено, что для проведения государственной регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены документы, устанавливающие возникновение права конкретного лица на конкретный объект недвижимого имущества, так называемые правоустанавливающие документы. Во исполнение указанной нормы Закона о регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербурга (далее - Управление) в качестве правоустанавливающих документов передаточный акт от 23.06.2017г.
Данный акт не был принят управлением в качестве надлежащего доказательства в связи с тем, что не содержит сведений о передаче истцу в собственность <адрес>.
Кроме того, необходимы документы подтверждающие исполнение финансовых обязательств.
На основании п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Вышеуказанные обстоятельства явились препятствием проведения государственной регистрации права собственности.
Осуществление действий по государственной регистрации права собственности было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика был направлен официальный запрос документов (досудебная претензия): надлежащего акта с указанием собственности в 2-х экземплярах, а также акт сверки. Вышеперечисленные документы просили предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Почтовый идентификатор письма №, письмо получено застройщиком ДД.ММ.ГГГГ. На данный запрос ответа не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика был направлен второй официальный запрос. Почтовый идентификатор письма №, письмо получено застройщиком ДД.ММ.ГГГГ. На данный запрос ответа не последовало.
Поскольку до приостановки (до ДД.ММ.ГГГГ) оставалось немного времени, документы, запрашиваемые от застройщика, не были получены, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о приостановлении государственной регистрации, поскольку была бы потеряна госпошлина, и последовал бы отказ.
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика был направлен третий официальный запрос (досудебная претензия) Почтовый идентификатор письма №, письмо получено застройщиком ДД.ММ.ГГГГ. На данный запрос ответа не последовало.
Дождавшись, начала рабочих дней, после новогодних праздников истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в офис застройщика с заявлением о предоставлении всё тех же запрашиваемых в приостановке документов. (Вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ) Ответа на данное заявление не последовало.
Истец донесла в Россреестр платежные документы.
ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомлению № следует, что Управление Россреестра по Санкт-Петербургу рассмотрело дополнительные документы, поступившие с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№, представленные к основному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№ информирует о том, что представленные документы частично устраняют замечания, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика была направлена повторная претензия. Почтовый идентификатор письма №. Ответа не последовало.
Все обращения в адрес заинтересованного лица были направлены на основании приостановки в государственной регистрации, с целью получения необходимых и юридически верных документов для осуществления государственной регистрации права собственности на <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ был получен отказ в государственной регистрации.
Таким образом, управление Россреестра признало акт несоответствующим законодательству РФ.
Между тем, Гукова Т.Л. обращалась в суд с иском об обязании ООО «Л1-4» предоставить двухсторонний акт приема-передачи <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, Литер А.
Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в данном требовании было отказано.
Исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
В рамках дела № административный ответчик не участвовал.
Свою правовую позицию относительно передаточного акта о передаче квартиры по договору участия в долевом строительстве №НМр67-125-Вулкан3-1 от ДД.ММ.ГГГГ датированный от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра выразило в своем отказе в государственной регистрации права собственности.
Административный истец Гукова Т.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен, доверила представление своих интересов Кузьминой А.В.
Представитель административного истца Кузьмина А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, административный иск поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Галь Д.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации сведений. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и Законом о регистрации. В связи с тем, что заявителем был представлен лишь один акт приема-передачи квартиры, не содержащий указания на передачу квартиры в собственность, не было подтверждения исполнения финансовых обязательств (притом, что договор инвестирования государственную регистрацию не проходил), было принято решение о приостановлении, а впоследствии, хотя заявителем были устранены некоторые замечания (представлены документы, подтверждающие исполнение финансовых обязательств), с учетом неисполненных требований закона в части предоставления акта приема-передачи не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, а также отсутствия указания в акте на вид права, было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Со ссылкой на положения части 1 ст. 21, части 3 ст. 21, п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации административной ответчик считает решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении объекта недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица ООО «Л1-4» Павлов А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился, административный иск поддержал.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица (части 9 и 11) при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГГукова Т.Л. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>, предоставив в качестве основания регистрации права собственности копию договора № НМ67-125-Вулкан3-1 участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект была приостановлена уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № на срок до ДД.ММ.ГГГГ по мотивам того, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены документы, подтверждающие исполнение финансовых обязательств по договору долевого участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ № НМ67-125-Вулкан3-1.
Административным истцом были предприняты меры по истребованию у застройщика ООО «Л4-1» надлежащего акта с указанием собственности в 2-х экземплярах, а также акта сверки, однако на направленные истцом запросы ответы получены не были.
ДД.ММ.ГГГГГукова Т.Л. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о приостановлении государственной регистрации, уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил представитель ООО «Л4-1» суду, передаточный акт был подписан сторонами, почему истцу не был выдан второй экземпляр передаточного акта ему неизвестно.
Как следует из уведомления № Управление Россреестра по Санкт-Петербургу в результате рассмотрения дополнительных документов, поступивших с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ№, представленных к основному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№, пришло к решению о том, что представленные документы частично устраняют замечания, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности, а именно: в части предоставления документов, подтверждающих исполнение финансовых обязательств по договору долевого участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ № НМ67-125-Вулкан3-1.
В то же время уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>, в связи с тем, что представленный передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят в качестве надлежащего документа, в связи с тем, что не содержит сведений о передаче Гуковой Т.Л в собственность <адрес> по вышеуказанному адресу. Уведомление об отказе было получено истцом ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика ввиду следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
П. 2 ст. 14 Закона о регистрации установлено, что для проведения государственной регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены документы, устанавливающие возникновение права конкретного лица на конкретный объект недвижимого имущества, так называемые правоустанавливающие документы.
На основании п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Положениями ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В частности, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме (п.п. 1 п. 3 ст. 21).
Между тем, особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства, урегулированы ст. 48 названного закона, в соответствии с которой для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю);
3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Таким образом, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставление двух экземпляров передаточного акта не предусмотрено.
При этом, ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязанности застройщика передать участнику долевого строительства два экземпляра передаточного акта также не предусматривает.
Исходя из изложенного следует, что что действующим законодательством не ппредусмотрено предоставление участнику долевого строительства второго экземпляра акта, а соответственно его отсутствие не может являться препятствием для регистрации в установленном порядке право собственности на объект долевого строительства.
Составление передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства регулируется ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», форма акта закреплена в части 1 ст. 8 вышеуказанного закона и предусматривает, что передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон.
Проанализировав содержание передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит, что по форме и содержанию он соответствует требованиям, указанным в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ.
Также суд учитывает то обстоятельство, что решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №Гуковой Т.Л. было отказано в удовлетворении исковых требования об обязании ООО «Л1-4» предоставить двухсторонний акт приема-передачи <адрес> находящейся по адресу <адрес>, литер А, при этом суд квалифицировал данный акт как акт приема-передачи объекта дольщику.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности принятого административным ответчиком решения об отказе государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, которое препятствует истцу в реализации его прав, в связи с чем принимает решение об удовлетворении заявленного административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об отказе государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес><адрес> на основании заявления №.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.
Судья Е.М. Осипова