ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5255/2016 от 12.09.2016 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-5255/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Постоялко С.А.,

при секретаре Поротниковой Е.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСН, ЗЕВ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным сообщения,

у с т а н о в и л:

ЖС.Н., ЗЕ.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, в котором просят признать сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.03.2016 № – незаконным. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО произвести государственную регистрацию изменения записи в ЕГРП и повторно выдать свидетельство о праве собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 460,2 кв.м., расположенное по адресу: НСО, г. Н, ул. Б, – ЖС.Н. и ЗЕ.В.

В обоснование требований административные истцы указали, что они являются собственниками нежилого помещения общей площадью 400,2 кв.м., расположенного по адресу: НСО, г. Н, ул. Б, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности. В дальнейшем истцами выполнена реконструкция и перепланировка указанного помещения, повлекшая увеличение его площади на 60 кв.м. до 460,2 кв.м. 19.11.2015г. кадастровым инженером ФИО1 изготовлен технический паспорт на объект недвижимости, на основании которого Филиалом ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по НСО 08.12.2015г. внесены изменения в Государственный кадастр недвижимости в части отражения новой площади помещения – 460,2 кв.м. По результатам указанной процедуры истцам был выдан кадастровый паспорт помещения.

30.12.2015г. истцы обратились в Управление Росреестра с заявлением о повторной выдаче свидетельства о регистрации права собственности в связи с изменением площади объекта недвижимости. К заявлению были приложены документы: кадастровый паспорт помещения от 08.12.2015г., согласие банка на осуществление регистрационных действий с имуществом, квитанции об уплате государственной пошлины, доверенности с полномочиями представителя. Уведомлением от 21.01.2016г. № государственная регистрация была приостановлена, поскольку не были представлены документы, которые отражали бы характер произведённых изменений, а также свидетельствовали о принятии объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке. При этом в Уведомлении не содержались сведения о том, какие конкретные документы необходимо представить для осуществления регистрационных действий.

17.02.2016г. истцами дополнительно были представлены в Управление Росреестра документы: заключение о техническом состоянии реконструированного и перепланированного помещения №; экспликация к поэтажному плану здания (строения).

31.03.2016г. ответчик отказал в государственной регистрации указанных изменений на основании абзацев 10,13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое и имущество и сделок с ним». Отказ был мотивирован не идентичностью сведений в отношении площади объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРП (400,2 кв.м.) и ГКН (460,2 кв.м.), сделан вывод о том, что истцами произведена реконструкция, на которую не были представлены документы, отражающие характер произведенных изменений, а также свидетельствующие о принятии объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Истцы не согласны с данным отказом, считают его незаконным, нарушающим их права. Истцами представлено заключение о техническом состоянии реконструированного и перепланированного нежилого помещения, из которого следует, что реконструкцией и перепланировкой нежилого помещения в здании по ул. Большевистская, 131а в г. Новосибирске не затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения и здания - в соответствии с подпунктом 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство (проведение строительно-монтажных работ по реконструкции и перепланировке нежилого помещения) не требуется. Ответчиком не была дана правовая оценка указанному заключению. Кроме того, в отказе Управления Росреестра отсутствует указание на норму материального права, согласно которой истцы обязаны представить разрешение на строительство (реконструкцию), и как следствие на ввод его в эксплуатацию. Право собственности истцов на спорный объект недвижимости уже было признано государством в 2006 году. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просят удовлетворить заявленные требования.

Административные истцы ЖС.Н., ЗЕ.В. в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель административных истцов ИЛ.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы заявления поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новосибирской области ПЛ.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 9 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (частью 1).

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ порядок государственной регистрации прав предусматривает правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений (пункт 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ).

Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности (пункт 3 статьи 19 Закона N 122-ФЗ).

Судом установлено, что ЖС.Н. и ЗЕ.В. являются собственниками помещения, площадью 400,2 кв.м., по 1/2 доли в общей долевой собственности, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 28.09.2006г., акта приема-передачи от 02.10.2006г. (л.д.11,12).

В судебном заседании установлено, что административными истцами была произведена реконструкция и перепланировка помещения по адресу: <...>, повлекшие увеличение площади помещения до 460,2 кв.м.

08.12.2015г. Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области был выдан кадастровый паспорт на помещение кадастровый номер, расположенное ул. Б,, площадью 460,2 кв.м. (л.д.13-15).

30.12.2015г. от ЖС.Н., ЗЕ.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО были представлены заявления о выдаче повторного свидетельства в отношении нежилого помещения по ул. Б, аа., в связи с внесением изменений в ГКН (л.д.55-56), представив доверенность от 03.12.2015г., квитанцию от 30.12.2015г., кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от 08.12.2015г. №, письмо банка от 24.12.2015г. №.

Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО от 21.01.2016г. №, в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации, государственная регистрация приостановлена до 21.01.2016г. На государственную регистрацию не были представлены документы, которые бы отражали характер произведенных изменений, а также свидетельствовали о принятии в эксплуатацию в установленном законом порядке (л.д.84-86).

17.02.2016г. истцами дополнительно были представлены в Управление Росреестра заключение о техническом состоянии реконструированного и перепланированного нежилого помещения №, экспликация к поэтажному плану здания (строения), выданная Новосибирским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация».

Согласно заключения о техническом состоянии реконструированного и перепланированного нежилого помещения в здании по ул. Б, в г. Н №10-4130, подготовленного ООО «Архстройпроект» сделаны следующие выводы: объемно-планировочные решения по реконструкции и перепланировке не затронуты несущие конструкции здания и не снизили их несущую способность, а также не нарушили работу коммуникаций инженерного обеспечения здания. После реконструкции и перепланировки нагрузка на несущие конструкции осталась в пределах их несущей способности. В связи с тем, что реконструкция с перепланировкой велась в соответствии с проектной документацией – проведение дополнительных инженерно-геологических изысканий, детального обследования, а также проверочных расчетов возведенных конструкций не требуется. Техническое состояние реконструированного и перепланированного нежилого помещения в здании по ул. Б, в г.Н - удовлетворительное, работоспособное. Эксплуатация реконструированного и перепланированного нежилого помещения в здании по ул. Большевистская, 131а, в г. Новосибирске – возможна. После реконструкции и перепланировки конструктивная схема, площадь застройки и строительный объем нежилого помещения на третьем этаже и здания в целом не изменились. В связи с тем, что реконструкция и перепланировка нежилого помещения в здании по ул. Б, в г. Н не затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности помещения и здания - в соответствии с подпунктом 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство (проведение строительно-монтажных работ по реконструкции и перепланировке нежилого помещения) не требуется (л.д.16-22).

17.02.2016г. уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО № государственная регистрация приостановлена до 17.03.2016г., на основании того, что 17.02.2016г. ИЛ.А., действующей от имени ЖС.Н. по доверенности было представлено заявление о приостановлении государственной регистрации выдачи повторного свидетельства на недвижимое помещение, расположенное по адресу: НСО, г. Н, ул. Б,, в связи с предоставлением дополнительных документов (л.д.80).

Регистратором в порядке межведомственного взаимодействия 17.02.2016г. в адрес Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска был направлен запрос о предоставлении сообщения, является ли реконструкцией изменение общей площади объекта недвижимого имущества: нежилого помещения по ул. Б, с площади 400,20 кв.м. на площадь 460,2 кв.м., а также необходимо ли разрешение на реконструкцию и ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса (л.д.81-83), с предоставлением информации выдавались ли документы, свидетельствующие о реконструкции вышеуказанного объекта недвижимого имущества.

К указанному запросу были приложены следующие технические документы на объект недвижимого имущества по ул. Б,: кадастровый паспорт № от 08.12.2015г., экспликация к поэтажному плану здания (строения) от 02.03.2006г., сведения об учете части объекта недвижимости от 04.09.2006г., заключение о техническом состоянии реконструированного и перепланированного нежилого помещения №, выданного ООО «Архстройпроект».

Из ответа Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска от 04.03.2016г. №, следует, что согласно представленным копиям поэтажного плана от 22.01.2004г. и технического помещения от 05.02.2014г. увеличение площади нежилого помещения 400,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Б, в Октябрьском районе на 60,0 кв.м., произошло за счет устройства дополнительного перекрытия в части здания антресоли, что является реконструкцией, на проведение которой в соответствии с действующим градостроительным законодательством требуется получение разрешений на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешения на строительство (реконструкцию) вышеуказанного объекта и на ввод его в эксплуатацию мэрией г. Новосибирска не выдавались (л.д.87).

Сообщением от 31.03.2016 № ЖС.Н., ЗЕ.В. отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (л.д.89-90).

В качестве оснований для отказа указано на непредставление документа, подтверждающего принадлежность заявленного объекта, а также ответ органа местного самоуправления об отсутствии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и на ввод его в эксплуатацию.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Соответственно, отказ в необходимости получения такого разрешения на основании представленных лицом, осуществившим строительные работы в принадлежащем нежилом (жилом) помещении, также выдается указанным органом.

Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В соответствии с абзацем 10 и абзацем 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Таким образом, учитывая наличие ответа Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска от 04.03.2016г. № о необходимости представления разрешения на реконструкцию и на ввод объекта в эксплуатацию, суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Новосибирской области правомерно отказало истцам в государственной регистрации. Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что правовая экспертиза документов по вопросу о том, требуется ли разрешение на строительство (реконструкцию) помещения, входит в компетенцию органа местного самоуправления.

При этом, представленное истцами техническое заключение, выполненное ООО «Архстройпроект», не являлось документом, на основании которого осуществляется государственная регистрации права. Данное техническое заключение может являться доказательством при разрешении спора о праве на постройку.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования истцов ЖС.Н., ЗЕ.В. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ЖСН, ЗЕВ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным сообщения, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.

Судья /подпись/ Постоялко С.А.