Дело № 2а-5256/2018 Копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Челябинск 15 августа 2018 года Центральный районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Карпинской Ю.А., при секретаре Грищенко В.Е., с участием представителя административного истца Голубкова О.В., представителя административного ответчика Пинаева С.Н., представителя заинтересованного лица Казанкина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Головко Л.Л. к Главному управлению лесами <адрес> о признании незаконным заключения, приказа, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Головко Л.Л. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению лесами <адрес> с требованиями о признании незаконными: - отрицательного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ по государственной экспертизе проекта освоения лесного участка площадью 0,7 га., переданного в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности Головко Л.Л. в квартале <адрес> га.; - приказа Главного управления лесами № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении заключения экспертной комиссии в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии №-Э от ДД.ММ.ГГГГ по государственной экспертизе проекта освоения лесов лесного участка площадью 0,7 га., переданного в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности Головко Л.Л. в квартале <адрес>. - возложении на Главное управление лесами <адрес> обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем выдачи положительного заключения экспертной комиссии о согласовании проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности Головко Л.Л. в квартале <адрес> ЧОБУ Аргаяшское лесничество на площади 0,7 га и утвердить положительное заключение экспертной комиссии. В обоснование административного иска истец указала, что между Главным управлением лесами <адрес> и Головко Л.Л. заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности лесного участка общей площадью 0,7 га. Приказом Главного управления лесами <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено отрицательное заключение экспертной комиссии №-Э от ДД.ММ.ГГГГ по государственной экспертизе проекта освоения лесного участка площадью 0,7 га., переданного в аренду по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности Головко Л.Л. в квартиле <адрес> ЧОБУ Аргаяшское лесничество на площади 0,7 га. по причине отсутствия согласования проекта с Министерством экологии <адрес>. Требование Главного управления лесами <адрес> об возложении на арендатора обязанности по согласованию проекта освоения лесов с Министерством экологии <адрес>, является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца. Административный истец Головко Л.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель административного истца Голубкова О.В. в судебном заседании поддержал заявленный иск, ссылаясь на изложенные в нем доводы. Представитель административного ответчика главного управления лесами <адрес>Пинаева С.Н. в судебном заседании возражала против административного иска. Представитель заинтересованного лица Министерства экологии по <адрес>Казанкина М.Н. исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в заявленном иске по следующим основаниям. В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В судебном заседании установлено, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением лесами <адрес> и Головко Л.Л. заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для осуществления рекреационной деятельности лесного участка общей площадью 0,7 га. Договор аренды зарегистрирован в Главном управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ под номером №. Целевое назначение лесного участка – защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – лесопарковые зоны. Пунктом 3.4.1 Договора аренды лесного участка установлена обязанность арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами и настоящим договором. Арендованный участок находится в границах охранной зоны памятника природы Аргазинского водохранилища. Аргазинское водохранилище отнесено к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об охране памятников природы в области». Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Пунктом 28 указанного Приказа определено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В ДД.ММ.ГГГГ году Головко Л.Л. разработала и представила на государственную экспертизу Проект освоения лесов. В представленном проекте к существующим объектам отнесены объекты, возведенные в отсутствие правовых оснований и являющиеся по своей природе самовольными. Лесной участок, предоставленный по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ расположен в охранной зоне Памятника природы озеро Аргази. Пунктом 20 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О положениях о памятниках природы <адрес>», а также ч.2 ст. 27 Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы Аргазинского водохранилища и его охранной зоны, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы Аргазинского водохранилища и его охранной зоны. В соответствии с пунктом 6 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Положения о памятнике природы <адрес> Аргазинском водохранилище», режим особой охраны памятника природы Аргазинского водохранилища и его охранной зоны учитывается при разработке документов территориального планирования <адрес> и документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, а также при подготовке материалов рекреационного использования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов. Документы территориального планирования <адрес>, документы территориального планирования муниципальных образований <адрес>, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов в части территории памятника природы Аргазинского водохранилища и его охранной зоны согласовываются с Министерством экологии <адрес>. Согласно п.10 Приказа Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и всепроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плату субъекта Российской Федерации. Согласно п. 3.21. Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, экспертная комиссия (эксперт) вправе запрашивать дополнительную информацию (документы). Таким образом, законом установлено право уполномоченного органа на получение дополнительной информации в виде заключения Министерства экологии <адрес>. Однако буквальное толкование норм закона не связывает наличие данного права с корреспондирующей обязанностью заявителя по согласованию проекта с Министерством экологии <адрес>. Согласно заключению №-Э от ДД.ММ.ГГГГ экспертной комиссии по государственной экспертизе «Проекта освоения лесного участка площадью 0,7 га., переданного в аренду Головко Л.Л. для осуществления рекреационной деятельности в квартале <адрес> лесничества ЧОБУ «Аргаяшского лесничество» Главного управления лесами <адрес>, представленный на государственную экспертизу проект отвечает требованиям Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом МПР Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, но отсутствует согласование с Министерством по радиационной и экологической безопасности <адрес>. В связи с изложенным, комиссией было предложено утвердить отрицательное заключение государственной экспертизы и предложить заявителю организовать согласование проекта. По результатам заключения экспертной Главным управлением лесами <адрес> был вынесен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ г.об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№-Э по государственной экспертизе Проекта освоения лесного участка переданного в аренду для осуществления рекреационной деятельности в Аргазинском участковом лесничестве Аргаяшского лесничества на площади 0,7 га. Решением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску Головко Л.Л. об оспаривании нормативного правового акта, было отказано в удовлетворении требований истца о признании недействующим пункта 6 «Положения о памятнике природы <адрес> Аргазинском водохранилище», утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, в части необходимости согласования проектов освоения лесов с Министерством экологии <адрес>, а также возложения обязанности на <адрес> устранить нарушение прав и законных интересов Головко Л.Л. Решение в законную силу не вступило. Учитывая изложенное, отрицательное заключение №-Э от ДД.ММ.ГГГГ и приказ Главного управления лесами № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям закона в части возложения на заявителя обязанности по организации согласования проекта. Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обжалуемые истцом заключение и приказ вынесены ответчиком в 2009 году. Как следует из штампа входящей корреспонденции, административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, за пределами установленного законом срока на обжалование. Ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления истцом заявлено не было. Доводы представителя административного истца о том, что о нарушенном праве истец узнала из решения Челябинского областного суда, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ и от этой даты следует исчислять срок на обращение в суд, не могут быть приняты во внимание. Частью 1 ст. 4 КАС РФ, ч.1 ст. 3 ГПК РФ гарантировано право на обращение в суд заинтересованного лица за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Данное право является безусловным, может быть реализовано в случае предполагаемого нарушения прав гражданина и не зависит от правоприменительной практики и толкования действующего законодательства. В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Учитывая изложенное, исковые требования Головко Л.Л. к Главному управлению лесами <адрес> о признании незаконным заключения, приказа, возложении обязанности, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 179, 180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Головко Л.Л. к Главному управлению лесами <адрес> о признании незаконным заключения, приказа, возложении обязанности – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд <адрес>. Судья п/п Ю.А. Карпинская Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья Ю.А. Карпинская Секретарь В.Е. Грищенко |