ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5256/19 от 24.08.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

<данные изъяты>0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;

Мотивированное решение

24.08.2019 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2019 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего Макаровой И.С.,

при секретаре Мамонтовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Северный купец» к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Северный купец» обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области об оспаривании предписания.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Северный купец» осуществляет производственный контроль на рабочих местах и в офисных помещениях. Обществом разработана и выполняется программа производственного контроля, утвержденная генеральным директором ООО «Северный купец» Куликом Р. П. от ДД.ММ.ГГГГ, на что указано в Экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, приложенном к Акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Программой производственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ в Обществе организован трехступенчатый контроль за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также за соблюдением всеми работниками, требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно - технических документов по охране труда.

Данные мероприятия производственного контроля за условиями труда проводятся ООО «Северный купец» должным образом, в установленные сроки. Для подтверждения указанного факта, в рамках проверки Обществом был представлен Акт производственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, но рассмотрение данного документ не отражено в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, информация в большем объеме не запрошена.

Кроме того, экспертами и представителями экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» установлены объективные данные, подтверждающие проведение Обществом производственного контроля на рабочих местах в офисных помещениях ООО «Северный купец» по адресу осуществления деятельности: <адрес>

Вместе с тем, вменение ООО «Северный купец» обязанности по проведению лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды (наличие протоколов замеров) не соответствует действующим санитарным нормам и правилам.

Осуществляемый ООО «Северный купец» вид деятельности по оптовой торговле рыбопродукцией (ОКВЭД 46.38.1 Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов) и эксплуатируемый им объект не относится к видам деятельности и объектам, указанным в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01 и требующим применения лабораторных исследований, испытаний.

При этом перечень объектов, указанных в п. 4.1 Санитарных правил 1.1058-01 и Требующих применения лабораторных исследований, испытаний, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Между тем, ни в Экспертных заключениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, ни в Актах санитарно - эпидемиологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ так и не было отмечено, что работники ООО «Северный купец» обеспечены питьевой водой посредством установленного в офисе кулера, что должно было установлено при осмотре помещения, а так же указывалось и проверялось при проведении внеплановой проверки на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, к Обществу не могут быть применены требования п. 2.4 Санитарных правил 1.1.1058-01 о необходимости включать в программу производственного контроля осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды (шум, освещенность, микроклимат, электромагнитные поля от ПЭВМ) на рабочих местах в офисных помещениях ООО «Северный купец», а также лабораторных исследований питьевой воды по санитарно - химическим и микробиологическим показателям.

В связи с чем, отсутствуют доказательства нарушения Обществом Санитарных правил 1.1.1058-01.

Оспариваемое Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области, является незаконным правовым актом, поскольку влечет возникновение для Общества обязанностей (незаконно возложенных), предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 1.5. Санитарных правил 1.1.1058 - 01, неисполнение которых может породить юридические последствия - наступление установленной законодательством Российской Федерации ответственности.

Просит суд признать незаконным и отменить Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, вынесенное административным ответчиком - Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области, как несоответствующее требованиям действующего законодательства РФ, и в связи с недоказанностью нарушения ООО «Северный купец» санитарно - эпидемиологического законодательства.

Взыскать с административного ответчика - Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в пользу административного истца - ООО «Северный купец» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей.

Представитель административного истца Высоцкая Д.Н. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика Шерстнева Т.В. в доводами административного иска не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, поскольку предписание выдано законно и обоснованно.

Административный ответчик- заместитель руководителя Ермакова М.В. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы проверки Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Срок обжалования предписания в соответствии со ст. 357 ТК РФ не пропущен, предписание получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статьям 41 и 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Указанные конституционные нормы нашли свое отражение и в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а именно в статье 8, которой оговорено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

При этом среда обитания является составляющей понятия санитарно- эпидемиологического благополучия населения, суть которой определена в ст. 1 данного закона и представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно требованиям Федерального закона № 52-ФЗ: «факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, выполнять требования законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил, согласно ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона № 52- ФЗ, «Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг».

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 32 Федерального закона № 52- ФЗ, «производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда,“ если иное не предусмотрено федеральным законом».

Из материалов дела следует, что Управлением на основании распоряжения от 29.05.2019 года № 433/19, с целью исполнения Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.03.2019 «О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной компании 2019 года», изданного в целях реализации поручения Правительства РФ от 21.02.2019 № ТГ-П12-1285, проведена внеплановая документарная и выездная проверка.

В ходе проверки было установлено, что юридическим лицом, ООО «Северный купец», не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиоло- гических (профилактических) мероприятий, а именно проведение лабораторноинструментальных исследований факторов производственной среды на рабочих местах в офисных помещениях при работе с копировально-множительной техникой (исследование параметров микроклимата, искусственной освещенности, электромагнитного поля от персональных электронно-вычислительных машин, шума).

По результатам проведенной проверки ООО «Северный купец» выдано предписание, которым предписано: обеспечить проведение производственного контроля за факторами производственной среды (шум, освещенность, микроклимат, электромагнитные поля от ПЭВМ) на рабочих местах в офисных помещениях ООО «Северный купец», лабораторные исследования питьевой воды по санитарно - химическим и микробиологическим показателям, в соответствии с требованиями п. 1.5. СП 1.1.1058 01, представить объективные данные об их выполнении, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 8 (ред. от 27.03.2007) (далее - СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

В соответствии с п.1.3. СП 1.1.1058-01, настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

В соответствии с положениями и. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с положениями 2.2. СП 1.1.1058-01 целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

В соответствии с положениями 2.3. СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция; отходы производства и потребления.

В соответствии с требованиями пункта 2.1.1 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 №81 (далее - СанПиН 2.2.4.3359-16), - «Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма»;

В соответствии с требованиями пункта 2.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 №118 (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) «ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.»;

В соответствии с требованиями пункта 2.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, «Перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов представлен в приложении 1 (таблица 1)»;

В соответствии с требованиями пункта 2.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, «Допустимые уровни звукового давления и уровней звука, создаваемого ПЭВМ, не должны превышать значений, представленных в приложении 1 (таблица 2).»;

В соответствии с требованиями пункта2.4СанПиН2.2.2/2.4.1340-03, «Временные допустимые уровни электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, не должны превышать значений, представленных в приложении 1 (таблица 3).»

В соответствии с требованиями пункта 2.5СанПиН2.2.2/2.4.1340-03,

«Допустимые визуальные параметры устройств отображения информации представлены в приложении 1 (таблица 4).»;

В соответствии стребованиямипункта2.6СанПиН2.2.2/2.4.1340-03,

«Концентрации вредных веществ, выделяемых ПЭВМ в воздух помещений, не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных для атмосферного воздуха»;

В соответствии с требованиями пункта 2.7 СанПиН2.2.2/2.4.1340-3, «Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электронно-лучевой трубке) при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 1 мкЗв/час (100 мкР/час)».

В нарушении указанного, объективные данные, подтверждающие проведение производственного контроля на рабочих местах в офисных помещениях ООО «Северный купец» по адресу осуществления деятельности: <адрес>), протоколы замеров факторов производственной среды на рабочих местах (шум, освещенность, микроклимат, электро-магнитные поля от ПЭВМ, исследования воды, в рамках производственного контроля за условиями труда работающих отсутствуют.

Вышеуказанные нарушения подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод административного истца со ссылкой на пункт 4.1 Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01), о том, что ООО «Северный купец» не является промышленным предприятием, а занимается деятельностью по оптовой торговле рыбопродукцией, поэтому не входит в число объектов, на которых распространяется обязанность по проведению лабораторных исследований при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, суд отклоняет, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего санитарного законодательства.

Согласно СП 1.1.1058-01 настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1.3). Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе совершать перечисленные в данном пункте действия (пункт 1.5).

Разделом 4 СП 1.1.1058-01 установлены особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе пунктом 4.1 предусмотрен перечень объектов, на которых производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний. При этом в подпункте «а» пункта 4.1 среди объектов производственного контроля с применением лабораторных исследований поименованы производственные объекты, перечень которых не ограничен той или иной деятельностью по кодификатору. Производственные помещения для организации производственной деятельности ООО «Северный купец» имеются.

На основании пункта 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Пунктом 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предусмотрено, что индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением названных Санитарных правил.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в частности осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Из содержания пунктов 14.3, 14.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 следует, что инструментальный контроль за соблюдением требований названных Санитарных правил осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

Судом установлено, что Общество осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли, используя при этом ВДТ и ПЭВМ. Между тем, ООО «Северный купец» в проверяемый период не обеспечило осуществление производственного контроля измерений и оценки электромагнитных полей на рабочих местах, работающих от ВДТ и ПЭВМ. То обстоятельство, что ООО «Северный купец» (по виду деятельности) не входит в число объектов, указанных в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, не исключает его обязанности по проведению производственного контроля.

Довод ООО «Северный купец» о наличии организации визуального и документарного контроля за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, не слагает с него обязанности соблюдать требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, прежде всего в отношении работников занятых производственной деятельностью в офисных помещениях. Также в этой связи необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которых при эксплуатации общественных помещений и зданий также должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое предписание, выданное уполномоченным органом по результатам внеплановой проверки в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», содержит только законные требования, основанные на вышеизложенных нормах права.

На ООО «Северный купец» возложена обязанность по устранению нарушений требований, соблюдение которых обязательно для юридического лица в силу закона.

Доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения предписания, административным истцом не представлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что предписание № 433/19-01 от 24.06.2019 является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Северный купец» к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области об оспаривании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова