ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5258/2016 от 23.11.2016 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

дело № 2а-5272/16г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2016г. г. Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино - Балкарской Республики в составе председательствующего, судьи Маршеновой А.М., при секретаре Хурсиновой М.Р.,

с участием административного истца прокурора г. Нальчик - помощника прокурора г. Нальчик - Мизиевой Л.М., действующей на основании доверенности от 13.10.2016г., представившей удостоверение

представителя административного ответчика Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР Кундетова Т.З., действующего на основании доверенности от 16.09.2016г. № 22-01-15944, представившего диплом о высшем юридическом образовании серии ,

представителя административного ответчика Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик Думанова М.К., действующего на основании доверенности от 01.11.2016г. № 1-10-1165, представившего диплом о высшем юридическом образовании серии

представителя административного ответчика МКОУ «СОШ № 9» г.о. Нальчик - и.о. директора Сижажевой Е.М. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.),

представителя административного ответчика МКОУ «СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик - директора Егожева А.М. (выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.),

представителя административного ответчика МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик - директора Машезовой Л.М. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.),

представителя административного ответчика МКОУ «СОШ № 27» г.о. Нальчик - директора Шериевой М.А. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5272/16г. по административному исковому заявлению прокурора г. Нальчика в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР,Департаменту образования Местной администрации г.о. Нальчик,МКОУ «СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выделить денежные средства для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе и укомплектовать библиотечный фонд учреждений учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников,

установил:

Прокурор г. Нальчика обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР о признании бездействия незаконным, возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год по фактическому количеству учащихся на начало учебного года.

В обоснование предъявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой г. Нальчика установлено, что по состоянию на 24.06.2016г. образовательное учреждение не обеспечено в полном объеме по количеству учащихся учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год. Необеспечение учебниками является нарушением ст. 43 Конституции РФ, ст. ст. 3,5, ст. 35 ФЗ № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 6 Закона КБР от 24.04.2014г. № 23- РЗ «Об образовании», Положения о Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР, пп.13 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999Г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пп11 п.1 ст. 15, пп.13 п.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, т.е. к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР. Возложение обязанности на ответчика укомплектовать библиотечные фонды образовательных учреждений необходимо в целях восстановления нарушенных конституционных прав неопределенного круга обучающихся в образовательном учреждении.

Определением Нальчикского городского суда КБР от 26.07.2016г. административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство с административным делом № 2а- 5272/16 для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением номера № 2а- 5272/16.

В ходе рассмотрения данного административного дела, административным истцом в суд поданы письменные заявления об уточнении (дополнении) ранее предъявленных требований, в которых, помимо Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, ответчиками указаны Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик, и предъявлены следующие требования:

1. Признать бездействие Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год для учащихся незаконным.

2.Обязать Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР выделить денежные средства Департаменту образования Местной администрации г.о.Нальчик для предоставления их МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе.

3.Обязать Департамент образования Местной администрации г.о.Нальчик обеспечить МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе.

4. Обязать МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик укомплектовать библиотечный фонд учреждений учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.

В обоснование уточненных (дополненных) требований указано следующее.

Прокуратурой г. Нальчика проведена проверка соблюдения законодательства об образовании на территории г. Нальчик, где выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-Ф3) в части неполного обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями.

В соответствии со ст. 35 Закона № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 6 Закона КБР от 24.04.2014г. № 23-P3 «Об образовании» предусмотрено, что к полномочиям уполномоченного органа относится организация обеспечения республиканских образовательных организаций и муниципальных образовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, путем бесплатного предоставления в пользование обучающимся на время получения образования.

Пунктом 4 Положения о Министерстве образования, науки и по делам молодежи КБР, утвержденного Постановлением Правительства КБР от 19.08.2014г. № 178-ПП, предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие полномочия по: обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Кабардино-Балкарской Республики; организации обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий.

Согласно п. 12 Положения, Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Кабардино-Балкарской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Частью 3 ст. 123.21 ГК РФ предусмотрено, что при недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подп. 11 п. 1 ст. 15 и подп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования. В данном случае такими полномочиями наделено Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР.

В соответствии с Постановлением Правительства КБР от 14.04.2014г. № 62-ПП «О нормативах подушевого бюджетного финансирования и Методике расчета субвенций местным бюджетам по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике» объем субвенций включает в себя расходы на: оплату труда работников общего и дошкольного образования, в том числе ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией (далее - компенсация за книгоиздательскую продукцию); расходы по обеспечению образовательного процесса, включающие приобретение учебников, учебно-наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, классных журналов, классных досок, расходных материалов для занятий с учащимися и воспитанниками, технических средств обучения, учебного и учебно-лабораторного оборудования, справочной, методической и другой литературы в соответствии с реализуемыми программами общего и дошкольного образования, а также затраты на хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением учебного процесса, в расчете на одного учащегося и воспитанника в год.

С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто¬графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся (п. 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать (п. 26 Приказа):укомплектованность учебниками, учебно¬методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Таким образом, не обеспечение учащихся образовательных учреждений г.о.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями нарушает их права гарантированные Конституцией России и действующим Федеральным законодательством.

Укомплектование библиотечного фонда образовательных учреждений г.о.Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год необходимо в целях восстановления нарушенных конституционных прав неопределенного круга обучающихся в образовательных учреждениях города.

Прокурор - помощник прокурора г. Нальчика Мизиева Л. М. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточнений (дополнений) по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР в части предъявленных к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР требований иск посчитал необоснованным, сославшись на доводы письменного возражения на иск, указав, что Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР предпринимает все необходимые меры для реализации обязательства республиканского бюджета по обеспечению учебниками и учебными пособиями образовательных организаций, также указал, что на основании ст. 35 Закона об образовании, финансирование данного процесса предусмотрено за счет средств трех уровней бюджета бюджетной системы РФ: федерального, республиканского и местного бюджета.

Представитель административного ответчика Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик - Думанов М.К. в судебном заседании указал, что их обязательства могут быть выполнены в пределах выделенных денежных средств Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР.

Представители административных ответчиков МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик в судебном заседании посчитали требование о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда образовательных учреждений бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год для учащихся, необоснованным, административный иск в части иных требований посчитали подлежащим удовлетворению.

Административные ответчики МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, доказательств уважительности причин не явки не сообщили, возражений на иск не представили.

Заинтересованное лицо - Министерство финансов КБР, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, доказательств уважительности причин не явки не сообщило.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Выслушав лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В силу ч. 4 ст. 5 Закона об образовании, реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства КБР от 14.04.2014 N 62-ПП (ред. от 20.08.2015) утверждены Нормативы подушевого бюджетного финансирования и Методика расчета субвенций местным бюджетам по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015г.) утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Согласно пункту 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечиватьукомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016г.) утвержден Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 (т.е. до 26 января 2016 года) учебники, которые указанным Приказом исключены из федерального перечня учебников.

Пунктом 10 статьи 8 Закона об образовании, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесена организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Согласно ч.2 ст. 35 Закона об образовании, обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (подпункт 13 пункт 2 статьи 26.3).

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона КБР «Об образовании»,регулирующего отношения в сфере образования в Кабардино-Балкарской Республике, расходы, предусмотренные данным Законом, являются государственными расходными обязательствами Кабардино-Балкарской Республики и финансируются за счет средств республиканского бюджета, если иное не предусмотрено Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства КБР от 19.08.2014г. № 178-ПП "О Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики" утверждено "Положение о Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики".

Министерство является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

К числу полномочий Министерства образования, науки и по делам КБР Положением отнесено:

-обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Кабардино-Балкарской Республики (п.4.1)

-организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (п.4.34);

- обеспечение организации бесплатного предоставления в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики ( п. 4.35 );

- осуществление функций главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство полномочий (п. 4.76);

Вышеизложенные нормы права в их совокупности подтверждают наличие у Министерства образования, науки и по делам молодежи законодательно установленной обязанности по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, посредством предоставления субвенций местным бюджетамв размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

Согласно Постановлению Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 02.12.2015 N 2263 "Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений городского округа Нальчик", функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений городского округа Нальчик от имени местной администрации городского округа Нальчик осуществляет муниципальное казенное учреждение "Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик" (далее - Департамент образования).

Департамент образования является отраслевым органом, осуществляющим координацию действий и управление в сфере образования, и исполняет функции и полномочия Учредителя по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в Учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); в пределах своей компетенции осуществление функций главного распорядителя средств местного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов местного бюджета.

Таким образом, возложение на Департамент образования функций главного распорядителя средств местного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов местного бюджета, влечет за собой обязанность обеспечения образовательных учреждений денежными средствами с учетом выделенных средств для последующего укомплектования библиотечного фондаобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.

Как следует из письма Министерства образования, науки и по делам молодежи РФ № 08-4355 от 07.04.2014г. «О закупке учебников и учебных пособий», закупка учебников может быть осуществлена муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, получаемых из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг.

В силу ч. 1 ст.28 Закона об образовании, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ч.2 ст. 28 Закона об образовании).

Согласно ч.1 ст. 18 Закона об образовании, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 28 данного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2); определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями (п.9).

В силу ч.4 ст. 18 Закона об образовании, организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Из указанного следует, образовательным учреждениям предоставлено право выбора содержания образования, учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Анализ вышеизложенных норм права и обстоятельств дела свидетельствует о том, что возможность укомплектования библиотечных фондов образовательных организаций бесплатными учебниками и учебными пособиями зависит от реализации каждым из административных ответчиков возложенных на него законом полномочий в указанной сфере.

При этом отсутствие либо недостаточное финансирование не должно ограничивать права учащихся по обеспечению государственными гарантиями реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, поскольку принадлежащее гражданам право на образование, гарантированное государством, не должно ставиться в зависимость от уровня финансового обеспечения реализации этого права.

При рассмотрении настоящего административного дела установлен и подтвержден факт неполной укомплектованности образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями за счет субвенций местным бюджетам.

То обстоятельство, что МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик,МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик за счет акции «Подари учебник школе» реализовали полную укомплектованность школ учебниками и учебными, не освобождает соответствующие органы от предусмотренной законом обязанности по обеспечению и выделению денежных средств на приобретение учебников и учебных пособий, а образовательные учреждения - от последующего приобретения на предоставленные денежные средства учебников и учебных пособий, так как праву на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях корреспондирует обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения. Кроме того, Закон об образовании не предусматривает возможность уменьшения размера предоставляемой субвенции местным бюджетам на указанные цели при непосредственной передаче родителями учащихся в библиотечный фонд образовательных организаций учебников и учебных пособий или же возложение исполнения вышеназванных законодательно установленных обязательств государства на самих обучающихся.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР по выделению денежных средств Департаменту образования Местной администрации г.о. Нальчик для предоставления их образовательным организациям с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе; возложения обязанности на Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик по обеспечению образовательных учреждений денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе и требование о возложении обязанности на образовательные организации по укомплектованию библиотечных фондов учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Что касается требования прокурора г. Нальчика о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда образовательных учреждений бесплатными учебниками и учебными пособиями для учащихся на 2016-2017 учебный год, то оно подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку в ходе рассмотрения дела виновное бездействие Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, подтверждения не нашло.

Так, Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР обращалось в Правительство КБР с замечаниями и предложениями к проекту Закона КБР « О республиканском бюджете Кабардино - Балкарской Республики на 2016г. и на плановый период 2017г. и 2018г.» по отрасли «Образование», в том числе по обеспечению учащихся бесплатными учебниками (письмо № 22-11/7161 от 09.11.2015г.).

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР и ранее предпринимало меры, подавая заявку на 100% обеспечение образовательных организаций учебниками и учебными пособиями, однако предусмотренные в республиканском бюджете средства покрывали только частичную потребность (письмо Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР от 01.04.2015г. № 22-11/2193, письмо Министерства финансов КБР № 32-05/1465 от 20.04.2015г.).

Согласно письму Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР № 22-01-10/2208 от 18.04.2016г. в Министерство финансов КБР были направлены сведения о дополнительной потребности в бюджетных назначениях по отрасли «Образование» на пополнение библиотечных фондов общеобразовательных учреждений бесплатными учебниками и учебными пособиями в размере 149 млн. рублей.

ПисьмомМинистерства образования, науки и по делам молодежи КБР № 22-18/346 от 22.01.2016г. до сведения Министерства финансов КБР было доведено, что предусмотренный на 2016 год объем бюджетных назначений не позволяет в полной мере осуществить возложенные на Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР полномочия по реализации в КБР политики в области образования.

Министром образования, науки и по делам молодежи КБР рекомендовано главам местных администраций муниципальных районов и городских округов КБР провести мониторинг обеспеченности бесплатными учебниками обучающихся общеобразовательных организаций КБР и принять всевозможные меры по 100- процентому обеспечению обучающихся бесплатными учебниками, реализовав альтернативные формы работы (письмо № 22-01-10/4900 от 23.08.2016г.).

Представленными документами подтверждено, что Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР предпринимает необходимые меры по реализации возложенных на него полномочий.

Что касается доводов Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, изложенных в письменном возражении на иск, о том, что прокурор не имел полномочий на подачу иска в суд в интересах неопределенного круга лиц, то они не могут быть признаны судом обоснованными исходя из следующего.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор в г. Нальчика обоснованно обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку предъявленные им требования направлены на обеспечение укомплектованности бесплатными учебниками и учебными пособиями библиотечного фонда образовательных организаций, а не конкретных учащихся, и необеспеченность в полном объеме библиотечного фонда образовательных организаций бесплатными учебниками и учебными пособиями нарушает право на образование всех учащихся на время их обучения в указанном образовательном учреждении, персональный состав которых меняется и круг которых невозможно определить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189, 227,228 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора г. Нальчика в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и по делам молодежи КБР, Департаменту образования Местной администрации г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик о признании незаконным бездействия, возложении обязанности выделить денежные средства для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе и укомплектовать библиотечный фонд учреждений учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР выделить денежные средства Департаменту образования Местной администрации г.о. Нальчик для предоставления их МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе.

Обязать Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик обеспечить МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками по общей основной образовательной программе.

Обязать МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик укомплектовать библиотечный фонд учреждений учебниками по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.

В удовлетворении требования прокурора г. Нальчика в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по укомплектованию библиотечного фонда МКОУ « СОШ № 9» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 27» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 21» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 8 им. генерала Зокаева В.К.» г.о. Нальчик, МКОУ « СОШ № 31 им. Нури Цагова» г.о. Нальчик, МКОУ «Гимназия № 13» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 18» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 41» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 65» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 70» г.о. Нальчик, МКОУ « Гимназия № 29» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 15» г.о. Нальчик, МКОУ «СОШ № 10» г.о. Нальчик, МКОУ «Прогимназия № 75» г.о. Нальчик бесплатными учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год для учащихся, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд КБР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 28 ноября 2016г.

Председательствующий /подпись/ А.М. Маршенова

Копия верна:

судья

Нальчикского городского суда КБР А.М. Маршенова