Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 26 января 2022 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет,
представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
пи секретаре Кремчеевой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Управлению Росреестра по Ленинградской области, заинтересованное лицо – Министерство обороны Российской Федерации, о признании отказа Управления Росреестра по Ленинградской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать за ФИО4 право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу:<адрес>, незаконным, обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать за истцом право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу:<адрес>» на основании заявления №,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском к административным ответчикам, указав в обосновании своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения земельного участка с кадастровым номером № за ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью № кв.м по адресу: <адрес> Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. На момент регистрации права собственности, никаких ограничений по использованию земельного участка в едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано не было. С учетом вида разрешенного использования земельного участка, а также того, что получение разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию не требуется, в ДД.ММ.ГГГГ году в границах данного земельного участка был возведен жилой дом без оформления исходно-разрешительной документации. Постановлением администрации МО <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>. В настоящий момент у земельного участка поставлены и подключены столбы линии электропередач, заключен договор между правообладателем земельного участка ФИО4 и ПАО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области направлено заявление о регистрации права собственности на возведенный жилой <адрес> (вх.№ №). ДД.ММ.ГГГГ уведомлением Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права приостановлены в связи с тем, что в составе представленных документов не была представлена разрешительная документация от уполномоченных органов на строительство жилого дома. Приостановление регистрационных действий также мотивировано тем, что согласно сведениям, полученным из публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № настоящее время находится в границах запретной зоны военного объекта – Министерства обороны РФ аэропорт ФИО5 и попадает под действие зоны ограничений. В связи с вводом в действие постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об утверждении Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», а также согласно ответа на запрос исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок находится в границах приаэродромной территории аэропорта «<адрес>». Вместе с тем, на момент регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, данный земельный участок правами третьих лиц обременен не был. Кроме того, он не был ничем ограничен до ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права, а также выписками из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Запретная зона с реестровым номером № была установлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть после регистрации права собственности на земельный участок, а строительство жилого дома было осуществлено до ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до установления режима запретной зоны. В связи с чем ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о согласовании размещения в приаэродромной территории аэродрома <адрес> объекта («Индивидуальный жилой дом») по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, в воинскую часть № Минобороны РФ, однако, получила отказ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в связи с тем, что в соответствии с Воздушным кодексом РФ согласование строительства/реконструкции объектов (зданий) осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Считает и этот отказ в согласовании построенного ею жилого дома незаконным и необоснованным. Однако, запретная зона по адресу: <адрес>, установлена согласно публичной кадастровой карте, более чем на № метров, а именно около № км, в связи с чем запрет является, очевидно, необоснованным. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в регистрации прав на жилой <адрес> постановке его на кадастровый учет. Полагает, что данный отказ является незаконным, нарушает ее законные права и интересы, поскольку создает препятствия в осуществлении ее прав как собственника земельного участка и не позволяет ей выполнять юридически значимые действия в отношении жилого <адрес>, который был ею построен для семейных нужд с целью ведения домашнего хозяйства. Также полагает, что не требуется получения согласования и заключения при строительстве, реконструкции объектов «бытовой недвижимости», объект незавершенного строительства (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, соответствует предельным размерам разрешенного строительства, минимальные отступы от границ земельного участка соблюдены. Объекты незавершенного строительства соответствует строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью человека, что подтверждается заключением кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью технического плана на <адрес>, подготовленному по результатам осмотра объекта ДД.ММ.ГГГГ Запрет на строительство введен в единый государственный реестр недвижимости только в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть после предоставления ей земельного участка и возведения жилого дома. В связи с чем административный истец просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать за ФИО4 право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер участка №). Обязать Управление Росреестра по <адрес> поставить на кадастровый учет и зарегистрировать за истцом право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер участка №), на основании заявления №.
Административный истец,явившись в судебное заседание, требования настоящего иска поддержала, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного истца,явившись в судебное заседание, требования настоящего иска также поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ЛО в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск (л. д. №) о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по ЛО с заявлением о государственном кадастровом учете здания и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: <адрес>. В качестве документа – основания для постановки на кадастровый учет здания был представлен Технический план здания. Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, ФИО4 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Указанный земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями территории, реестровый номер границы №. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. Указанная зона с особыми условиями территории была внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа заместителя министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.Актом уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом. Таким образом, Управление Росреестра по ЛО считает, что решение государственного регистратораоб отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № № вынесено законно, обосновано и в соответствии с действующим законодательством РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается конвертом, вернувшимся в адрес суда с отметкойпочтового отделения «за истечением срока хранения».
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела приказом Заместителя Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении военного объекта аэродрома «<адрес>» (<адрес>) установлена запретная зона шириной № м, зона охраняемого военного объекта шириной № м, охранная зона шириной № м (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО4 заключен договор дарения на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения и предоставленный для дачного строительства (л.д. №).
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для дачного строительства (л.д. №).
Постановлением администрации МО Пудомягского сельского поселения Гатчинского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д. №).
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построен в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. №).
Исходя из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес>, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № (л.д. №).
Согласно уведомлению АО «<данные изъяты>», направленному в адрес ФИО4, заключен договор энергоснабжения и присвоен лицевой счет(л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по ЛО с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, назначение объекта недвижимости и виды разрешенного использования: жилое (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца ФИО4 Управлением Росреестра по ЛО было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № №, в связи с тем, что объект учета расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории. Реестровый номер границы №. Документы, подтверждающие разрешение на строительство здания от уполномоченных органов не представлены (л.д. №).
Исходя из ответа командира Войсковой части №ФИО16№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 отказано в специальном разрешении на нахождение объекта на территории запретной зоны, документы по размещению объекта «жилой дом» по адресу:<адрес> (кад. №) возвращены без согласования (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по ЛО с заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сбором необходимых документов (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по ЛО с заявлением о возобновлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца ФИО4 Управлением Росреестра по ЛО было направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № №, из которого следует, что в связи с истечением приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе объект учета расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории. Реестровый номер границы №. Документы, подтверждающие разрешение на строительство здания от уполномоченных органов не представлены (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по ЛО ФИО4 дан ответ по результатам ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ, перенаправленного письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым согласно сведениям ЕГРН, объект учета попадает в запретную зону военного объекта №, следовательно, решение о приостановлении законно и обосновано. Ограничения указанной запретной зоны в соответствии с п. 4 ст. 106 ЗК РФ считаются установленными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. №).
Согласно ответа № военной прокуратуры гарнизона № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес командира войсковой части № в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», заместителем МОРФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении зон с особыми условиями использования земель в отношении военного объекта ВС РФ аэродром «<адрес>», которым утверждено решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении в отношении аэродрома «<адрес>» запретной зоны шириной № км. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Приказа МО РФ заключен Контракт по подготовке текстового и графического описания местоположения границ зон сособыми условиями использования земель в отношении военного объекта аэродрома «ФИО5», по результатам исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр переданы необходимые сведения, послужившие основаниями для внесения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости объекта протяженностью № км каждая (№ на территории <адрес>) и № на территории <адрес>). Кроме того, ввиду отсутствия в ДИО актуальных сведений о потребности аэродрома «<адрес>» в запретных зонах и ее границах, оборонным ведомством при исполнении Контракта в Общество была передана старая схема запретных зон данного объекта, ранее изготовленная должностными лицами в/ч №. В результате указанных несогласованных действий и отсутствия актуальных сведений в запретную зону аэродрома «<адрес>» с реестровым номером № были необоснованно включены населенные пункты <адрес>, <адрес>, а также образовавшиеся в кадастровом квартале № на землях <адрес> сельского поселения <адрес> коттеджные поселки «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», садоводства «<данные изъяты>», «<данные изъяты>».Помимо этого, при установлении границ запретной зоны аэродрома «<адрес>», находящейся в <адрес>, не были учтены положения п. 6 Постановления, что привело к необоснованному увеличению ширины этой зоны до № км (л.д. №).
В соответствии с ответом Управления Росреестра по ЛО № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Прокурора <адрес>, по результатам рассмотрения перенаправленных обращений ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и перенаправленных из Гатчинской городской прокуратуры обращений ФИО14, ФИО1, ФИО15, сведения о границах запретной зоны внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе, на основании Приказа заместителя МО РФ от 16.07.2018 № 472, согласно которому в отношении военного объекта – аэродром «<адрес>» МО РФ подлежит установлению запретная зона шириной № м, зона охраняемого военного объекта шириной № м, охранная зона шириной №. Следовательно, доводы заявителей о том, что расстояние запретной зоны неправомерно превышает расстояние № м, носит необоснованный характер и опровергается имеющимися в органе регистрации прав документами. Кроме того, заявители ошибочно использует ссылки на Федеральный закон от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и разъяснения, изложенные в письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№, в которых речь идет о возможности до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ, получение согласования размещения «бытовой недвижимости» и санитарно-эпидемиологического заключения не требуется. Несмотря на то, что военным объектом, из-за которого МО РФ установлены запретная и охранная зона, а также зона охраняемого военного объекта, является аэродром «<адрес>», территория вокруг данного объекта в установленном порядке уполномоченным органом (Федеральным агентством воздушного транспорта) не установлена в качестве приаэродромной. Таким образом, новеллы законодательства РФ, допускающие возможность в переходный период регистрировать права на объекты «бытовой недвижимости» без соответствующих согласований и заключений не применимы к данной ситуации. Управление направило в Департамент военного имущества МО РФ запрос с просьбой высказать позицию относительно возможности строительства объектов жилой стройки (жилых, садовых домов) и иных объектов капитального строительства в пределах границ запретных зон, в том числе в границах «запретной зоны военного объекта аэродрома «<адрес>»; «запретной зоны военного объекта войсковой части №», а также возможности изменения границ запретных зон данных военных объектов. Вместе с тем, до того как указанный вопрос будет урегулирован с участием уполномоченного органа, в том числе, на законодательном уровне, у органа регистрации прав отсутствуют правовые основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объектов капитального строительства, расположенных в пределах запретной зоны (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО4 из аппарата полномочного представителя Президента РФ в <адрес> федеральном округе направлен ответ № № о том, что по результатам рассмотрения ее обращения заместителю военного прокурора Западного военного округа поручено совместно с военным прокурором № военной прокуратуры и иными органами прокуратуры провести прокурорскую проверку и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования по восстановлению ее прав (л.д. №).
Согласно ответа командира войсковой части №№ от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адресвоенного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, по результатам рассмотрения вопроса об изменении размеров запретных зон в районе аэродрома «ФИО5» в адрес заместителя командующего ЗВО по материально-техническому обеспечению направлена телеграмма с предложением оформить ходатайство перед Департаментом военного имущества об исключении из границ запретных зон площади земельных участков, учтенных в Росреестре (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № в адрес Управления Росреестра по <адрес> направлен запрос № о предоставлении сведений на земельные участки, на которых находятся населенные пункты <адрес> (<адрес>), <адрес>, коттеджные поселки «<данные изъяты>», садоводства «<данные изъяты> для составления электронной карты скорректированной запретной зоны военного объекта «аэродром <адрес>» и планируемым исключением из границ запретных зон данных земельных участков (л.д. №).
Согласно скриншоту с сайта Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, начата работа по изменению границ запретной зоны военного аэродрома «ФИО5», на которых расположены <адрес>, коттеджные поселки «<данные изъяты>, садоводства «<данные изъяты>» (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» по рассмотрению запросов Гатчинского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ дан ответ № о необходимости обращения в войсковую часть № по вопросу согласования хозяйственной деятельности в границах территории запретной зоны аэродрома «<адрес>».
В соответствии с ответом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, направленного в адрес Гатчинского отдела Управления Росреестра по <адрес>, на данный момент, до принятия решения межведомственной комиссией о корректировке запретной зоны и исключения территории населенных пунктов из ее границ, осуществление учетно-регистрационных действий на объекты недвижимости не представляется возможным. Строительство объектов на земельных участках с кадастровыми номерами № и № находящихся в границах запретной зоны военного объекта «аэродром <адрес>» (реестровый №), невозможно.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решение о приостановление осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотреннымпунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45,49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношениидокументов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и нормативно-правовое регулирование в указанных сферах, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по ЛО с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, назначение объекта недвижимости и виды разрешенного использования: жилое (л.д. №).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по ЛО № № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета и государственная регистрация права на основании вышеуказанного заявления приостановлены на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. №).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по ЛО № № от ДД.ММ.ГГГГ отказано вгосударственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в связи с истечением приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе объект учета расположен в границе зоны с особыми условиями использования территории. Реестровый номер границы №. Документы, подтверждающие разрешение на строительство здания от уполномоченных органов не представлены (л.д. №).
Таким образом, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора посредством обращения в апелляционную комиссию со стороны административного истца не требуется, в связи с чем истица обратилась с настоящим иском в суд, обжалуя отказа Управления Росрестра по ЛО в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вышеназванный объект недвижимости.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (ред. от 27.07.2017) "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (вместе с "Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земельдля обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны")на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
Использование расположенных в границах запретной зоны водных объектов и воздушного пространства над ней регулируется нормами водного и воздушного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, сведения о запретной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для дачного строительства (л.д. №).
Каких-либо обременений на момент регистрации права на указанном земельной участке не зарегистрировано.
Из представленного истицей технического плана следует, что строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке завершено в ДД.ММ.ГГГГ году.
Из приведенной нормы Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 следует, что запрет строительства на территории запретной зоны распространяется на объекты капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта.
Выстроенный истицей на принадлежащем ей земельном участке жилой дом не относится к подобным объектам, в связи с чем, доводы административного ответчика об отсутствии документа, подтверждающего наличие письменного разрешения о согласовании строительства объекта учета, сводятся к неверному пониманию норм материального права, регулирующие данный вид правоотношений.
Кроме того, судом установлено, что жилой дом был окончен строительством в ДД.ММ.ГГГГ., т. е. до регистрации запретной зоны.
Также, суд отмечает, что запретная зона исходя из вышеперечисленных материалов дела была установлена незаконно, в настоящее время ведутся работы по приведению ее в соответствии с действующим законодательством.
Частью 15 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 данного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В силу правовых предписаний п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения на строительство на требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на содовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Исходя из положений п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, п. 3 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Учитывая вышеприведенные законоположения административному истцу не требовалось получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с учетом вида разрешенного использования земельного участка – для дачного строительства, а соответственно такие основания к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вышеназванный объекта недвижимости со стороны Управления Росреестра по ЛО, как отсутствие разрешительной документации от уполномоченных органов на строительствожилого дома не основаны на законе.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотреноданным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам об оспаривании решения, действия, бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в случае наличия условий, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующиминормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд полагает, что с учетом назначения объекта учета (жилой дом), выстроенного на принадлежащем истице на праве собственности земельном участке с соблюдением требований ст. ст. 55, 51, 37 Градостроительного Кодекса РФ, и при отсутствии сведений о том, что жилой дом создает угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, отказ в государственной регистрации права противоречит закону и нарушает законные права и интересы истицы.
При таком положении вещей, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать за ФИО4 право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Росреестра по Ленинградской области поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заявления № № за ФИО4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Подлинный документ находится в материалах дела № УИД № Гатчинского городского суда Ленинградской области |