Дело №2а-525/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза «19» марта 2019 года
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Титовой Н.С.,
при секретаре Кузнецовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Н.Т.М. к Управлению Росреестра по Пензенской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» о признании действий по предоставлению услуги не соответствующей требованиям закона, возложении обязанности выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости и компенсации морального вреда, -
у с т а н о в и л :
Н.Т.М. обратился в суд с вышеназванным иском к Управлению Росреестра по Пензенской области, указав, что 14 ноября 2018 года подала в МФЦ г.Пензы оплаченный запрос о предоставлении полных сведений из ЕГРН в виде выписки на бумажном носителе на принадлежащий ей на праве собственный земельный участок с кадастровым номером (номер) Поскольку предоставленная 23 ноября 2018 года выписка была с ошибками, она от её получения отказалась, указав все претензии на бланке о расписке. 13 декабря 2018 года в МФЦ выписку ей снова не выдали, пояснив, что её отправили.
25 января 2019 года Управление Росреестра на её жалобу от 27.12.2018 сообщило, что часть ошибок признана, их причина в переходе на новое программное обеспечение. Поскольку до настоящего времени корректная выписка ей не предоставлена, считает, что госуслуга по предоставлению сведений из ЕГРН не соответствует требованиям ст.57 ФЗ №210 от 27.07.2010 о своевременности и соответствии стандарту, так как согласно ст.68 ч.9 ФЗ №218 от 13.07.2015, п.2 Приказа Минэкономразвития №968 от 23.12.2015 сведения предоставляются Управлением Росреестра в течение 3-х рабочих дней. В данном случае с момента заказа прошло 4 месяца.
Графа 3-3.1 (документы-основания) в выписке не заполнена, в то время как за дополнительную плату в сведения ЕГРН было внесено свидетельство на право собственности от 26.10.1995 (ответ Управления Росреестра от 15.05.2017, уведомление о внесении изменений в сведения ЕГРН от 25.05.2017).
В графе «Адрес (местоположение)» изложен целый абзац про месторасположение с ориентиром. Ошибка признана Управлением ответом от 25.01.2019.
Часть земельного участка с кадастровым номером (номер) находится в охранной зоне отпаечной ЛЭП напряжением ВЛ-10кВ, однако сведения или не указаны, или ошибочны. В графе сведения о том, что земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования, отсутствуют. В разделе 1:3 не указаны вид, тип, номер охранной зоны и площадь части земельного участка, находящейся в охранной зоне.
В Разделе 4 «Схема земельного участка, сведения о частях земельного участка» на схеме отмечены границы охранной зоны в пределах земельного участка, но номера на этой части нет ((номер) в нарушение требования п.68 Порядка - заполняется всё, если схема не перегружена, а она не перегружена. Причём 6 месяцев назад на этой же схеме этот номер был (выписка на земельный участок от 03.04.2018).
В разделе «Особые отметки» также допущена ошибка, которая признана Управлением Росреестра.
Ненадлежащей госуслугой ей причинены физические и нравственные страдания, поскольку ей пришлось неоднократно приезжать из деревни в г.Пензу, ходить в МФЦ, Управление Росреестра, писать жалобы, обращаться в суд, в связи с тем, что не может получить выписку из ЕГРН на свой земельный участок.
На основании изложенного просит признать госуслугу Управления Росреестра несвоевременной, не отвечающей требованиям НПА, обязать ответчика бесплатно предоставить ей корректную выписку из ЕГРН взамен ошибочной, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 15.03.2019 в качестве соответчика по делу привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области».
В судебное заседание административный истец Н.Т.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области Г.Р.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что выписка из ЕГРН по заявлению истицы была подготовлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области своевременно, однако Н.Т.М. от ее получения в МФЦ отказалась, в связи с наличием претензий. Истицей была запрошена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Форма подобных выписок утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 №975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде». Раздел 3.1 «Документы-основания» в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости не содержится. Такой раздел предусмотрен в выписках об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, форма которой утверждена Приложением №1 к приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 №378. Таким образом, раздела 3.1 «Документы-основания» в запрошенной Н.Т.М. выписке из ЕГРН вообще не должно быть.
В соответствии с п.68 Порядка заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом №975, в реквизите «План (чертеж, схема) земельного участка» отображается план (чертеж, схема) границ земельного участка. Дополнительно отображаются границы учтенных частей земельного участка, если они не накладываются друг на друга и не перегружают план. В этом случае раздел 4.2 не оформляется.
Согласно п.п. 80 и 81 Порядка в реквизите «План (чертеж, схема) части земельного участка» отображается план (чертеж, схема) границ части земельного участка, если границы такой части не отображены в Разделе 3. В реквизите «Учетный номер части» указывается учетный номер части земельного участка, отображаемой на плане. В силу чего в Разделе 4 выписки из ЕГРН от 14.11.2018 №(номер) в реквизите «План (чертеж, схема) части земельного участка» отображен план границ части земельного участка (выделен жирным), а в реквизите «Учетный номер части» указан ее учетный номер - 1.
В соответствии с действующим законодательством полномочиями по выдаче выписок из ЕГРН на территории Пензенской области наделено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области, а не Управление Росреестра по Пензенской области, в связи с чем, полагает, что Управление Росреестра по Пензенской является ненадлежащим ответчиком по делу.
По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель бюджетных денежных средств по соответствующему ведомству. Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, установлено, что Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета. При этом Управление Росреестра не осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, в силу чего также не может являться надлежащим ответчиком по иску Н.Т.М. в части заявленного требования о компенсации морального вреда.
Кроме того, КАС РФ не предусмотрена возможность взыскания морального вреда в порядке обжалования действий (бездействия) органа государственной власти, поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению. В удовлетворении остальной части заявленных требований просил отказать, поскольку права истицы по несвоевременному предоставлению ей выписки с достоверными сведениями, содержащимися в ЕГРН, не нарушены, доказательств обратного Н.Т.М. не представлено.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» С.О.Г., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась и пояснила, что «ФКП Росреестра по Пензенской области» в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно положениям вышеуказанных нормативно-правовых актов с 01 января 2017 года полномочия в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области возложены на Управление Росреестра по Пензенской области.
Согласно п.1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» в компетенцию Учреждения входит предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.
Порядок предоставления сведений ЕГРН законодательно установлен положениями Закона о регистрации, Приказа Министерства экономического развития РФ от 23.12.2015 №968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
В настоящее время в соответствии с положениями ст.62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде выписки из ЕГРН и копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН.
Согласно п.п. 6, 7, 11 Порядка №968 орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса, за исключением запроса нотариуса, направленного в электронной форме в автоматизированном режиме, по которому в соответствии с ч.14 ст.62 Закона сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса. Срок передачи МФЦ запроса о предоставлении сведений в орган регистрации прав и срок передачи подготовленных органом регистрации прав документов, содержащих сведения ЕГРН, в МФЦ не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в МФЦ и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в орган регистрации прав.
Днем предоставления заявителю сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита.
Из совокупного анализа норм права, регулирующих полномочия и порядок выдачи сведений ЕГРН, полагает, что в рамках реализации полномочий по предоставлению сведений в виде выписки из ЕГРН компетенция ФГБУ "ФКП Росреестра" ограничивается соблюдением сроков предоставления данной государственной услуги и соответствием формы, заполнением предоставляемых сведений в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.06.2016 №378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015г. N968», Приказа Министерства экономического развития РФ от 25.12.2015 №975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде».
При этом, заполнение выписок из ЕГРН осуществляется исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством использования Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). На территории Пензенской области данный информационный ресурс, объединивший государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), внедрен с июля 2018 года.
Согласно ст.3 Закона о регистрации именно Росреестр обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения ЕГРН, а также осуществляет эксплуатацию ФГИС ЕГРН. Полномочия по миграции баз данных ГКН и ЕГРП в базу данных ФГИС ЕГРН возложены на федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН - Росреестр и Управления Росреестра по субъектам РФ.
Таким образом, при реализации компетенции по предоставлению сведений ЕГРН в виде выписки из ЕГРН Учреждение обязано предоставить такую выписку в объеме сведений, содержащихся в ЕГРН, достоверность и правильность которых обеспечивается Росреестром и его территориальными органами.
В ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» посредством обращения в МФЦ поступил запрос Н.Т.М. №MFC-0228/2018-76229-1 о предоставлении выписки из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 58:24:0010301:41. Данный запрос был обработан в автоматизированном режиме в срок, предусмотренный законом.
23 ноября 2018 в МФЦ истице была предоставлена истребуемая выписка от 14.11.2018 №(номер), от принятия которой Н.Т.М. отказалась со ссылкой на «неточные сведения» в части реквизитов: «Адрес (местоположение)», «Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия», «Особые отметки», «План (чертеж, схема) части земельного участка».
Вместе с тем, на основании запроса от 14.11.2018 №(номер) Учреждение в полном объеме, в установленном формате и в срок предоставило государственную услугу по выдаче сведений из ЕГРН в виде выписки из ЕГРН от №(номер), осуществляя данное полномочие только в рамках установленной компетенции оператора системы ФГИС ЕГРН, которое не подразумевает за собой «отслеживание» достоверности формируемых из ЕГРН сведений.
Возложение ответственности на Росреестр и его территориальные органы за достоверность формируемых в выписке реквизитов указывает содержание письма от №09-67, направленное в адрес Н.Т.М., согласно которому подтверждается факт исправления именно Управлением Росреестра по Пензенской области 25.01.2019 технической ошибки в сведениях ЕГРН в части адреса объекта недвижимости с кадастровым номером (номер), разъясняется информация относительно неполной миграции сведений из ГКН в ЕГРН и т.п.
Дела по искам о взыскании компенсации морального вреда к сфере действия КАС РФ не отнесены и должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, поскольку компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав является мерой гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой, независимо от того, в какой сфере отношений - публично-правовой или частноправовой - причиняется такой вред.
Также пояснила, что в рамках рассмотрения настоящего дела сотрудники кадастровой палаты связывались с истицей, предлагали ей получить выписку со всеми внесенными в неё исправлениями, но она от её получения отказалась. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С 01 января 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч.3 ст.3 этого же Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; иные полномочия, установленные законом.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Росреестр осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества (п.5.1.3 Положения).
Во исполнение указанных выше правовых норм полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01 января 2017 года осуществляются Росреестром и его территориальными органами.
Таким территориальным органом на территории Пензенской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области.
При этом, в силу пп.4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 (в ред. от 01.07.2017), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Согласно п.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 NП/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" (в ред. от 01.01.2017 года) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п.2 ч.1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 NП/0515 к ФГБУ "ФКП Росреестра" относятся полномочия загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пп.1.4 п.1 приказа Росреестра №П/0515 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с настоящим приказом), а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.
С учетом приведенных правовых норм суд полагает, что ответчиками по заявленным истицей требованиям являются как Управление Росреестра по Пензенской области, так и ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области».
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Н.Т.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: (адрес).
14 ноября 2018 года истица обратилась в Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Пензенского района Пензенской области» с запросом о предоставлении ей выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - принадлежащего ей вышеуказанного земельного участка.
В тот же день выписка из ЕГРН на земельный участок истицы была изготовлена ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области».
23 ноября 2018 года в МФЦ Н.Т.М. была предоставлена истребуемая выписка от 14.11.2018 №(номер), от принятия которой истица отказалась по причине того, что в выписке содержатся неточные (отсутствуют) сведения», а именно: указано местоположение вместо имеющегося с 1995 года адреса; сведения о том, что земельный участок находится частично в границах зоны с особыми условиями использования - данные отсутствуют, в то время как данные в ЕГРН имеются - с 16 марта 2015 года часть земельного участка с кадастровым номером (номер) находится в границах зоны; на схеме земельного участка отсутствует указанный номер части земельного участка (номер); отсутствуют сведения об ограничениях, какие именно, вид, тип.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истица ссылается на несвоевременное предоставление ей выписки из ЕГРН, содержащей недостоверные сведения в Разделах №1 и №4 в реквизитах: «Адрес (местоположение)», «Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия», «Особые отметки», «План (чертеж, схема) части земельного участка».
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлен приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N968.
Формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждены приказами Минэкономразвития России N975 от 25.12.2015 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде", а также N378 от 20.06.2016 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N968".
Согласно п.4 Приказа от 23.12.2015 N968 сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом Минэкономразвития России в соответствии с частью 6 статьи 62 Закона.
Пунктом 6 данного Приказа предусмотрено, что предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется одним из способов, указанных в запросе. Орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса.
Правила заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав, содержащихся в них сведений, и требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в форме электронных документов указаны в Приложении N6 к приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 N975 «Порядок заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде».
Согласно данному Порядку сведения в выписки из ЕГРН заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН. (п.5)
В реквизите "Адрес" указывается адрес либо местоположение объекта недвижимости в соответствии со сведениями ЕГРН. (п.18)
В реквизите "Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия" указывается соответствующая информация, например: "Земельный участок полностью (частично) расположен в границах __________ (реестровый номер и дата его присвоения, индивидуальное обозначение такой зоны или территории), __________ (наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении такой зоны, о создании такой территории, реквизиты (дата, номер) решения, а также источник официального опубликования этого решения."(п.45)
В реквизите "Особые отметки" указываются сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН, в том числе об ограничениях и обременениях, учтенных в ГКН до вступления в силу Закона N 218 (вид, срок действия ограничения (обременения), реквизиты документа, на основании которого возникло ограничение прав и обременение объекта недвижимости; при наличии сведения о лицах (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица) либо объектах недвижимости (вид и кадастровый номер), в пользу которых или в связи с которыми установлены (устанавливаются) ограничение прав и обременение объекта недвижимости). (п.57)
Из представленной ответчиками в материалы дела выписки из ЕГРН об объекте недвижимости №КУВИ-001/2018-13254207 от 14.11.2018, подготовленной по запросу Н.Т.М., следует, что в ней в Разделе 1 в реквизите «Адрес (местоположение») вместо конкретного адреса указано: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (адрес).
В Разделе 1 в реквизите «Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия» указано, что данные отсутствуют, в то время, как земельный участок истицы входит в зону с особыми условиями использования территории (вид или наименование зоны: (адрес)).
В Разделе 1 в реквизите «Особые отметки» также указаны не соответствующие действительности сведения об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме.
25 января 2019 года на обращение Н.Т.М. от 27.12.2018 Управление Росреестра по Пензенской области письмом сообщило истице, что с 01 августа 2018 года на территории Пензенской области ведение ЕГРН осуществляется с использованием Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), особенностью которой является централизованное хранение и обработка данных. Поскольку обслуживание ФГИС ЕГРН осуществляется на федеральном уровне, а не на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, Управление не имеет возможности влиять на функционирование ФГИС ЕГРН.
На заседании рабочей группы по повышению качества данных ЕГРН Управлением рассмотрено и проанализировано реестровое дело на земельный участок и установлено, что вследствие миграции данных при переходе на новое программное обеспечение, в ФГИС ЕГРН в графе «Адрес (местоположение)» ошибочно установлен реквизит о местоположении земельного участка относительно ориентира. 25 января 2019 года в ЕГРН путем исправления технической ошибки внесены изменения в графу «Адрес (местоположение)», реквизит о местоположении относительно ориентира удален.
По данным ЕГРН земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории (вид или наименование зоны: (адрес)). По поводу отсутствия указанных сведений в выписке из ЕГРН посредством сервиса единой технической поддержки (ЕСРОО) был создан инцидент №INCCA0000575331, ответ на который не получен.
03 января 2019 года путем исправления технической ошибки внесены изменения в графу «Особые отметки» раздела 1 выписки из ЕГРН, сведение об общем имуществе собственников помещений здания, расположенного на земельном участке, удалено.
В части отсутствия сведений в реквизите «Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости» Раздела 4.1 Выписки из ЕГРН посредством сервиса единой технической поддержки (ЕСРОО) был создан инцидент №(номер) по вопросу формирования сведений в Разделе 4.1 «Сведения о частях земельного участка». Ответ от вышеуказанного сервиса не получен. (л.д.29-32)
Таким образом, из содержания ответа Управления Росреестра и пояснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что предоставление истице выписки из ЕГРН с недостоверными сведениями связано с переходом ведения кадастрового учета объектов недвижимости на новое программное обеспечение, т.е. по независящим от административных ответчиков причинам.
При рассмотрении дела со стороны ответчиков представлена запрашиваемая Н.Т.М. выписка из ЕГРН с учетом устранения указанных выше недочетов, и истица в настоящее время не лишена возможности её получения.
Доводы истицы о том, что в выписке не заполнены реквизиты 3-3.1 «Документы-основания» суд находит необоснованными, поскольку в предоставленной Н.Т.М. на основании её запроса выписке из ЕГРН об объекте недвижимости такие реквизиты отсутствуют, и согласно Приложению N1 к приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 N975 «Форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости» содержаться не должны.
В соответствии с п.68 Порядка заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденного приказом №975 от 25.12.2015 в реквизите "План (чертеж, схема) земельного участка" отображается план (чертеж, схема) границ земельного участка; при наличии в ЕГРН координат характерных точек контуров здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, контуры таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства отображаются на плане (чертеже, схеме) земельного участка.
Согласно п.п. 80, 81 этого же Порядка в реквизите "План (чертеж, схема) части земельного участка" отображается план (чертеж, схема) границ части земельного участка, если границы такой части не отображены в разделе 3. В реквизите "Учетный номер части" указывается учетный номер части земельного участка, отображаемой на плане.
В раздел 4 выписки из ЕГРН от 14.11.2018 №(номер) в реквизите «План (чертеж, схема) части земельного участка» отображен план границ части земельного участка (выделен жирным), а в реквизите «Учетный номер части» указан ее учетный номер - 1, что, вопреки доводам истицы, не противоречит требованиям, указанным в п.п. 68, 80 и 81 названного Порядка.
С учетом представленной ответчиками копии выписки из ЕГРН, датированной от 14.11.2018, оригинал которой был выдан Н.Т.М. в МФЦ, суд также не соглашается с доводов истицы о нарушении срока предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН. Отказ истицы от получения выписки, изготовленной в день её обращения в МФЦ, не свидетельствует о том, что госуслуга была оказана ей несвоевременно.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом, ответчиками нарушений прав Н.Т.М. на своевременное получение выписки из ЕГРН не допущено. Истицей доводов, свидетельствующих о нарушении её прав в связи с несвоевременным предоставлением выписки с достоверными сведениями, содержащимися в ЕГРН, не приведено. Сведений о том, что у истицы не состоялась сделка, на совершение которой требуется выписка из ЕГРН, либо каким иным образом затронуты права истицы действиями ответчиков по предоставлению выписки с недостоверными сведениями, материалы дела не содержат, и Н.Т.М. такие сведения суду не представлены.
Как отмечено выше, истица не лишена возможности получения в настоящее время выписки из ЕГРН с внесенными в неё достоверными сведениями. В этой связи оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истице выписку из ЕГРН, отсутствуют.
Таким образом, нарушение прав истицы при рассмотрении данного дела не установлено. В то время, как для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного органа необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Н.Т.М. требований.
Согласно положениям ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу приведенных выше правовых норм заявленные Н.Т.М. требования о компенсации морального вреда не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматриваются и разрешаются в порядке гражданского судопроизводства по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Пунктом 1 ч.1 ст.194 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
С учетом изложенного производство по делу по иску Н.Т.М. о компенсации морального вреда подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления Н.Т.М. к Управлению Росреестра по Пензенской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» о признании действий по предоставлению услуги не соответствующей требованиям закона, возложении обязанности выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости - отказать.
Производство по делу в части компенсации морального вреда прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено «25» марта 2019 года.
Судья - Титова Н.С.