ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-525/2018 от 14.06.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-525/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск-на-Амуре 14 июня 2018 год

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи А.С.Новосёлова,

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием:

административного истца Ефремова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефремова Вячеслава Евгеньевича к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, заместителю председателя Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Битюкову Евгению Михайловичу о признании отказа в государственной регистрации снегохода незаконным, возложении обязанности зарегистрировать снегоход и выдать государственный регистрационный знак.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным иском к ответчикам, о признании отказа в государственной регистрации снегохода незаконным, возложении обязанности зарегистрировать снегоход и выдать государственный регистрационный знак, в обоснования заявленных требований ссылаясь на то, что он на основании договора купли-продажи 22.11.2013 года приобрел снегоход YAMAHA MOUNTAIN MAX 700, 1999 года выпуска у ФИО1. С этого времени он владеет им и пользуется. Для постановки на учет данного транспортного средства и регистрации снегохода, он обратился в Комитет егионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Однако, в совершении регистрационных действий было отказано (письмо № 09-23-12958 от 29.05.2018 года), в связи с тем, что предыдущий собственник обязан был поставить на регистрационный учет и снять с регистрационного учета снегоход, чего сделано не было, в паспорте на самоходную машину отсутствует отметка о государственной регистрации снегохода за ФИО1 и о снятии его с регистрационного учета, что является нарушением п. 1.10, и 2.8.6. «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним», утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 года. С отказом он не согласен, поскольку им был представлен полный и достаточный комплект документов для осуществления регистрационных действий. Другие основания для отказа в регистрации снегохода отсутствовали. Все условия совершения регистрационных действий были выполнены, основания для отказа в регистрации снегохода у регистрационного органа отсутствуют. Считает, что не имеет значения, что кем-то из прежних собственников снегоход не старился и не снимался с технического учета. О том, что бывшим владельцем снегоход не был на поставлен на учет, он не придал значение, т.к. приобретал данное транспортное средство впервые. Впоследствии разыскать бывшего владельца не представилось возможным, т.к. он житель г. Хабаровска, а снегоход он привозил в г. Николаевске-на-Амуре для продажи. С 2013 года он добросовестно, открыто и непрерывно владеет, как своим собственным данным транспортным средством, производит ремонт и содержание в рабочем состоянии данного транспортного средства. На основании изложенного, просит суд признании отказ в государственной регистрации снегохода незаконным и возложить на ответчика обязанность зарегистрировать снегоход и выдать государственный регистрационный знак.

В судебном заседании административный истец, поддержал заявленные требования, ссылаясь на основания, изложенные в заявлении, просил суд заявленные требований удовлетворить, дополнительно пояснив суду, что считает, что Комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края не должен возлагать на собственников какую либо обязанность обращаться к бывшим собственникам с просьбой поставить технику на учет, по его мнению, это входит в полномочия Комитета, Комитет должен выявлять недобросовестных собственников и привлекать их к административной ответственности.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, извещен в надлежащем порядке, причин уважительности неявки в суд не представил, просил суд рассмотреть бело без своего участия, ссылаясь на предоставленный отзыв по заявленным требованиям, из которого следует, что в комитет 28.05.2018 года от Ефремова В.Е. поступило заявление о постановке на регистрационный учет самоходной машины снегоход «YAMAHA MOUNTAIN MAX 700». Письмом комитета от 29.05.2018 года № 09-23-12985 в совершении регистрационных действий Ефремову В.Е. отказано в связи с тем, что предыдущий собственник ФИО1, обязан был поставить на регистрационный учет и снять с регистрационного учета снегоход, который он приобрел у ИП ФИО2, но ФИО1 этого сделано не было, в связи с чем, в паспорте на самоходную машину отсутствует отметка о государственной регистрации снегохода за ФИО1 и о снятии его с регистрационного учета. Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». В соответствии с п. 2 Постановления № 938 установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Согласно пункту 4 Постановления № 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 года. Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожностроительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил). Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете, производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат. В силу п. 2.8.6 Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат. Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы (п.п. 2.8.6.1 Правил); при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 161 ГК РФ, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил (пп. 2.8.6.2 Правил). В силу п. 5.1 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случае прекращения права собственности на машины. Также согласно п. 1.10 Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований. Согласно 2.6.1.1 Административного регламента предоставления комитетом регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденный приказом управления от 13.03.2018 № 13-П, при регистрации машины необходимо представить следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность заявителя (представителя заявителя); паспорта самоходной машины (далее - ПСМ) с отметкой о регистрации машины; документы, Подтверждающие владение Заявителем машиной на праве собственности или на ином законном основании; свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета по прежнему месту регистрации (при регистрации машины, ранее состоявшей на учете в органах Гостехнадзора); полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, по результатам анализа документов, предоставленных в адрес комитета Ефремовым В.Е. в нарушение п. 2.8.6 предоставлен ПСМ без отметки о государственной регистрации и снятии с регистрации снегохода предыдущим собственником данного снегохода (ФИО1). Таким образом, комитетом на законных основаниях отказано Ефремову В.Е. в государственной регистрации снегохода. При данных обстоятельствах комитет не имеет законных оснований в государственной регистрации снегохода за Ефремовым В.Е. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований Ефремову В.Е. отказать в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие представителя данного административного ответчика по имеющимся в деле материалам, поскольку явка обязательной не признавалась, по правилам ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав мнение участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что Ефремов В.Е., обратился в комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с заявлением о постановке на регистрационный учет самоходной машины снегоход «YAMAHA MOUNTAIN MAX 700».

Письмом комитета от 29.05.2018 года № 09-23-12985 в совершении регистрационных действий Ефремову В.Е. отказано, в связи с тем, что предыдущий собственник ФИО1, обязан был поставить на регистрационный учет и снять с регистрационного учета снегоход, который он приобрел у ИП ФИО2, но ФИО1 этого сделано не было, в связи с чем, в паспорте на самоходную машину отсутствует отметка о государственной регистрации снегохода за ФИО1 и о снятии его с регистрационного учета.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Пунктом 2 Постановления установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года. (далее - Правила).

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (пункт 1.4 Правил).

Согласно пункту 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

В силу п. 2.8.6. Правил регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы (пп. 2.8.6.1. Правил);

при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1. настоящих Правил (пп. 2.8.6.2. Правил).

В силу п. 5.1. Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации в случае прекращения права собственности на машины.

Также согласно п. 1.10. Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.

Согласно 2.6.1.2. Административного регламента предоставления управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденный приказом управления от 16 мая 2016 г. N 15-П, при регистрации машины необходимо представить следующие документы:

1) заявление;

2) документы, удостоверяющие личность заявителя (представителя заявителя);

3) ПСМ;

4) документы, подтверждающие владение Заявителем машиной на праве собственности или на ином законном основании;

5) свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета по прежнему месту регистрации (при регистрации машины, ранее состоявшей на учете в органах Гостехнадзора);

6) полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее - полис ОСАГО) - в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.

Поскольку Ефремовым В.Е., для государственной регистрации снегохода представлен не полный пакет документов на указанную технику, а именно Ефремовым В.Е. в нарушение п. 2.8.6 предоставлен ПСМ без отметки о государственной регистрации и снятии с регистрации снегохода предыдущим собственником данного снегохода (ФИО1), то есть ПСМ не был оформлен в соответствии с установленными требованиями, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований административному истцу надлежит отказать.

Доводы административного истца о том, что им был подан полный пакет документов для государственной регистрации, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и противоречат нормам действующего законодательства, регулирующие данные правоотношения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ефремова Вячеслава Евгеньевича к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, заместителю председателя Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Битюкову Евгению Михайловичу о признании отказа в государственной регистрации снегохода незаконным, возложении обязанности зарегистрировать снегоход и выдать государственный регистрационный знак, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение по делу изготовлено 19 июня 2018 года

Судья А.С.Новосёлов