Дело № 2а-525/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
02 июля 2021 года г. Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего - судьи Беляевой Т.В.,
при секретаре Кукуречко Д.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 (доверенность л.д.60, документ об образовании л.д.76), представителя административных ответчиков главы Снежинского городского округа Сапрыкина И.И. и администрации Снежинского городского округа ФИО2 (доверенность л.д. 62,63, документ об образовании л.д. 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к управлению градостроительства администрации города Снежинска, администрации Снежинского городского округа, главе Снежинского городского округа ФИО4 о признании незаконным решения от 26 января 2021 года № об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязании административного ответчика выдать документ, подтверждающий согласование (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным иском к управлению градостроительства администрации г. Снежинска, администрации Снежинского городского округа, главе Снежинского городского округа ФИО4 о признании незаконным решения от 26 января 2021 года № об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязании административного ответчика выдать документ, подтверждающий согласование (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде.
Требования мотивированы следующим: административный истец является собственником изолированного жилого помещения общей площадью 117,6 кв.м., расположенного в двухэтажном 4-х квартирном жилом доме, в котором выполнено самовольное переустройство, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
11.12.2020 административным истцом на согласование в Управление градостроительства администрации Снежинского городского округа было выдано заявление о переустройстве вышеуказанного жилого помещения.
26.01.2021 административным ответчиком было принято решение № об отказе в согласовании переустройства указанного жилого помещения с указанием следующих оснований: работы по переустройству выполнены самовольно; переустройство существующего чердака под мансардный этаж с утеплением мансардной кровли и стен увеличило количество этажей здания, что изменяет параметры объекта. Административный ответчик считает, что произведенные виды работ провели к реконструкции здания без соответствующего разрешения, а спорный объект самовольной постройкой.
Административный истец считает, что решение от 26.01.2021 № об отказе в согласовании переустройства жилого помещения является незаконным, поскольку оно противоречит ст. 29 ЖК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца. а именно лишает его права узаконить проведенное переустройство и (или) перепланировку, в связи с чем истец просит признать незаконным решение административного ответчика от 26.01.2021 года № об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Просит обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий о согласованности (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде ввиду отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов других граждан.(л.д. 4-6)
Административный истец ФИО3 о дате и времени рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без её участия (л.д.75) и заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления. (л.д.45)
Интересы административного истца представляла по доверенности ФИО1 (доверенность л.д.60, документ об образовании л.д.76), которая в судебном заседании административный иск ФИО3 поддержала, настаивала на его удовлетворении. Также поддержала заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, указав о том, что ни ей, ни административному истцу ФИО3 не было известно о принятом судом решении о возвращении административного иска.
Административный ответчик Глава Снежинского городского округа г ФИО4 о дате и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, интересы административного ответчика в судебном заседании представляла ФИО2 (доверенность л.д.63, документ об образовании л.д.64), которая одновременно представляла интересы администрации Снежинского городского округа (доверенность л.д.62), которая в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, по доводам изложенным в отзыве на административный иск. (л.д.82)
Административный ответчик управление градостроительства администрации г. Снежинска своего представителя в судебное заседание не направило, о дате слушания извещены. (л.д.70)
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на обжалование решения главы Снежинского городского округа от 26 января 2021 года № об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязании административного ответчика выдать документ, подтверждающий согласование (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административное исковое заявление изначально было подано в суд 21.04.2021, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока. Определением судьи Снежинского городского суда от 23.04.2021 указанное административное исковое заявление возвращено согласно п.4 ч.1 ст.129 КАС РФ. (л.д.50)
Административному истцу и его представителю о возвращении административного иска стало известно 24.05.2021, из ответа на обращение представителя административного истца ФИО1 (л.д.54)
Административное исковое заявление ФИО3 после устранения недостатков предъявлено в суд 02.06.2021. Таким образом, суд находит пропущенный срок на подачу административного истца незначительным, пропущенным по уважительной причине и полагает возможным восстановить административному истцу срок для обжалования оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, допрошенного в качестве специалиста начальника отдела регулирования градостроительной деятельности отдела управления градостроительства администрации города Снежинска ФИО., суд полагает административные исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу частей 2 и 3 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как было установлено в судебном заседании административный истец ФИО3 является собственником изолированного жилого помещения общей площадью 117,6 кв.м., расположенного в двухэтажном 4-х квартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.(л.д. 9-13)
15.12.2020 в управление градостроительства администрации Снежинского городского округа, посредством МФЦ (реестр передаваемых документов № № от 14.12.2020) поступило заявление ФИО1, действующей по доверенности от имени административного истца ФИО3, о согласовании переустраиваемого жилого помещения по указанному адресу с приложением пакета документов, в том числе был приложен рабочий проект «Изменение к проекту, шифр № Двухэтажный 4-х квартирный жилой дом» (шифр:№), выполненным <данные изъяты> (л.д. 7)
Данным проектом предусмотрены работы по устройству помещения миникотельной с наружным спуском из бетона для организации эвакуационного выхода, переустройству существующего чердака под мансардный этаж с утеплением мансардной кровли и стен.(л.д.14-38)
Как усматривается из заявления о согласовании переустройства жилого помещения ФИО3 работы по переустройству жилого помещения по адресу: <адрес> были выполнены ФИО3 самостоятельно.
Административный ответчик, полагая, что произведенные виды работ провели к реконструкции здания без соответствующего разрешения, а спорный объект является самовольной постройкой, решением № № от 26.01.2021 Глава Снежинского городского округа отказал ФИО3 в согласовании переустройства указанного жилого помещения, по основаниям: работы по переустройству выполнены самовольно; переустройство существующего чердака под мансардный этаж с утеплением мансардной кровли и стен увеличило количество этажей здания, что изменяет параметры объекта.
В соответствии с требованиями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ. В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Так, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается, если не представлены предусмотренные статьей 26 ЖК РФ документы, или они представлены в ненадлежащий орган, а также если проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям законодательства. Нарушение этих требований служит причиной отказа в согласовании органом местного самоуправления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В случае отказа в удовлетворении требований о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и несогласии заявителя с принятым решением, при наличии оснований полагать, что никаких препятствий для сохранения помещения в переустроенном (перепланированном) виде нет, лицо, считающее, что его права нарушены, вправе обратиться за судебной защитой своего нарушенного или оспариваемого права
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения могут быть произведены только собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры объекта капитального строительства: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.
Если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, если в результате перепланировки жилого помещения проектной документацией предусмотрено изменение параметров объекта капитального строительства, то такие виды работ относятся к реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно техническому паспорту на автономный жилой блок № по адресу: <адрес> является двухэтажным. (технический паспорт л.д. 28-33, выписка из ЕГРН л.д. 9)
На основании п. А1.7 Приложения А СП 54.13330.2016, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 № 883/пр «При определении числа этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и др.».
Таким образом, при выполнении административным истцом переустройства в виде сооружения миникотельной с наружным спуском из бетона для организации эвакуационного выхода, переустройству существующего чердака под мансардный этаж с утеплением мансардной кровли и стен, фактически изменяется количество этажей жилого помещения, так как происходит изменение параметров объекта, что является реконструкцией здания.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с указанной статьей реконструкция здания должна проводиться на основании разрешения на строительство в части реконструкции, которое, как было установлено в судебном заседании, административным истцом получено не было.
Следовательно, у административного ответчика отсутствовало законное основание для согласования самовольно выполненного переустройства жилого помещения по адресу : <адрес>
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оспариваемое действие Главы Снежинкого городского округа Сапрыкина И.И., выразившееся в отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, совершено в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, нарушения требований законодательства при вынесении оспариваемого отказа Главой Снежинского городского суда и администрацией Снежинского городского округа не допущены, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению, соответственно не подлежат удовлетворению и требования административного истца об обязании администрации Снежинского городского округа Челябинской области выдать документ, подтверждающей согласование (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к управлению градостроительства администрации города Снежинска, администрации Снежинского городского округа, главе Снежинского городского округа ФИО4 о признании незаконным решения от 26 января 2021 года № об отказе в согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязании административного ответчика выдать документ, подтверждающий согласование (возможность сохранения) самовольно выполненного переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в переустроенном виде - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд, со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: Т.В. Беляева
Решение в мотивированной форме изготовлено 12 июля 2021 года.