ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5263/16 от 28.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-5263/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 г. г. Уфа

Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,

при секретаре Гуслине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело в порядке административного судопроизводства по административному иску Никитиной В.М. к МИФНС по РБ, УФНС по РБ о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Никитина В.М. обратилась в суд с административным иском к МИФНС по РБ, УФНС по РБ о признании незаконным решения, мотивируя иск следующим.

Никитина В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ), расположенного по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составила 6900955,88 рублей.

Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составила 157625,52 рублей.

Письмом от 24.12.2015г. Никитина В.М. обратилась в МИ ФНС по РБ с просьбой провести перерасчет земельного налога за 2014год.

Письмом МИ ФНС по РБ от 22.01.2016г. Никитиной В.М. отказано в перерасчете в связи с тем, что налоговая база по земельному налогу, определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ДД.ММ.ГГГГг. Никитина В.М. в порядке ст.ст. 138, 140 НК РФ обратилась в Управление ФНС с жалобой, прося признать незаконным отказ МИ ФНС по РБ в перерасчете за земельный налог за 2014г., данный в письме от 22.01.2016г. и произвести перерасчет земельного налога за 2014г.

ДД.ММ.ГГГГг. Никитина В.М. обратилась в МИ ФНС по РБ с просьбой произвести перерасчет земельного налога за 2013 год.

Не получив ответа, ДД.ММ.ГГГГг. Никитина В.М. в порядке ст.ст. 138, 140 НК РФ обратилась в Управление ФНС с жалобой, прося признать незаконным бездействие МИ ФНС по РБ по перерасчету за земельный налог за 2013г. и произвести перерасчет земельного налога за 2013г.

Решением от 02.06.2016г. Управлением ФНС по РБ жалоба Никитиной В.М. на письмо МИ ФНС по РБ от 22.01.2016г. оставлена без удовлетворения.

Решением от 16.06.2016г. Управлением ФНС по РБ жалоба Никитиной В.М. на бездействие МИ ФНС по РБ оставлена без удовлетворения. Данное решение считает незаконным.

Никитина В.М. просит признать незаконным Решение Управления ФНС по РБ от 02.06.2016г. жалоба Никитиной В.М. на письмо МИ ФНС по РБ от 22.01.2016г. об отказе в перерасчете земельного налога за 2014 год; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по
Республике Башкортостан произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости
земельного участка в размере 157625,52 рублей; признать незаконным Решение Управления ФНС по РБ 70/17 от 16.06.2016г. об отказе в перерасчете земельного налога за 2013 год; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 157625,52 рублей.

В судебном заседании представитель Никитиной В.М.-Еговкин С.А. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

От Никитиной В.М. имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители административных ответчиков МИФНС России по РБ ФИО3, УФНС России по РБ ФИО4 возражали, в удовлетворении административного иска просили отказать, представили возражение.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Изменение кадастровой стоимость земельного участка в течении налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Пунктом 4 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков -физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, данная позиция отражена в п.3 ст. 396 НК РФ).

Как установлено судом, Никитина В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ), расположенного по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг., передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составила 6900955,88 рублей.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составила 157625,52 рублей.

24.12.2015г. Никитина В.М. обратилась в Межрайонную ИФНС России по Республике Башкортостан (далее - инспекция) с заявлением о пересмотре налоговых начислений за 2013 - 2014 года на земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

налоговым органом в адрес заявителя направлен ответ, из которого следовало, что произвести перерасчет налога за данные налоговые периоды не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ Никитина В.М. вновь обратилась в инспекцию с заявлением о пересмотре налоговых начислений на земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес заявителя направлен ответ, в котором налогоплательщику также отказано в перерасчете налога за вышеуказанные налоговые периоды.

Заявитель, не согласившись с информационным письмом Инспекции, обратился в Управление ФНС России по Республике Башкортостан с жалобой об на бездействие Инспекции выразившиеся в отказе произвести перерасчет суммы земельного налога за 2013, 2014 год.

Управлением ФНС России по Республике Башкортостан вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы Никитиной В.М. без удовлетворения, от ДД.ММ.ГГГГ, об оставлении жалобы Никитиной В.М. без рассмотрения.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом ст. 391НКРФ.

При изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода налоговая база по земельному налогу определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 391 НК РФ. В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (абз. 4 п. 1 ст. 391 НК РФ). Исключением из общего правила являются следующие случаи:

-изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, * допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН). В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);

-изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или решением суда, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Положения п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 12 ст. 396 НК РФ закрепляют, что кадастровая стоимость устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода.

Согласно разъяснениям Минфина России кадастровая стоимость не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода - письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная позиция изложена в письмах Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде.

Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru ДД.ММ.ГГГГ, "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", ДД.ММ.ГГГГ, (444).

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьёй, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органов местного самоуправления.

Постановление прямо не предусматривает возможность его применения к правоотношениям возникшим ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, довод заявителя о том, что определение кадастровой стоимости земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ означает придание Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ обратной силы и распространение на налоговые правоотношения с указанной даты, является ошибочным.

Согласно п. 3 Постановления распространяется на правоотношения, возникшие c 01.01.2014г.

Как следует из сведений, представленных органами Росреестра в электронном виде кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 6 900 955,88 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 157 625,52 руб.

Из документов, представленных заявителем следует, что сведения о кадастровой стоимости в размере 157 625,52 руб. в государственном кадастре содержится по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом в особых отметках указано, что датой внесения указанных сведений является 08.02.2014г.

Таким образом, правоотношения по изменению кадастровой стоимости спорного участка возникли с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с момента внесения в государственный кадастр, что не противоречит п. 3 Постановления . В связи с этим, на основании положений ст. 391 НК РФ, кадастровую стоимость в размере 157 625,52 руб. для исчисления земельного налога, следует применять с 2015 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 165-0-0 нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Поскольку Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, для целей налогообложения земельным налогом измененная кадастровая стоимость подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанная позиция отражена в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также в определении Верховного Суда РФ от 21.09.2015г. по делу .

Как установлено в ходе рассмотрения дела административный истец с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка не обращался. Налоговая инспекция сама по себе пересчитать сумму налога может только по основаниям предусмотренным Законом, а именно при наличии судебного решения, решения комиссии по спорам и при наличии подтверждённых налогоплательщиком льгот. В данном случае суд не усматривает необоснованное исчисление суммы налога, поскольку налоговая база представлена регистрирующим органом исходя из которой исчисляется налог, правом изменить кадастровою стоимость земельного участка налоговая инспекция не обладает.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований Никитиной В.М. к МИФНС по РБ, УФНС по РБ о признании незаконным решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Никитиной В.М. к МИФНС по РБ, УФНС по РБ о признании незаконным решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: Н.Н.Мартынова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-