ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5268/16 от 19.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2а-5268/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

председательствующего судьи Лазаревой М.И.,

при секретаре К.Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Ш.О.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Ф.Н.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру, обязании зарегистрировать право,

УСТАНОВИЛ:

Ш.О.И. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ решением третейского суда <адрес> за ней было признано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>

На основании определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГШ.О.И. был выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда.

На основании определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГШ.О.И. был выдан дубликат исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда от ДД.ММ.ГГГГ

Ш.О.И. обратилась в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: г. <адрес>, в чем ей было отказано по тому основанию, что в компетенцию третейского суда не входит рассмотрение гражданских споров о признании права собственности на недвижимое имущество. Следовательно, решение третейского суда о признании за Ш.О.И. права собственности на квартиру, не порождает юридических последствий.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, Ш.О.И. просит суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности на по адресу: <адрес>; обязать Управление зарегистрировать за Ш.О.И. право собственности на указанную квартиру.

В судебном заседании Ш.О.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Ш.О.И. - Ю.Д.В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что отказ административного ответчика в регистрации права собственности истца на основании исполнительного листа, выданного федеральным судом, противоречит положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Ш.О.И.

Представитель Управления Росреестра по Ростовской области Д.Д.А.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в иске отказать. Пояснила, что отказ государственного регистратора в регистрации права собственности Ш.О.И.. на квартиру, признанного решением третейского суда, соответствует положениям действующего законодательства, поскольку в компетенцию третейских судов не входит рассмотрение гражданских споров о признании права собственности на недвижимое имущество.

Государственный регистратор Управления Росреестра по Ростовской области Ф.Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившегося административного соответчика рассматривается судом в порядке ст. 226 КАС РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ и носит заявительный характер (ст. 16 Закон о регистрации), с предоставлением документов подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (ст.ст. 17, 18 Закона о регистрации).

Согласно п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

На основании п. 3 ст.9 Закона о регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п.1 ст.9 Закона о регистрации, относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав и т.д.

В силу ст.13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Исходя из вышеизложенного, при проведении правовой экспертизы проводится не только проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица, но также установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением третейского суда <адрес> за Ш.О.И. было признано право собственности на квартиру по адресу: г. <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение Центрального районного суда <адрес> о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда.

ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГШ.О.И. был выдан дубликат исполнительного листа о признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по РО с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на квартиру с КН/УН: , расположенную по адресу: <адрес> обратилась Ш.О.И.

В качестве документа-основания в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122 (далее - Закон о регистрации) для проведения государственной регистрации права заявителем были представлены: определение Центрального районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , дубликат исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ по делу

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о регистрации при государственной регистрации прав, установленных решением третейского суда (независимо от того, исполняется ли решение третейского суда добровольно или принудительно), правовая экспертиза проводится на предмет:

соответствия документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства;

наличия у лица, выдавшего правоустанавливающий документ, полномочий распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

наличия в документе условий об ограничении прав, если лицо, составившее документ, имеет права, ограниченные определенными условиями;

наличия документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

отсутствия причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности, предусмотренных Законом о регистрации.

Признание и подтверждение прав на недвижимое имущество лица, право которого в соответствии с решением третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, при представлении необходимых для проведения государственной регистрации прав документов, и наличие исполнительного листа, выданного государственным судом, не заменяет и не отменяет процедуру, необходимость совершения которой установлена пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 13 Закона о регистрации.

Положения статьи 118 Конституции Российской Федерации закрепляют, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Закон о судебной системе) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В соответствии со статьей 6 Закона о судебной системе обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц являются вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, которые подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В статье 4 Закона о судебной системе закреплен исчерпывающий перечень органов, входящих в систему государственных судов и уполномоченных осуществлять правосудие на территории Российской Федерации.

При этом третейские суды не входят в систему государственных судов, установленную Конституцией Российской Федерации.

Ш.О.И. обратилась за регистрацией права собственности на квартиру, в том числе на основании решения Третейского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое ранее было предоставлено для регистрации права собственности в Управление.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правовых отношений, если иное не установлено Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации».

При этом, главным условием возможности обращения в третейский суд является наличие в договоре либо отдельном соглашении между сторонами третейской оговорки, в соответствии с которой в случае возникновения споров они передаются на рассмотрение в конкретный третейский суд.

Следовательно, третейское разбирательство осуществляется в связи с возникшим между его участниками гражданско-правовым спором в отношении конкретного правоотношения, а вынесенное по итогам такого разбирательства решение не обладает общеобязательной силой, характерной для решений государственных судов.

Статья 2 Закона о регистрации определяет, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

В том числе статья 28 Закона о регистрации предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных, в частности, решением третейского суда, осуществляется на общих основаниях.

В и. 1 ст. 17 Закона о регистрации указано, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения (абзац 8); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).

Под действие абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, по которому основанием для государственной регистрации являются судебные акты, вступившие в законную силу, решения третейского суда не подпадают, поскольку они не обладают таким свойством решений судов общей юрисдикции, как «законная сила судебного решения».

Исходя из положений ст. 31 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», решение третейского суда может предусматривать обязанности только для сторон спора, иные лица не обязаны его исполнять. Это следует из названия статьи «Обязательность решения третейского суда» и ее содержания «Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда».

Вместе с тем, обязанность регистрирующего органа к совершению действий по государственной регистрации прав на основании решения третейского суда не тождественна обязательности для регистрирующего органа решения государственного суда.

В отношении решения Третейского суда проводится такая же правовая экспертиза, как и в отношении любого иного правоустанавливающего документа

Решение третейского суда, принятое не в связи с наличием спора и, соответственно, сторон спорных правоотношений, а также не в связи со спором, затрагивающим гражданско-правовую сферу, не является основанием для государственной регистрации права.

Конституционный Суд, отмечая в пункте 3.1 мотивировочной части Постановления от 26.05.2011 № 10-П гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства, указывает, что не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые, как следует из статей 8, 19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации и конкретизирующей их положения статьи 1 ГК, основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Споры, связанные с возникновением, прекращением права собственности на недвижимость по своему характеру относятся к исключительной подведомственности государственных судов.

Согласно ст. 22 ГПК РФ споры о признании права рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке искового производства. В соответствии с ч. 3 ст. 421 ГПК РФ, решение третейского суда подлежит отмене в случае, если решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения.

Государственный регистратор вправе оценивать решение Третейского суда и отказать в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества при наличии решения третейского суда, как самостоятельного основания для государственной регистрации, если отсутствуют иные доказательства законности приобретения права на имущество на основании абзаца 10 и. 1 ст. 20 Закона о регистрации - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

На основании вышеизложенного, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором был вынесен отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в рамках настоящего дела отказ государственного регистратора Управления Росреестра по РО Ф.Н.А. в государственной регистрации права собственности Ш.О.И. на квартиру по адресу: г. <адрес>, соответствует положениям действующего законодательства, поскольку административным истцом не представлены документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что основания для удовлетворения административного искового заявления Ш.О.И. отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ш.О.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Ф.Н.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру, обязании зарегистрировать право, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий