ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-526/18 от 16.07.2018 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело 2а-526/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2018 гола Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Василюк Э.М.,

представителя административного истца – ФИО6,

представителя административного ответчика – ФИО5.

представителя заинтересованного лица – Службы государственного и строительного надзора РК – ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, заинтересованные лица Администрация <адрес>, Межведомственная правительственная комиссия по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании распоряжения частично недействительным,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в Центральный районный суд <адрес> с административным иском к Совету Министров Республики Крым, заинтересованное лицо – Администрация <адрес> о признании распоряжения частично недействительным, мотивируя свои требования следующим.

Административный истец является собственником комплекса строений, расположенного в <адрес> на земельном участке площадью 0,8279 га, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ реестр .

Право пользования земельным участком перешло к административному истцу на тех же условиях и в том же объёме, которые были у предыдущего землепользователя согласно договору аренды земли, зарегистрированному в <данные изъяты> отделе КРФ ГП «ЦГЗК» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было издано распоряжение -р «О признании объектов самовольными», согласно которому самовольными постройками были признаны объекты, указанные в приложении к данному распоряжению.

В пункте 16 приложения к данному распоряжению в качестве объекта признанного самовольной постройкой указан объект капитального строительства, распложенный в городе Керчи по <адрес>.

С вышеуказанным решением, административный истец не согласен, в связи с тем, что право собственности на расположенный в <адрес> на комплекс строений было приобретено административным истцом на законных основаниях. Сведения о возникновении права собственности за истцом внесены в реестр прав собственности на недвижимое имущество.

Оснований для прекращения правомерно возникшего права собственности на имущество административного истца путем включения его в список объектов, признанных самовольными постройками, не имелось.

В связи с вышеизложенным административный истец просит признать незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым «О признании объектов самовольными постройками» от ДД.ММ.ГГГГ-р в части включения комплекса строений, расположенного в <адрес> в список объектов, признанных самовольными постройками.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО6 административное исковое заявление ФИО2 поддержал в полном объеме, просил удовлетворить на основании доводов, изложенных в иске.

Представитель Совета министров Республики Крым – ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения административного иска ФИО2 возражала на основании доводов, изложенных в иске.

Представитель заинтересованного лица – администрации <адрес>ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, о чем свидетельствует расписка об извещении о времени и месте судебного разбирательства. Причины неявки суду не сообщила.

Согласно Определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию к деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Межведомственная правительственная комиссия по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым.

Представитель Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным от времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела. Причину неявки суду не сообщили.

Согласно определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.

Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства и архитектуры Республики ФИО8 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует расписка об извещении, имеющаяся в материалах дела. Причины неявки суду не сообщил.

Согласно определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Служба государственного строительного надзора Республики Крым.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Службы государственного строительного надзора Республики Крым – ФИО9 против удовлетворения административного иска – ФИО2 возражала согласно доводов, изложенных в письменных возражениях.

Согласно определения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Причины неявки суду не сообщили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения административного истца и его представителя, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, купила комплекс, общей площадью 1319,1 кв.м., расположенный по адресу: АРК, <адрес> на земельном участке площадью 0,8279 га, кадастровый , необходимой для его обслуживания, согласно договору аренды земли, заключенного с Керченским городским советом ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в Керченском городском отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> о ФИО2 заключен договор аренды земельного участка площадью 8279 кв.м., кадастровый номер по адресу: <адрес> сроком на 49 лет.

Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суть которого сводится к тому, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Последствия постройки, произведенной без соблюдения вышеуказанных требований, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно части 4 названной статьи органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с предписаниями статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в <адрес>.

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым.

Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется регламентом, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Регламент).

Исходя из законодательно определенных полномочий, в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 2, 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в <адрес> зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» Советом министров Республики Крым издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» (далее по тексту – Положение об организации работы по сносу).

Согласно пункту 3 Положения об организации работы по сносу выявление объектов капитального строительства, обладающих признаками самовольной постройки, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного земельного надзора, иными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.

В соответствии с пунктами 7,8 Положения об организации работы по сносу в случае если по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными органами выявлены объекты, обладающие признаками самовольной постройки, материалы проверки, в том числе решение о привлечении к административной ответственности, в течение трех рабочих дней направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора.

Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, в течение пяти рабочих дней осуществляет подготовку материалов и направляет их для рассмотрения в Межведомственную правительственную комиссию по выявлению и пресечению самовольного строительства и целевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее - Комиссия).

Согласно акта проверки органом государственного надзора – Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, проведена внеплановая документальная проверка в отношении ФИО2, выявлено невыполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Государственным Комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО2 предписано устранить указанное нарушение (использование земельного участка площадью 0,8279 га, расположенный по адресу: <адрес>, без наличия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов) в установленные законодательством Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Акта планового осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ведущим специалистом Восточного отдела строительного надзора службы государственного строительного надзора РК ФИО10, произведён осмотр земельного участка расположенного по адресу: РК, <адрес>. 28, установлено по адресу: <адрес>. 28 застройщиком – ФИО2 выполнены работы по строительству комплекса состоящего из одно и двухэтажных объектов капитального строительства без оформления документа, дающего застройщику право выполнить строительные работы. Ведутся работы по сносу существующих старых построек. Объекты завершены строительством, подключены к городской сети энергоснабжения.

Состав и Положение о Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым утверждены постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 1.4 данного постановления установлено, что решения Комиссии. Принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики Крым.

В соответствии с пунктом 9 Положения Комиссия в срок не позднее тридцати календарных дней со дня поступления документов проверяет полноту и достоверность представленных сведений, оценивает постройку на предмет отнесения к самовольной постройке и принимает одно из следующих решений: 9.1 о наличии оснований для призвания объекта самовольной постройкой; 9.2 о наличии оснований для обращения в суд с иском о сносе постройки; 9.3. о возврате документов и материалов в уполномоченный орган для устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений; 9.4 о целесообразности сохранения самовольной постройки. 9.5 об отсутствии оснований для признания объекта самовольной постройкой.

Решение комиссии и материалы в отношении выявленного объекта, обладающего признаками самовольной постройки, направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, для подготовки соответствующего акта Совета министров Республики Крым о признании постройки в качестве объекта самовольной постройкой, в соответствующий уполномоченный орган – подготовки искового заявления или устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений.

Согласно пункту 11 Положения на основании решения Комиссии Совет министров Республики Крым в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 9.1 пункта 9 Положения, принимает решение о признании объекта самовольной постройкой.

Решение, указанное в пункте 11 Положения, в течении семи календарных дней со дня принятия решения направляется в орган местного самоуправления, на территории которого расположена самовольная постройка.

Решение Совета министров Республики Крым, указанное в пункте 11 Положения, является основанием для включения объекта в Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) на территории Республики Крым на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу.

Согласно протокола заседания Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>. 28 – строительство объекта капитального строительства «Строительство здания по <адрес>, признать объект самовольной постройкой в виду наличия признаков ч. 4 ст. 222 ГК РФ, Службе Госстрой надзора РК подготовить проект решения о признании объекта самовольной постройкой, включить в перечень и направить решение в органы местного самоуправления. Также установлено, что земельный участок используется ФИО2 не по целевому назначению. Установленным видом разрешенного использования является «охота и рыбалка», при этом на указанном земельном участке расположен отель «Жемчужина моря», ресторан «Рыбацкий стан», баня, сауна, бассейн.

Данное решение принято членами Межведомственной правительственной комиссии единогласно в связи с наличием оснований для признания объекта самовольной постройкой согласно части 4 статьи 222 ГК РФ.

Вышеуказанное решение Межведомственной правительственной комиссии послужило основанием для издания административным ответчиком оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно Распоряжения Совета министров Республики Крым -Р от ДД.ММ.ГГГГ, самовольными постройками признаны объекты, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Согласно Приложения к распоряжению Совета Министров РК от ДД.ММ.ГГГГ-р п. 16, строительство капитального строения по адресу: <адрес>, признано самовольной постройкой.

Таким образом, на основании совокупности установленных в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств суд приходит к выводу о том, что распоряжение распоряжения Совета министров Республики Крым «О признании объектов самовольными постройками» от ДД.ММ.ГГГГ-р в оспариваемой части принято административным ответчиком в рамках законодательно определенных полномочий, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

Доводы административного истца о том, что спорный объект не является самовольной постройкой, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку данные обстоятельства имеют правовое значение при проверке законности решения о признании объекта самовольной постройкой в соответствии со статьей

222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом судом установлено, что решение о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой принято исполнительным органом государственной власти Республики Крым в пределах делегированных полномочий.

Кроме того, согласно Отчета заместителя начальника управления – начальника отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации <адрес>ФИО11 о выполнении планового (рейдового задания) на проведение планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 8279 кв.м., расположенного по адресу: РК, <адрес>, <адрес> установлено что в действиях ФИО2 усматриваются признаки нарушения статьи 42 Земельного Кодекса ФИО1 Федерации – использование земельного участка не по целевому назначению (т.1 л.д. 239)

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято решение 37 « О приостановке самовольного строительства и добровольном сносе самовольно возведённого объекта или его части, восстановлении (рекультивации) территории, а также получения в установленном действующим законодательством порядке разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта капитального строительства», согласно которому ФИО2 направлено данное решение. Установлены сроки для осуществления работ по сносу самовольной постройки, указанной в пункте 1 настоящего решения: начало осуществления работ по сносу самовольной постройки : в течении 10 дней со дня получения данного Решения. Окончание осуществления работ по сносу самовольной постройки: по истечению 30 дней с момента получения данного Решения.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки.

Следовательно, лицо, осуществившее самовольную постройку, - поскольку оно ставится в известность о принятом решении - может прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты путем оспаривания принятого органом местного самоуправления решения.

Однако истец не прибегнул к гарантированному ему способу судебной защиты путем оспаривания принятого органом исполнительной власти решения о приостановке самовольного строительства и добровольном сносе самовольно возведённого объекта или его части, восстановлении (рекультивации) территории, а также получения в установленном действующим законодательством порядке разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта капитального строительства»,

С учетом того, что судебным разбирательством не установлено наличие условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, административное исковое заявление, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований госпошлина по делу взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, заинтересованные лица Администрация <адрес>, Межведомственная правительственная комиссия по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании распоряжения частично недействительным,– отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю.Благодатная

В окончательной форме решение суда изготовлено 23.07.2018 года.