ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-526/20 от 18.02.2020 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-526/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе председательствующей судьи Красильниковой С.А. при секретаре судебного заседания Кудрявцевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело № 2а-526/2020 по административному исковому заявлению адвоката Адвокатской палаты Чувашской Республики Ванюкова Сергея Петровича о признание в соответствии с п.2 ч.1 ст. 124 КАС РФ незаконным отказ начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении информации, запрошенной в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании в соответствии с п.3 ч.1 ст. 124 КАС РФ Прокуратуру Чувашской Республики предоставить информацию, запрошенную в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ.

у с т а но в и л :

Ванюков С.П. является действующим адвокатом Коллеги адвокатов «Объединенная коллегия адвокатов Чувашской Республики» (регистрационный в реестре адвокатов Чувашской Республики).

Административный истец Ванюков С.П. - адвокат КА «Объединенная коллегия адвокатов Чувашской Республики» обратился в Новочебоксарский городской суд с административном исковым заявлением о признание в соответствии с п.2 ч.1 ст. 124 КАС РФ незаконным отказ начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении информации, запрошенной в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании в соответствии с п.3 ч.1 ст. 124 КАС РФ Прокуратуру Чувашской Республики предоставить информацию, запрошенную в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал незаконностью действий начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплева А.С., который ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев его адвокатский запрос от ДД.ММ.ГГГГ, отказался предоставить информацию согласно данного запроса, тем самым нарушил права адвоката.

В судебном заседании административный истец свои требования поддержал в полном объеме, предоставил свои письменные пояснения.

Начальник Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплев А.С. в суд не явился, имеется заявление о рассмотрение дела без его участия.

Представитель Прокуратуры Чувашской Республики Яковлев А.Г. иск не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на свои письменные возражения.

Выслушав участников процесса, суд пришел к следующему.

Правовой статус любого государственного служащего обусловливается совокупностью возложенных на него обязанностей и предоставленных ему прав.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Ванюков С.П. направил адвокатский запрос прокурору Чувашской Республики с просьбой подтвердить либо опровергнуть информацию, изложенную в интернет-издание «Правда ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ в статье под названием « Зампрокурора Чувашии С. попал в поле зрения радаров и службы собственной безопасности».

ДД.ММ.ГГГГ на указанный запрос начальником Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплевым А.С. административному истцу был дан ответ, в котором административным ответчиком была изложена позиция Прокуратуры Чувашской Республики.

Считая полученный ответ незаконным и не соглашаясь с его содержанием, административный истец Ванюков С.П. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Просил суд признать незаконным отказ административного ответчика начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплева А.С., нарушающим его право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи и обязать представить прокуратуру Чувашской Республики административному истцу сведения, которые он просил представить в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно только при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Предметом оспаривания в настоящем деле является ответ прокуратуры на адвокатский запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений изложенных в печатном издании
Наделяя защитника правом доказывания в уголовном процессе, законодатель в части 3 статьи 86 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и части 3 статьи 6, 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрел перечень процессуальных действий, с помощью которых создается возможность реализации вышеуказанного права.

Право адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи установлено нормами Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". При этом согласно пункту 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 6.1 названного федерального закона предусмотрено, что адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном этим федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (пункт 1). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (пункт 2).

В целях реализации положений Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ от 31 мая 2011 г. N 153 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации") (далее - Приказ).

Нормативный правовой акт опубликован в журнале "Законность" 2011 г. N 10, размещен в справочно-информационных системах правового характера.

Согласно части 4 статьи 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Такие требования утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2016 года N 288.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации" в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Из представленных суду письменных доказательств административный истец по мнению суда не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

В запросе от ДД.ММ.ГГГГ ставится вопрос о подтверждение либо опровержение информации, изложенной в интернет-издании «Правда ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении заместителя прокурора Чувашии С.

Начальник Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплев А.С. в пределах установленного законом сроки предоставил административному истцу ответ на вышеуказанный запрос, из которого следует, что опубликованные в интернет-издании «Правда ПФО» сведения непосредственно относятся к уголовному делу и необходимы в этой связи для оказания квалифицированной юридической помощи, в заявлении не имеется.

В такой ситуации, судом установлено, что административным ответчиком начальником Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплевым А.С. каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод заявителя не допущено, оспариваемые истцом действия соответствуют требованиям норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд, проанализировав приведенные выше нормы права и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу, о том, что оспариваемые административным истцом действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца,

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Ванюкова С.П.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 124-125, 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворение административного искового заявления адвоката Адвокатской палаты Чувашской Республики Ванюкова Сергея Петровича о признание в соответствии с п.2 ч.1 ст. 124 КАС РФ незаконным отказ начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Чувашской Республики Тхазеплева А.С. ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении информации, запрошенной в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании в соответствии с п.3 ч.1 ст. 124 КАС РФ Прокуратуру Чувашской Республики предоставить информацию, запрошенную в адвокатском запросе от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.А. Красильникова

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020