ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-526/2022 от 01.07.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2022-000785-14 Дело № 2а-526/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области 01 июля 2022 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горненского сельсовета о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по исполнению требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», возложении обязанности разместить в сети «Интернет» информацию о своей деятельности предусмотренную Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

УСТАНОВИЛ:

обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Горненского сельсовета с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязать администрацию Горненского сельсовета в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда разместить в сети «Интернет» информацию о своей деятельности, предусмотренную подпунктами «б, е» пункта 2, пунктами 4 и 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления.

В обоснование требований указав о том, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что по состоянию на на официальном сайте администрации Горненского сельсовета в сети «Интернет» по адресу http://горненский.рф отсутствует указанная выше информация, чем нарушены права граждан на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенные в иске, также пояснила, что указанная в административном иске информация о деятельности органа местного самоуправления – администрации Горненского сельсовета на сайте также не размещена.

Представитель административного ответчика администрации Горненского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, из письменного отзыва на административное исковое заявление следует, что информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления на сайте опубликована, имеются соответствующие вкладки, в том числе: опубликована муниципальные правовые акты, постановления, решения, распоряжения дополнены за 2022 год, созданы новые вкладки «Проекты НПА», «Порядок обжалования муниципальных правовых актов», информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности имеется, дополнена документами, информация о кадровом обеспечении также опубликована.

В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска по следующим основаниям:

В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая изложенное, предмет заявленных административных исковых требований, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления установлено, что по состоянию на на официальном сайте администрации Горненского сельсовета отсутствует информация, предусмотренная подпунктами «б, е» пункта 2, пунктами 4 и 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». С настоящим административным иском прокурор обратился в суд , соответственно установленный законом срок для обращения в суд административным иском соблюден.

Согласно п.1 ст.1, ст.2 Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», действие которого распространяется, в том числе, на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

В силу ст. 4 названного Федерального закона, к числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления отнесены, в том числе, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а также достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.

Одним из способов обеспечения доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных. Пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления (ст.ст. 6-9 Федерального закона от №8-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», определен статьей 13 вышеназванного Федерального закона. В указанный перечень, в том числе, входят: информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них и иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления (подпункты «б,е» пункта 2, п.п. 4 и 8 ч.1).

В судебном заседании установлено, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан официальный сайт администрации Горненского сельсовета , размещенный по адресу http://горненский.рф, однако требования федерального законодательства в сфере организации доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, администрацией Горненского сельсовета в полном объеме не исполнены.

Так, согласно справки по результатам проведенной прокуратурой Зе йского района проверки от , на официальном сайте администрации Горненского сельсовета отсутствует информация, предусмотренная п.п. «б, е» п.2, п.4, п.8 ч.1 ст. 13 Федерального закона от год № 8-ФЗ.

Вместе с тем, из отзыва на административное исковое заявление следует, что нарушения, установленные в ходе проведенной прокуратурой проверки, устранены, а именно: опубликованы муниципальные правовые акты, постановления, решения, распоряжения дополнены за 2022 год, созданы новые вкладки «Проекты НПА», «Порядок обжалования муниципальных правовых актов», информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности имеется, дополнена документами, информация о кадровом обеспечении также опубликована.

Однако, вопреки вышеуказанным доводам, при проверке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официального сайта администрации Горненского сельсовета (http://горненский.рф) судом установлено, что:

- муниципальные правовые акты, в том числе постановления, решения, распоряжения опубликованы во вкладке «Нормотворчество», в том числе дополнены за 2022 год;

- во вкладке «Нормотворчество» также имеются вкладки «Проекты НПА», «Порядок обжалования муниципальных правовых актов», однако, никакой информации данные вкладки не имеют (страница сайта при открытии данных вкладок содержит только соответствующее название, каких-либо документов или информации размещенной в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами пользователей без использования специально созданного для доступа к информации программного обеспечения на странице не имеется);

- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности на сайте имеется во вкладке «Нормотворчество» - «ГО ЧС/Пожарная безопасность»;

- вкладка сайта «Кадровое обеспечение» имеет дополнительные вкладки: «Порядок поступления граждан на муниципальную службу», «сведения о вакантных должностях», «квалификационные требования», «условия и результаты конкурсов», «контактная информация», однако, страница сайта при открытии вкладок сведения о вакантных должностях», «квалификационные требования», «условия и результаты конкурсов», «контактная информация» содержит только соответствующее название, каких-либо документов или информации размещенной в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами пользователей без использования специально созданного для доступа к информации программного обеспечения на странице не имеется, во вкладке «Порядок поступления граждан на муниципальную службу» прикреплены документы: Положение о муниципальной службе в Горненском сельсовете и изменения в него.

Таким образом, на официальном сайте администрации Горненского сельсовета отсутствует информация, предусмотренная п.п. «б, е» п.2, п.8 ч.1 ст. 13 Федерального закона от год № 8-ФЗ

Указанные обстоятельства административным ответчиком опровергнуты не были.

При этом, согласно ст.11 Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе, достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Учитывая, что бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению вышеназванной информации о своей деятельности, предусмотренной к обязательному размещению в сети «Интернет» подпунктами «б, е» пункта 2, и 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от № 8-ФЗ, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности указанного органа местного самоуправления, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административный истец просит установить двухмесячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу для его исполнения административным ответчиком в части размещения в сети «Интернет» соответствующей информации о деятельности администрации Горненского сельсовета .

Указанный срок суд полагает достаточным и разумным с учетом объема информации, подлежащей размещению ответчиком в целях обеспечения к ней доступа неопределенного круга лиц в сети «Интернет».

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горненского сельсовета , удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Горненского сельсовета , выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Обязать администрацию Горненского сельсовета в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда, разместить в сети «Интернет» информацию о своей деятельности, предусмотренную подпунктами «б, е» пункта 2, пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:

информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления -тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; порядок обжалования муниципальных правовых актов;

информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

А.А. Плешков

Мотивированное решение составлено

Судья

А.А. Плешков