ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5270/17 от 03.11.2017 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5270/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 ноября 2017 года г. Калининград

Центральный районный суд города Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.

при секретаре Дружининой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в проведении публичного мероприятия, обязании согласовать проведение митинга,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административном иском, указав, что < Дата > направил в администрацию уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга < Дата > сквере у памятника < адрес > в г. Калининграде.Решением администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >/ин в проведении публичного мероприятия было отказано со ссылкой на то, что проведение заявленного публичного мероприятия не может быть согласовано, в связи с невозможностью разместить заявленное количество участников публичного мероприятия, на территории города в указанное время отсутствуют свободные площадки, размер которых позволяет разместить заявленное количество участников, предложено подать новое уведомление, изменив место и время проведения публичного мероприятия. С указанным решением органа местного самоуправления не согласен, полагает, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает его права. Оспариваемое решение не содержит причин, по которым проведение публичного мероприятия < Дата > в испрашиваемом месте невозможно. Просил суд признать решение администрации городского округа «Город Калининград» /ин от < Дата > незаконным и возложить на администрацию городского округа «Город Калининград» обязанность согласовать заявленное публичное мероприятие.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил иск удовлетворить.

Представители административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград»- ФИО2, ФИО3, действующие на основаниидоверенностей, возражали против удовлетворения административного иска. В обоснование указали, что оспариваемое решение в полной мере соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушает, поскольку администрация не отказывала в проведении митинга, только просила изменить место и время его проведения. Полагали, что испрашиваемое место – сквер у памятника Шиллеру, не отвечает требованиям безопасности, находится вблизи крупных дорог и массового скопления транспорта, кроме того, мероприятие планируется на выходной день, когда много людей может находиться на улице, желает посетить сквер. Предложить иное приспособленное для проведения публичного мероприятия место у администрации не было возможности, поскольку специально отведенные для этого места уже были заняты ранее под проведение иных массовых мероприятий культурного характера. Просили в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.

Согласноч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии сост. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226КАС РФ).

Судом установлено, что < Дата > М.В. направил в администрацию ГО «Город Калининград» (далее – администрация) уведомление о намерении провести< Дата > с 12.00 до 15.00 часов публичное мероприятие в формемитинга с использованием сцены и звукоусиливающей аппаратуры, по адресу: г. Калининград, < адрес > Сквер у памятника < адрес > заявленной целью:«Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия – 500 человек.

< Дата > организатору публичного мероприятия ФИО1 вручен ответ /ин, что проведение заявленного публичного мероприятия не может быть согласовано, в связи св связи с тем, что в указанном в уведомлении месте разместить заявленное количество участников публичного мероприятия не представляется возможным. В связи с тем, что на территории города в указанное время отсутствуют свободные площадки, размер которых позволяет разместить заявленное количество участников публичного мероприятия, заявителю предложено подать новое уведомление, изменив время и место проведения публичного мероприятия.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий администрации ГО «Город Калининград» по отказу в согласовании указанного выше публичного мероприятия, ФИО1 указывает на то, что ответчик, в нарушение требований законодательства, не обосновал основания для отказа в проведении мероприятия в конкретном месте и не предложил организатору другое место и время для проведения заявленного публичного мероприятия.

На основании ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» указанного Закона митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

На основании п. 1 ч. 4 указанной статьи организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.

В силу положенийп. п. 1, 5 ч. 3 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования только в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия и которые согласованы либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее 4 дней до дня его проведения.

Таким образом, уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (п. 1.1)..

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3.1)..

Закон Калининградской области от 26.12.2012 № 188 «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» принят Калининградской областной Думой 24.12.2012 и направлен на обеспечение условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Калининградской области.

В силу ст. 8 Закона Калининградской области соответствующий уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня проведения публичного мероприятия - в день его получения) обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона.

При несогласии с предложенными изменениями организатор публичного мероприятия вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган для согласования предложенных изменений (ч. 3 ст. 8).

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона Калининградской области от 26.12.2012 № 188 очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующей информации (уведомления) уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях»орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3).

Из приведенных выше положений Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» следует, что орган местного самоуправления вправе не согласиться с местом и временем проведения публичного мероприятия, при этом должен обосновать отказ вескими доводами инаправить организатору мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения.

Такое предложение должно быть направлено организатору мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной упомянутым выше Федеральным законом (Определение № 1730-О от 18.07.2017, постановление № 4-П от 14.02.2013, определения № 484-О-П от 02.04.2009 и № 705-О-О от 01.06.2010). Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может произвольно воспрепятствовать проведению публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Содержащееся в ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

Таким образом, помимо того, что органы публичной власти должны обосновать невозможность проведения публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, они должны также предложить организатору публичного мероприятия такой вариант места и времени его проведения, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками мероприятия своих требований, в том числе, политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Из текста оспариваемого истцом решения от < Дата > следует, что органом местного самоуправления указано на невозможности проведения мероприятия в заявленном организатором месте ввиду невозможности размещения заявленного количества участников, вместе с тем, такие доводы допустимыми доказательствами не подтверждены, размеры сквера не указаны. Проведение митинга в других, в том числе, специально отведенных местах, ответчиком не предложено, со ссылкой на то, что в это время согласовано проведение иных мероприятий, уведомление о проведении которых были поданы ранее.

Действительно, проведение других публичных мероприятий было согласовано органом местного самоуправления, о чем суду представлены ответы на уведомления К.А.С. от < Дата > о проведении танцевального нон-стопа с < Дата > по < Дата > на площади Победы, Л.Н.М. от < Дата > о проведении информационной акции, посвященной международной неделе науки и мира на территории площади Маршала Василевского, в сквере у Дома искусств, в парке «< адрес > с < Дата > по < Дата >, П.О.С. от < Дата > о проведении Дня народного единства с концертной программой на территории сквера у памятника-знака «< адрес >» с < Дата > по < Дата >.

Перечисленные выше места проведения мероприятий определены Постановлением Правительства Калининградской области от 24.04.2014 № 243 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест».

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, администрация, отказывая в проведении публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте, не довела до организатора публичного мероприятия информацию о ближайшем свободном дне и (или) времени использования специально отведенных мест для проведения мероприятий, кроме того, в нарушение приведенных выше норм, в частности, ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» и ст.8 Закона Калининградской области от 26.12.2012 № 188 «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» не предложила ФИО1 иное место и время проведения планируемого им публичного мероприятия, как в специально отведенном месте, так и в ином, позволяющем обеспечить безопасность граждан и реализовать право на митинг.

Также отсутствуют сведения о времени подачи указанных уведомлений, в связи с чем, суд был лишен возможности проверить правомерность определения очередности при использовании этих мест.

Кроме того, следует обратить внимание, что некоторыми организаторами, как например, Л.Н.М., подано несколько уведомления о проведении одного мероприятия одновременно в разных местах в одни и те же даты.

При таком положении решение администрации городского округа «Город Калининград» /ин от < Дата > нельзя признать законным.

ТребованиеФИО1 о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия подлежат удовлетворению с учетом изложенного выше в решении, то есть, судом не может быть возложена на администрацию обязанность согласовать заявленное публичное мероприятие в том месте и в то время, которые указаны в уведомлении организатора, поскольку в обязанности органа местного самоуправления входит разрешение вопроса о наличии либо об отсутствии возможности проведения двух мероприятий в одном месте, исходя из площади заявленного места, количества участников и возможности обеспечения общественного порядка при исключении угрозы причинения вреда гражданам, как участникам мероприятий, так и лицам, не принимающим в них участия, но находящимся в месте их проведения.

В то же время, признав решение администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > не соответствующим требованиям закона и нарушающим права административного истца, суд в соответствии со ст.227 КАС РФ полагает необходимым возложить на администрацию городского округа обязанность устранить допущенное нарушение и до 18 часов 00 минут < Дата > довести до сведения ФИО1 мотивированное обоснованиеотказа в проведения публичного мероприятия в сквере у памятника Шиллеру, а также предложение об изменении места и времени проведения заявленного им публичного мероприятия.

В соответствии с ч.8 ст.227 КАС РФ настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Решение администрации городского округа «Город Калининград» /ин от < Дата > о несогласовании места и времени проведения публичного мероприятия признать незаконным.

Возложить на администрацию городского округа «Город Калининград» обязанность до 18 часов 00 минут < Дата > довести до сведения организатора публичного мероприятия ФИО1 обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в сквере у памятника < адрес >, а также обоснованное предложение об изменении места и времени проведения заявленного публичного мероприятия.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Обратить решение к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено в совещательной комнате 03.11.2017.

Судья Д.В. Стома