ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5275/19 от 29.10.2019 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-5275/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации (России)

«29» октября 2019 года г.Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Серухиной А.В.,

При секретаре Куроян М.А.,

С участием помощника судьи Лахметкиной Н.С.,

с участием представителей административного истца ФИО14, ФИО10, представителя административного ответчика ФИО15, заинтересованных лиц ФИО6, ФИО16,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» к ФИО2 прокуратуре Волгоградского гарнизона о признании незаконным представление от 18 апреля 2019 года «Об устранении нарушений закона»,

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» обратилось в суд с административным иском к ФИО2 прокуратуре Волгоградского гарнизона о признании незаконным представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений закона».

Указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Пограничное управление ФСБ России по <адрес> поступило представление заместителя ФИО2ФИО1 Волгоградского гарнизона подполковника юстиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений закона», из которого следует, что должностные лица контрольно -пропускного пункта «Волгоград-аэропорт» Управления ФИО6 и ФИО16 в нарушение части 3 статьи 3.3 части 1 статьи 4.1 и части 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9, возбужденных по части 2 статьи 18. КоАП РФ, применили наказание частично, без рассмотрения вопроса об административном выдворении виновных лиц. Также в представлении заместитель ФИО2ФИО1 Волгоградского гарнизона требует рассмотреть с участием прокурорского работника представление об устранении нарушений закона с подчиненными должностными лицами, потребовав от них в своей служебной деятельности строго руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации; принять безотлагательные меры по устранению нарушении закона; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО6 и ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ Представление рассмотрено на совместном совещании руководства Управления и заместителя ФИО2ФИО1 Волгоградского гарнизона подполковника юстиции ФИО3. Считают доводы и требования, изложенные в Представлении, незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы Управления, в связи с чем просят отменить указанное Представление.

Представители административного истца «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» ФИО14, ФИО10, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика ФИО2 прокуратуры Волгоградского гарнизона, представитель заинтересованного лица ФИО2 прокуратуры ФИО1 округа ФИО15 в судебном заседании возражал против заявленных требований, поддержав представленные письменные возражения.

Заинтересованные лица ФИО6, ФИО16 в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили отменить Представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений закона».

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ответа на вопрос 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с действующей редакцией статьи 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" к органам федеральной службы безопасности относятся в том числе управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).

В структуре Генеральной прокуратуры надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляет Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, а также Главная военная прокуратура, подчиненная Генеральной прокуратуре РФ.

Надзорную деятельность за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации на местах в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" (далее - Приказ Генеральной прокуратуры РФ "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур") осуществляют прокуроры субъектов РФ и военные прокуроры.

К их компетенции относятся надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России.

Пункт 6 Приказа Генеральной прокуратуры РФ "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" закрепляет компетенцию военных прокуроров. Так, они вправе осуществлять, в частности:

- надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций ФСБ РФ;

- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;

- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов ФСБ РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ РФ.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами ФИО2 управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и должностными лицами.

В судебном заседании установлено, что в рамках проверки, проведенной на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ заместителя ФИО2ФИО1 Волгоградского гарнизона подполковника юстиции ФИО5, заместителем ФИО2ФИО1 гарнизона в адрес начальника ПУ ФСБ России по <адрес> вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанному представлению требует рассмотреть с участием прокурорского работника представление об устранении нарушений закона с подчиненными должностными лицами, потребовав от них в своей служебной деятельности строго руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Принять безотлагательные меры по устранению нарушений закона. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности майора ФИО6 и капитана ФИО16.

Поводом для вынесения указанного Представления послужили выявленные нарушения требований части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 1.2, части 1 статьи 2.6, части 2 статьи 18.1, части 3 статьи 3.3, части 1 статьи 4.1 и части 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 4, 16.1 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», статей 26,27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статей 16 и 24 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и о реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой деятельности должностных лиц контрольно –пропускного пункта «Волгоград-аэропорт» Пограничного управления ФСБ России по <адрес> пи производстве по делам об административных правонарушениях установлено, что административное наказание иностранным гражданам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ по делам в отношении ФИО7, в отношении ФИО8 и в отношении ФИО11, в нарушение части 3 статьи 3.3, части 1 статьи 4.1 и части 2 статьи 29.10 КоАП РФ применено частично, без рассмотрения вопроса об административном выдворении виновных лиц.

Между тем, частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства - влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов; либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.

В силу ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ (далее - принудительное выдворение за пределы РФ), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Административное выдворение является самостоятельной мерой административного наказания, которая может выступать как основной, так и дополнительной мерой наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ). Данная мера административного наказания применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27, ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ. Указанный вид административного наказания по общему правилу назначается судьей федерального районного (городского) суда, а при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, - уполномоченным должностным лицом пограничного органа, указанным в ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ.

Такова юридическая природа административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и основные направления реализации этого правового института, ориентированного на укрепление правопорядка в стране.

Указывая в представлении на нарушение законодательства в части применения санкции статьи 18.1 КоАП РФ, военный ФИО1 указал на отсутствие разрешения вопроса самостоятельной меры административного наказания как «выдворение», при этом не возлагая обязанности по обязательному выдворению иностранных граждан при рассмотрении материалов указанной категории. При вынесении постановления о назначении наказания по данной категории дел необходимо разрешение вопроса назначения штрафа с выдворением либо без такового, тогда как сотрудниками указано лишь на назначение штрафа.

Так в судебном заседании представителем административного ответчика представлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником контрольно –пропускного пункта «Вишневка» отдела в <адрес> ПУ ФСБ России по <адрес>, в котором административное наказание назначено в виде штрафа без административного выдворения.

В рамках проведенной проверки ФИО16 и ФИО6 допущенные упущения признали, пояснили, что будут предприняты меры к их недопущению.

В судебном заседании ФИО16 и ФИО6 подтвердили свои объяснения, данные в рамках проверки.

Таким образом, в указанной части требования Представления суд признает обоснованными.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО12, который пояснил, что с декабря 2018 года состоит в должности дознавателя группы Пограничного управления ФСБ России по <адрес>. Являлся секретарем служебного совещания, вел протокол служебного совещания Пограничного управления ФСБ России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Поступало предложение отозвать представление ФИО2ФИО1, но посчитали представление обоснованным. Представление ФИО2ФИО1 было рассмотрено на совместном служебном совещании.

Также заместитель ФИО2ФИО1 гарнизона в Представлении просит рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности майора ФИО6 и капитана ФИО16.

Однако, применение к работнику, нарушившему какой-либо закон, мер дисциплинарной ответственности - право, а не обязанность работодателя (ст. 192 ТК РФ).

Оспариваемое представление не повлекло привлечение сотрудников к ответственности, либо понуждение к выполнению мероприятий по устранению указанных ФИО1 нарушений. Возможность привлечения к административной ответственности по факту нарушений работниками норм административного законодательства не зависит от факта внесения представления ФИО1. Решения суда о понуждении к выполнению тех или иных мероприятий, направленных на устранение нарушений не принималось. Таким образом, вынесенное Представление влечет для административного истца обязанность рассмотреть данное представление и сообщить о результатах рассмотрения ФИО1, что само по себе не означает нарушении я прав заявителя, поскольку ФИО1, вынося оспариваемое Представление, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Представление об устранении нарушений закона рассмотрено на служебном совещании Управления, то подтверждается протоколом служебного совещания Пограничного управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление ФИО2ФИО1 является законным и обоснованным, принято по результатам проведенной ФИО2 прокуратурой проверки, препятствий к осуществлению должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по <адрес> своих должностных полномочий не создает, данным представлением правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В рассматриваемом случае, прокуратурой не допущено необоснованное вмешательство в деятельность сотрудников пограничного органа.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» к ФИО2 прокуратуре Волгоградского гарнизона о признании незаконным представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений закона»,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Серухина