Дело № 2а-5276/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 31 октября 2019 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирулеве С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановлений И.о. главы администрации Гатчинского муниципального района № № №, №, № от 02.10.2019 года в части выкупной стоимости земельных участков, обязании предоставить в собственность земельные участки по льготной стоимости, установив выкупную цену участка в 15% от кадастровой стоимости,
установил:
Административный истец обратился в суд с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления И.о. главы администрации Гатчинского муниципального района № № от 02.10.2019 года в части выкупной стоимости земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок по льготной стоимости, установив выкупную цену участка в 15% от кадастровой стоимости, а также с административным иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления И.о. главы администрации Гатчинского муниципального района № № от 02.10.2019 года в части выкупной стоимости земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок по льготной стоимости, установив выкупную цену участка в 15% от кадастровой стоимости, а также с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления И.о. главы администрации Гатчинского муниципального района № № от 02.10.2019 года в части выкупной стоимости земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок по льготной стоимости, установив выкупную цену участка в 15% от кадастровой стоимости.
Вышеназванные административные иски были объединены определением Гатчинского городского суда от 31.10.2019г. в одно производство.
В обосновании заявленных исковых требований указано, что на основании договора купли-продажи от 28.04.2010 года он является собственником здания навозохранилища с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Также, на основании договора купли-продажи от 28.04.2010 года он является собственником объектов недвижимости:
- ФИО4, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- 1-эт. Коровника на 400 голов, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- котельной, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- ветеринарной лаборатории, кадастровый номер №, по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- здания пункта приема молока, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- здания овощехранилища, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- здания телятника, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- здание телятника, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- силосной траншеи, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- силосной траншеи, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- нежилого здания в составе животноводческого комплекса, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- нежилого здания в составе животноводческого комплекса, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
- нежилого здания кормоцеха, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области. Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>.
Также, административный истец на основании договора купли-продажи от 28.04.2010 года является собственником здания бойни с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>.
15.01.2019г. он обратился в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация ГМР ЛО) с заявлением о предоставлении вышеназванных земельных участков в собственность. Ответами в предоставлении вышеуказанных земельных участков ему в собственность было отказано в соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ). Решением Гатчинского городского суда по делу № от 25.04.2019г., измененным апелляционным определением Судебной коллегии по административным дела Ленинградского областного суда от 27.06.2019г., признано незаконным решение без номера и без даты администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об отказе ФИО3 в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Решениями Гатчинского городского суда от 31 июля 2019г. по делам №, № признаны незаконными решения без номера и без даты администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об отказе ФИО3 в предоставлении в собственность за плату земельных участков, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>. Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельных участков площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> без проведения торгов, в установленном законом порядке.
08 октября 2019г. административному истцу были вручены проекты договора купли-продажи вышеназванных земельных участков, постановления главы администрации ГМР ЛО № №, №, № от 02.10.2019г., в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей, с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рубля. С указанными постановлениями в части установления выкупной цены административный истец не согласен, т. к. относится к категории собственников, для которых действует цена выкупа земельного участка в размере 15%, в связи с чем просит признать незаконными постановления И. о. главы администрации ГМР ЛО № №, № №, № № от 02.10.2019г. в части установления выкупной стоимости вышеназванных земельных участков, обязав установить выкупную цену земельного участка с кадастровым номером № в размере 15% от кадастровой стоимости - <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № в размере 15% от кадастровой стоимости - <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером № в размере 15% от кадастровой стоимости – <данные изъяты> рублей.
Административный истец в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, а потому суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска поддержала, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования настоящего иска не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административные иски (л. д. 46-49, 53-55,50-52) о том, что с учетом сформировавшихся в судебной практике подходов при рассмотрении настоящего дела следует исходить из того, что обязанность предоставления экономического обоснования размера испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости возлагается на лицо, обратившееся с заявлением о приобретении земельного участка в собственность. Площадь испрашиваемых земельных участков значительно превышает площадь застройки, расположенных на них зданиях, принадлежащих заявителю на праве собственности. Испрашиваемые земельные участки сформированы и ранее были предоставлены в аренду. Формирование земельных участков в целях предоставления их в аренду само по себе не свидетельствует о необходимости всего земельного участка для эксплуатации находящегося на нем строения и о возникновении у заявителя исключительного права на приобретение в собственность земельного участка в границах, определенных при предоставлении участка в аренду. Заявитель не обосновал право на предоставление земельных участков в порядке ст. 39.20 ЗК РФ, в связи с чем администрация правомерно не усмотрела оснований для продажи земельного участка в размере 15% кадастровой стоимости. Учитывая недоказанность оснований требовать заключения договора купли-продажи земельных участков по льготной цене, в остальной части требования также не подлежат удовлетворению, поскольку действия администрации не могут быть признаны нарушающими права заявителя.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 данного Кодекса, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, из системного толкования которых следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка.
На основании договора купли-продажи между ЗАО «Рождественское» в лице конкурсного управляющего ФИО7 и ФИО3 от 28.04.2010г. ( л. д. 126-127) ФИО3 является собственником объектов недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л. <...>, 8):
- автовесовой, кадастровый номер №,
- 1-эт. Коровника на 400 голов, кадастровый номер №,
- котельной, кадастровый номер №,
- ветеринарной лаборатории, кадастровый номер №,
- здания пункта приема молока, кадастровый номер №,
- здания овощехранилища, кадастровый номер №,
- здания телятника, кадастровый номер №,
- здание телятника, кадастровый номер №,
- силосной траншеи, кадастровый номер №,
- силосной траншеи, кадастровый номер №,
- нежилого здания в составе животноводческого комплекса, кадастровый номер №,
- нежилого здания в составе животноводческого комплекса, кадастровый номер №,
- нежилого здания кормоцеха, кадастровый номер №,
- навозохранилища, кадастровый номер №,
- бойни, кадастровый номер №.
15 января 2019г. административный истец обратился в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №, площадью <данные изъяты> кв. м, №, площадью <данные изъяты> кв. м, №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенными по адресу: <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов в связи с размещением на них вышеназванных объектов недвижимости принадлежащих административному истцу на праве собственности (л. <...>).
Постановлениями главы администрации ГМР ЛО № № №, №, № от 02.10.2019г. указанные земельные участки были предоставлены ФИО3 в собственность за плату по цене в размере 100% кадастровой стоимости земельных участков, что подтверждается соответствующими актами № № № от 07.10.2019г. (л. <...>, 16-17).
Согласно пунктов 2 и 3 Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2015 N 179 цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка. Размер процента устанавливается дифференцированно, при этом пятнадцать процентов от кадастровой стоимости земельного участка устанавливается в случае продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3 настоящего Порядка). В иных случаях цена продажи земельных участков, предоставляемых без проведения торгов, устанавливается равной кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административным истцом испрашивается земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. При этом, расположенное на нем навозохранилище имеет площадь <данные изъяты> кв. м. Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка в разы превышает площадь земельного участка, необходимого для его обслуживания.
Также, административным истцом административным истцом испрашивается земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. При этом, расположенная на нем бойня имеет площадь <данные изъяты> кв. м. Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка в разы превышает площадь земельного участка, необходимого для его обслуживания.
Также, административным истцом административным истцом испрашивается земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. При этом, площадь расположенных на нем объектов недвижимости составляет <данные изъяты> кв. м. Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка в разы превышает площадь земельного участка, необходимого для их обслуживания.
Исходя из норм главы V. 1 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, обратившийся с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, не освобождается от обязанности предоставить экономическое обоснование размера испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд признает недоказанным административным истцом тот факт, что для размещения и эксплуатации вышеназванных объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, общей площадью <данные изъяты> кв. м ему необходимы земельные участки общей площадью <данные изъяты> кв. м, в 5 раз превышающие площади находящихся на участках объектов недвижимости.
При этом, суд отмечает, что формирование земельных участков под размещение вышеназванных объектов недвижимости при предоставлении земельных участков административному истцу в аренду само по себе не свидетельствует о необходимости всех участков для эксплуатации расположенных на них зданий.
Исходя из положений, закрепленных в ст. 11.9 и ст. 35 Земельного Кодекса РФ отчуждение земельного участка собственнику зданий, строений и т. п., расположенных на этом земельном участке должно происходить к учетом площади, которая необходима для обслуживания такого здания (строения и т. п.). При этом, критерии определения предельных размеров обслуживания участка могут быть установлены в Правилах землепользования и застройки, в землеустроительной, градостроительной, проектной документации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что выкупная цена земельных участков должна быть определена исходя из площади объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участков и площади земельных участков, необходимых для их обслуживания исходя из ставки в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, стоимость остальной части земельных участков должна оцениваться исходя из 100% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, обжалуемые постановления нельзя признать законными в части установления подобной цены земельных участков, исходя только из 100% кадастровой стоимости земельных участков, без дифференцированного подхода при определении выкупной цены земельных участков, в связи с чем в этой части исковых требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Вместе с тем, суд полагает, что возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить ФИО3 в собственность земельные участки по цене в размере 15% от кадастровой стоимости земельных участков, согласно действующему законодательству относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. В связи с этим, суд полагает возможным возложить на администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, рассмотрев вопрос об изменении выкупной цены с учетом вышеизложенных законоположений.
А потому суд считает возможным указать администрации Гатчинского муниципального района на необходимость повторного рассмотрения заявления ФИО3 о предоставлении ему в собственность за плату земельных участков в части установления выкупной цены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными постановления администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № № №, №, № от 02 октября 2019г. в части установления выкупной стоимости земельных участков: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
в размере 100% кадастровой стоимости земельных участков.
Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть повторно заявление ФИО3 о предоставлении ему в собственность за плату земельных участков с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под объекты сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
в части установления выкупной цены земельных участков.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2019 года.
Подлинный документ находится в материалах дела № 2а-5276/2019 УИД № Гатчинского городского суда Ленинградской области |