Дело № 2а-5277/2016 Изг. 06.09.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2016 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Курбатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З.В.А. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным разрешения на строительство индивидуального жилого дома,
установил:
З.В.А. обратился с административным исковым заявлением к ДАЗО мэрии г. Ярославля о признании незаконным разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он является собственником индивидуального жилого дома по адресу <адрес> и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по указанному адресу. Смежный земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> находится в собственности К.В.Б.ДД.ММ.ГГГГК.В.Б. сообщил административному истцу о том, что им получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В целях получения информации о выданном разрешении на строительство истец обратился в ДАЗО мэрии г. Ярославля, где ему были выданы заверенные копии градостроительного плана земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с указанием места планируемого размещения индивидуального жилого дома. Истец полагает, что выдача К.В.Б. разрешения на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права, поскольку строительством индивидуального жилого дома в соответствии с планировочной организацией земельного участка будут нарушены строительные нормы и правила, нормативы градостроительного планирования в области противопожарной безопасности. В соответствии с п. 2.2.4 ГПЗУ строительство индивидуального жилого дома возможно в любом месте принадлежащего К.В.Б. земельного участка с соблюдением минимальных отступов от границ земельных участков, которые должны обеспечивать соблюдение противопожарных и санитарных расстояний. Расстояние от стены проектируемого дома до стены принадлежащего истцу жилого дома составляет менее 5 метров. В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных иных правил, нормативов. Согласно приложению 1* с СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл.1*, в соответствии с которой минимальное противопожарное расстояние между зданиями 1 и 2 классов составляет 6 метров. Следовательно, выданное К.В.Б. разрешение на строительство противоречит требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты».
С учетом перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> с К.В.Б. на К.Е.Д., судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена К.Е.Д.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат В.С.Ф. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ДАЗО мэрии г. Ярославля по доверенности М.Л.А. требования административного искового заявления не признала, указывая на то, что приведенные З.В.А. положения СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений» на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство не действовали, так как в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ СП 42.13330.2100 Свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» вышеназванный СНиП был актуализирован, а свод противопожарные расстояния для индивидуальных жилых домов не нормирует. В настоящее время обязательному применению подлежат лишь те разделы указанного СНиПа, которые включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил ( частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р. Приложение 1* к СНиПу, на которое ссылается административный истец, в указанный Перечень не включено, следовательно, не подлежит применению. В соответствии с п. 6.2 СП 55.13330.2011 актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» противопожарные расстояния между домами должны соответствовать техническим регламентам о требованиях пожарной безопасности. В соответствии с п. 4.12 СП4. 13130.2013 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям допускается группировать и блокировать жилые дома на 2-х соседних земельных участках при однорядной застройке. При этом противопожарные расстояния между строениями или жилыми домами с каждой группе не нормируются. Учитывая то обстоятельство, что земельные участки, принадлежащие К.Е.Д. и З.В.А. образованы из одного земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, а также с учетом схем планировочной организации земельных участков, предоставленных для получения разрешений на строительство как истцом, так и К.В.Б., в рассматриваемом случае следует говорить о группе жилых домов однорядной застройки на 2-х соседних земельных участках, для которых противопожарные расстояния не нормируются.
Заинтересованное лицо К.Е.Д. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, указывая на то, что в беседе с ней административный истец пояснил, что он не возражает против строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> при условии выплаты ему денежных средств. Она осуществляла выход по месту расположения земельных участков с архитектором, который ей пояснил, что при строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, расстояние между стеной дома на ее земельном участке и стеной административного истца составит <данные изъяты> м.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями пункта 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов.
Статьей 1 указанного кодекса установлено, что под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 11 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании п. 13 ст. 51 ГРК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с п. 2.2.4 ГПЗУ строительство индивидуального жилого дома возможно в любом месте принадлежащего К.Е.Д. земельного участка с соблюдением минимальных отступов от границ земельных участков, которые должны обеспечивать соблюдение противопожарных и санитарных расстояний.
Расстояние от стены проектируемого дома до стены принадлежащего истцу жилого дома составляет менее 5 метров. Данный факт представитель административного отвечтика ДАЗО мэрии г. Ярославля не оспаривает.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных иных правил, нормативов.
Согласно приложению 1* с СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл.1*, в соответствии с которой минимальное противопожарное расстояние между зданиями 1 и 2 классов составляет 6 метров.
Суд не соглашается с доводами административного ответчика о том, что Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в Перечень национальных стандартов и сводов правил ( частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р не включено, следовательно, не подлежит применению, в связи со следующим.
Отсутствие в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, указания на Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89*, а также ссылка на пункт 15.1 Свода правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 280, предписывающий принимать противопожарные требования в соответствии с главой 15 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, само по себе не означает, что Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89* прекратило свое действие.
Министерство регионального развития Российской Федерации, уполномоченное в силу части 5 статьи 42 Федерального закона 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ осуществлять актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с данным Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 названного Закона Перечень национальных стандартов и сводов правил, письмом от 15 августа 2011 г. N 18529-08/ИП-ОГ разъяснило, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни.
Следовательно, Приложение 1* к СНиП 2.07.01-89* не противоречит федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в настоящее время продолжает действовать в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что в данном случае подлежит применению п. 4.13 СП 4.13130.2013. «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», поскольку данный пункт регулирует противопожарные расстояния в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка. В данном же случае имеет место два отдельных земельных участка, из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома. Земельные участки, принадлежащие З.В.А. и К.Е.Д., не относятся к земельным участкам в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка.
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусматривает возможность сокращения противопожарных расстояний между жилыми домами при условии выполнения компенсационных мероприятий, повышающих степень огнестойкости возводимых строений, однако в данном случае заявителем при обращении в ДАЗО мэрии г. Ярославля какие-либо сведения о планируемых компенсирующих мероприятиях при сокращении противопожарных расстояний представлены не были.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного истца о том, что выдача ДАЗО мэрии г. Ярославля разрешение на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ нарушает положения ст. 40 ЗК РФ, ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты», нарушает права истца, как собственника смежного земельного участка, в связи с чем требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Требования административного искового заявления З.В.А. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным разрешения на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным разрешение на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева