ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-527/2017 от 02.11.2017 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-527/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новокаякент 02 ноября 2017 года

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Каякентского района РД Нуралиева А.М, представителя административного ответчика администрации MP «Каякентский район» Алиевой Н., представителя административного ответчика МО «сельсовет Каякентский» Гусейнова А.М., при секретаре Амиргаджиевой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каякентского района к администрации МР «Каякентский район» и администрации МО «Сельсовет Каякентский» о признании бездействий выразившееся в ненадлежащей организации на территории сел. Каякент в новых микрорайонах «Какни» и «Эльдерги» электроснабжения незаконным и обязании исполнить требования законодательства в сфере электроснабжения, а именно обеспечить на новых планах в микрорайоне «Какни» строительство ВЛ – 10 КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 – 7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» строительство ВЛ – 04КВ – 1500 метров,

установил:

Прокурор Каякентского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации MP «Каякентский район» и администрации МО «Сельсовет Каякентский» о признании бездействий выразившееся в ненадлежащей организации на территории сел. Каякент в новых микрорайонах «Какни» и «Эльдерги» электроснабжения незаконным и обязании исполнить требования законодательства в сфере электроснабжения, а именно обеспечить на новых планах в микрорайоне «Какни» строительство ВЛ – 10 КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 – 7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» строительство ВЛ – 04КВ – 1500 метров по тем основаниям, что проведенный прокуратурой Каякентского района анализ состояния соблюдения законодательства при обеспечении населения электроэнергией показал, что из-за высокого износа на действующих электрических сетях и иного электрооборудования, а также вследствие самовольного подключения жителей новых микрорайонов к действующим сетям по самодельным линиям без согласования с электроснабжающими организациями населению подается электроэнергия ненадлежащего качества.

Для улучшения качества электроснабжения населения практически во всех населенных пунктах района требуется электрификация новых микрорайонов с установкой дополнительных трансформаторов.

Результаты проведенного по инициативе прокуратуры района с привлечением специалистов Каякентских РЭС обследования технического состояния линий электропередач и других объектов электросетевого хозяйства показали, что для улучшения положения с поставкой электроэнергии населению с. Каякент в новых планах в микрорайонах «Какни» и «Эльдерги» требуется: в микрорайоне «Какни» строительство ВЛ-10-КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 КВ -7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» на новых планах строительство ВЛ-04 КВ - 1500 метров (справка от 11.07.2017г.).

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных образований относится, в том числе организация в границах муниципальных образований электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2017 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электроснабжения населения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

На основании Соглашения от 24.01.2017г., заключенного между главой МО «сельсовет Каякентский» и главой МР «Каякентский район», муниципальному образованию «сельсовет Каякентский» передана часть полномочий МР «Каякентский район», в том числе и организация в границах поселения электроснабжения населения.

Вместе с тем органами местного самоуправления муниципального района «Каякентский район» и МО «сельсовет Каякентский» требования данной нормы закона не выполняются, вследствие чего нарушаются права большого количества потребителей электроэнергии на получение данного вида коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно п.33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

Согласно ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

18.08.2017г. на имя главы МР «Каякентский район» в порядке ст.24 Федерального закона внесено представление. Однако необходимые меры по устранению нарушений закона со стороны органов местного самоуправления не принимаются.

В связи с тем, что вышеуказанным Соглашением от 24.01.2017г. муниципальному образованию «сельсовет Каякентский» переданы полномочия по организации в границах поселения электроснабжения, населения администрация МР «Каякентский район» и администрация МО «сельсовет Каякентский» привлекаются к участию в деле в качестве административных ответчиков.

Настоящее административное исковое заявление подано в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Каякент, количество которых непостоянно и изменчиво.

Неопределенный круг лиц - этот такой круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, т.е. решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Представитель административного истца помощник прокурора Каякентского района Нуралиев А.М. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора района по основаниям указанным в нем и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации MP «Каякентский район» Алиева Н. административные исковые требования не признала и пояснила суду, что администрацией MP «Каякентский район» проводятся все необходимые мероприятия по строительству и реконструкции электросетевого комплекса Каякентского района для включения в государственную программу «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Дагестан». Из-за отсутствия необходимого финансирования из федерального бюджета Республики Дагестан не проведена надлежащая организация на территории с.Каякент электроснабжения.

Представитель административного ответчика - глава МО «сельсовет Каякентский» Гусейнов А.М. пояснил, что они неоднократно обращались в республиканские органы, в администрацию MP «Каякентский район», по поводу проведения надлежащей организации электроснабжения, однако вопрос остается нерешенным. Для проведения надлежащей организации электроснабжения в бюджете МО денежные средства отсутствуют. Кроме того, организация электроснабжения в населенных пунктах относится к вопросам местного значения района и должны выполняться за счет районного бюджета. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав мнения сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №131-Ф3) к вопросам местного значения муниципальных образований относится, в том числе организация в границах муниципальных образований электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2017 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электроснабжения населения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

На основании Соглашения от 24.01.2017г., заключенного между главой МО «сельсовет Каякентский» и главой MP «Каякентский район», муниципальному образованию «сельсовет Каякентский» передана часть полномочий MP «Каякентский район», в том числе и организация в границах поселения электроснабжения населения.

Понятие «организация» в большей степени указывает на осуществление исполнительно-распорядительных функций по осуществлению нормативно-правового регулирования и создание правовых и организационных условий, благоприятных для данного вида деятельности.

В соответствии со ст.7 Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, издание которых согласно п.1 ст.17 Федерального закона являются одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Следовательно, в рамках решения вопросов местного значения по организации в границах поселения электро, тепло, газо- и водоснабжения населения к компетенции органов местного самоуправления поселения относится издание муниципального правового акта, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг в поселении

Муниципальные правовые акты по вопросам организации электроснабжения населения принимаются органами местного самоуправления соответствующего уровня, имеющими полномочия, согласно статьям 14-16 ФЗ от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Электроснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальным государством, в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти.

Организация электроснабжения обеспечивается налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство, транспортировку электрической энергии и ее реализация потребителям, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему электрической энергии надлежащего качества.

Такой вывод вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 20 декабря 2010 года №22-П, от 29 марта 2011 года№2-П.

Согласно пп.4 ч.1 ст.6 Устава муниципального района «Каякентский район» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах района электро- газоснабжения поселений.

Как следует из справки №068 от 11.07.20017 г., составленной начальником Каякентских РЭС в с.Каякент в новых планах в микрорайонах «Какни» и «Эльдерги» требуется: в микрорайоне «Какни» строительство ВЛ-10-КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 КВ -7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» на новых планах строительство ВЛ-04 КВ - 1500 метров.

Таким образом, судебным разбирательством по делу установлено, что с 2015 года обязанность по организации электроснабжения в населенных пунктах района возложена на органы местного самоуправления муниципального образования «Каякентский район». На основании Соглашения от 24.01.2017 г. администрацией MP «Каякентский район», муниципальному образованию «сельсовет Каякентский» передана часть полномочий MP «Каякентский район» по организации в границах поселения элетроснабжения населения. Согласно справки, составленной начальником Каякентских РЭС в с. Каякент на новых планах в микрорайонах «Какни» и «Эльдерги» требуется: в микрорайоне «Какни» строительство ВЛ-10-КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 КВ -7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» на новых планах строительство ВЛ-04 КВ - 1500 метров.

Несмотря на это с 2015 года по октябрь 2017 г., органами местного самоуправления муниципального района «Каякентский район» и МО «сельсовет Каякентский» требования данной нормы закона не выполнены, не проведены какие-либо мероприятия по организации в указанном населенном пункте электроснабжения.

Вследствие чего нарушаются права большого количества потребителей электроэнергии на получение данного вида коммунальных услуг надлежащего качества.

Административный иск прокурором подан в соответствие п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора района.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «сельсовет Каякентский» Каякентского района и Муниципального района «Каякентский район», выразившееся в ненадлежащей организации на территории с. Каякент электроснабжения незаконным.

Обязать администрацию Муниципального района «Каякентский район» и администрацию муниципального образования «сельсовет Каякентский» Каякентского района организовать строительство в с. Каякент микрорайоне «Какни» ВЛ-10-КВ протяженностью 800 метров с установкой трансформатора 400 КВА, ВЛ-0,4 КВ – протяженностью 7000 метров; в микрорайоне «Эльдерги» на новых планах строительство ВЛ-04 КВ – протяженностью 1500 метров

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья А.Ю. Магомедов