ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-527/2021 от 30.06.2021 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-527/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Пономаревка 30 июня 2021 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Неретиной Т.Д.

с участием:

административного истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.

административных ответчиков:

главы администрации муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области – Лепикоршевой Н.Н.

главы администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области - Файзуллина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области,

о признании незаконным бездействия, выразившиеся в не опубликовании в установленном законом порядке в средствах массовой информации решения об утверждении отчета об исполнении бюджета и возложении обязанностей по опубликованию решения об утверждении отчета об исполнении бюджета в средствах массовой информации

установил:

Прокурор обратился в суд к администрации МО Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, к администрации МО Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области с вышеуказанными исками.

В обосновании исков указал, что прокуратурой района проведены проверки в сфере исполнения административными ответчиками бюджетного законодательства, в ходе которых выявлены нарушения требований федерального законодательства.

Решениями Советов депутатов муниципальных образований утверждены отчеты об исполнении бюджетов, которые в установленном законом порядке не опубликованы в средствах массовой информации.

Просит суд:

признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не опубликовании в установленном законом порядке в средствах массовой информации решения об утверждении отчета об исполнении бюджета,

возложить обязанность на административных ответчиков в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение об утверждении отчета об исполнении бюджета в средствах массовой информации.

Определением Пономаревского районного суда Оренбургской области административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриева Е.М. административные иски поддержала, по изложенным в них основаниям.

В судебном заседании глава администрации МО Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области Лепикоршева Н.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что денежные средства на опубликование отчета об исполнении бюджета в средствах массовой информации, не заложены в бюджет муниципального образования.

В судебном заседании глава администрации МО Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области Файзуллин А.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что денежные средства на опубликование отчета об исполнении бюджета в средствах массовой информации, не заложены в бюджет муниципального образования.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, представитель административного ответчика администрации МО Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и возражение относительно искового заявления, в котором указал, что решение об утверждении отчета об исполнении бюджета было обнародовано (доведено до всеобщего сведения) путем его размещения на информационном стенде, на сайте администрации сельсовета.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, представитель административного ответчика администрации МО Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом, представили возражения относительно искового заявления, в которых указали, что решения об утверждении отчета об исполнении бюджета были обнародованы (доведены до всеобщего сведения) путем их размещения на информационных стендах, на сайтах администраций сельсоветов.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Воздвиженкий сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, представитель административного ответчика администрации МО Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года № 2 в п. 12 раскрыто понятие нормативного правового акта, изданного в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократные применения и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии ч. 1 ст. 44 и ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. В силу п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета.

Согласно ст. 5 БК РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п. 2 статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан.

Из справок о проверке соблюдения администрациями муниципальных образований требований бюджетного законодательства в части опубликования в средствах массовой информации правовых актов следует, что они в средствах массовой информации в соответствие с установленными требованиями законодательства не опубликованы.

Указанное обстоятельство административными ответчиками не оспаривалось и подтверждается ответом директора филиала редакции газеты «Демские зори» Михина В.Е. от 19 мая 2021 года.

В материалы дела не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, опровергающие утверждение прокурора о том, что административными ответчиками осуществлено опубликование решений об утверждении отчета об исполнении бюджета в установленном законом порядке в средствах массовой информации.

Доводы административных ответчиков указанные в возражениях о том, что решения о бюджете подлежат обнародованию, и официальное опубликование их в печатных изданиях не требуется, суд не принимает ввиду следующего.

Поскольку в ст. 36 и ст. 28 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование утвержденных бюджетов, то он должен быть опубликован в средствах массовой информации, а не обнародован.

Согласно ст. 36 БК РФ принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и т.д.

Таким образом, в силу требования федерального законодательства административные ответчики обязаны решения Совета депутатов о бюджете опубликовывать в средствах массовой информации.

Бездействие администраций, выразившееся в не опубликовании в установленном законом порядке в средствах массовой информации правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд

решил:

Административные иски прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области,

выразившееся в не опубликовании в установленном законом порядке в средствах массовой информации решений Совета депутатов муниципальных образований об утверждении отчета об исполнении бюджета.

Обязать администрацию муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Семеновский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 14 мая 2021 года № 46 «Об отчете исполнения бюджета муниципального образования Семеновский сельсовет за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Воздвиженский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 15 апреля 2021 года № 46 «Об отчете исполнения бюджета муниципального образования Воздвиженский сельсовет за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 15 апреля 2021 года № 39 «Об исполнении бюджета муниципального образования Ключевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области за 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».

Обязать администрацию муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 23 апреля 2021 года № 33 «Утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования Ефремово-Зыковский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Деминский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 19 мая 2021 года № 36 «Об отчете исполнения бюджета муниципального образования Деминский сельсовет за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 25 мая 2021 года № 46 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Максимовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 21 мая 2021 года № 95 «Об отчете исполнения бюджета муниципального образования Дюсьметьевский сельсовет за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Борисовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 28 марта 2021 года № 34 «Об отчете исполнения бюджета муниципального образования Борисовский сельсовет за 2020 год».

Обязать администрацию муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в средствах массовой информации решение Совета депутатов муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 06 апреля 2021 года № 23 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Софиевский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области за 2020 год».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2021 года.

Судья О.В. Щепина