ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-527/2022 от 11.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-527/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново административное дело

по административному исковому заявлению ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново о признании решений незаконными,

установил:

административный истец ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику по тем основаниям, что с 2003 г. ИФНС по г. Иваново исчисляла и удерживала с административного истца транспортный налог, в том числе, за транспортное средство, которое никогда не было поставлено на учет на имя ФИО3 и не принадлежало ей.

Административный истец не могла самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации до того момента, пока не были получены соответствующие ответы на запросы из ГИБДД (справка от 02.07.2021) и ИФНС (ответ от 09.07.2021), из которых следует информация о неправильном начислении и удержании транспортного налога, допущенном со стороны налогового органа.

По заявлению о возврате излишне уплаченных (удержанных) сумм налога 20 июля 2021 г. административным ответчиком в отношении административного истца приняты решения № 58464 и № 58467 о возврате излишне удержанного транспортного налога и пеней меньшем размере, относительно заявленного объема требований.

Отказ в удовлетворении требований налогоплательщика ФИО3 о возврате ее денежных средств был обоснован пропуском трехлетнего срока на обращение с таким заявлением согласно п.7 ст.78 НК РФ.

Последующее обжалование указанных решений в вышестоящие инстанции не изменило позицию налогового органа по данному вопросу в отношении административного истца (Претензия от 22.07.2021 в ИФНС г. Иваново, апелляционная жалоба в УФНС России по Ивановской области от 17.08.2020 оставлены без удовлетворения).

По мнению административного истца, налоговым органом были допущены ошибки при исчислении и удержании налога, последующем удержании недоимки и пеней, в ответном письме 09.07.2021 территориальным налоговым органом была признана ошибочность действий, однако применяя формальное положение закона о пропуске срока обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога, инспекция отказала в удовлетворении требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 137, п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 124, 125, 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец просит суд признать незаконными и отменить решения административного ответчика от 20 июля 2021 г. о возврате излишне удержанного транспортного налога и пеней; обязать административного ответчика произвести возврат излишне уплаченного налога за весь период производимых удержаний с 2003 по 2021 г.

Административный истец ФИО3, уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в суд не явилась, направила представителя ФИО1 по доверенности, который иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признала, в иске просила отказать, пояснив, общая сумма транспортного налога, исчисленного и предъявленного к уплате за период с 2003 по 2019 г.г. составила 47398 руб. 33 коп., в том числе: за транспортные средства, принадлежность которых ФИО3 подтверждена регистрирующим органом - в сумме 3298 руб. 33 коп. (в том числе: за 2004г. - 601 руб., за 2006г.- 578 руб., за 2007г. - 2119 руб. 33 коп.), а также в общую сумму налога включен транспортный налог в сумме 44100 руб., начисленный за автомобиль Форд Скорпио.

Заявителем самостоятельно был уплачен транспортный налог согласно платежным документам от 01.11.2007 на общую сумму 1293,3 руб. (пени в сумме 18,3 руб. и налог в сумме 1275 руб.)

Также Ленинским РОСП г. Иваново Управления Федеральной службой судебных приставов по Ивановской области была удержана денежная сумма из пенсии по судебным приказам в счет погашения задолженности транспортного налога и пени в размере 24 089,28 руб. (пени в сумме 3616,09 руб., и налог в сумме 20 473,19 руб.)

На основании обращения ФИО3 от 15.07.2021 (входящий № от 16.07.2021) о возврате денежных средств, удержанных судебными приставами- исполнителями по судебным приказа, Инспекцией были приняты решения от 20.07.2021 № о возврате суммы излишне уплаченного транспортного налога с физических лиц за период 2019-2020г. на сумму 10125 руб. 06 коп. и о возврате пени по транспортному налогу за период с 2019-2021 г.г. в сумме 1516 руб. 56 коп.

Указанная переплата по налогу сформировалась после корректировки начислений транспортного налога (т.е. 2021г.), в результате взыскания задолженности с налогоплательщика в рамках исполнительного производства, в частности: 27.01.2020 была взыскана судебными приставами-исполнителями и поступила в счет уплаты налога сумма 1734 руб. 68 коп.; 12.02.2020 взыскана сумма 815 руб. 32 коп.; 11.03.2021 взыскана сумма 4575 руб. 06 коп.; 10.06.2021 взыскана сумма 2900 руб. 38 коп.; 14.07.2021 взыскана сумма 99 руб. 62 коп. Итого, транспортный налог в общей сумме 10 125 руб. 06 коп.

Указанный налог в сумме 10 125 руб. 06 коп. Инспекция возвратила ФИО3 Решением от 20.07.2021 о возврате суммы излишне уплаченного налога (платежным поручением № 258288).

Переплата по пени в сумме 1516 руб. 56 коп. образовалась также после корректировки сумм налога в лицевом счете. Суммы пени также были взысканы в рамках исполнительных производств. В частности: судебными приставами- исполнителями взысканы 27.01.2020 пени в сумме 958 руб. 60 коп.; 12.02.2020 - взысканы пени в сумме 450 руб. 56 коп. ; 11.03.2021 - пени 57 руб. 35 коп. ; 10.06.2021 - пени 48 руб. 38 коп. ; 14.07.2021 - пени 1 руб. 67 коп..

Указанную сумму пени 1516 руб. 56 коп. Инспекция возвратила ФИО3 Решением от 20.07.2021 № (платежным поручением № ).

Кроме того, по результатам представленных Управлением ГИБДД по Ивановской области уточненных сведений Инспекцией произведено уменьшение исчисленного за автомобиль и списание налога в общей сумме 44100 руб. и пени в общей сумме 18159,49 руб.

Таким образом, с учетом уплаты налога и пени и возвратом излишне уплаченного налога, которая сформировалась с учетом корректировки транспортного налога за автомобиль в 2021 г., следует:

21 748,25 (общая сумма налога, уплаченная налогоплательщиком) - 3298,33(сумма за реальные машины) = 18 449,92 руб. (уплата налога за минусом обязательной уплаты);

18 449,92-10125,06=8324,86 руб. (переплата за пределами 3 лет.)

Относительно данной переплаты налога в размере 8324,86 руб. и пени в сумме 735,22 руб., Инспекция считает, что налогоплательщиком, пропущен срок на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимаются налоговым органом в течении 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Исходя из положений пунктов 7,8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данный срок является пресекательным, и восстановлению не подлежит.

Также, следует отметить, что налогоплательщик не представил доказательств наличия обстоятельств, препятствующих ему воспользоваться правом на осуществление зачета (возврата) в течение срока, установленного п.7, ст.78 НК РФ, хотя ему направлялись Инспекцией налоговые уведомления в течение длительного периода с 2003 по 2019г., где имелось наличие автомобиля .

По смыслу ст.78 Кодекса возврат излишне уплаченного налога возможен за трехлетний период, предшествующий подаче заявления в налоговый орган. В данном случае заявление в Инспекцию о возврате было подано 15.07.2021, а уплата/ удержание были произведены: 01.11.2007, 27.03.2008, 06.08.2009, 14.09.2009, 12.10.2009, 15.09.2016, 25.04.2017,19.05.2017.

При таких обстоятельствах датой, когда налогоплательщик узнал об излишней уплаченной сумме налога, следует считать дату уплаты/удержание налога, то есть момент, когда налогоплательщик исполнил обязанность перед бюджетом.

Исходя из вышеизложенного, Инспекция считает, что поскольку об излишней уплате налога заявитель должен был знать в день уплаты/удержания налога, следовательно, срок на возврат излишне уплаченного налога пропущен.

На основании изложенного, ИФНС России по г. Иваново просит Ленинский районный суд г. Иваново в удовлетворении требований ФИО3 отказать.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее - Управление), уведомленного о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке в суд не явился, направил возражения на иск, в которых указал, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога в отношении объектов налогообложения признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в частности автомобили.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Кодекса).

Пунктом 4 статьи 85 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Согласно сведениям, ежегодно представляемым в Инспекцию регистрирующим органом, на ФИО3 как на собственника зарегистрировано, в том числе, транспортное средство:

- в период с 04.02.2002 (без указания снятия с регистрационного учета).

На основании указанных сведений, Инспекцией за период с 2003 по 2019 был исчислен соответствующий налог.

За автомобиль сумма исчисленного налога составила 44100 руб. При этом, в порядке ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 330- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Инспекцией списан налог в сумме 19 650,14 руб. и пени - 14748,40 руб. Кроме того, по результатам представленных Управлением ГИБДД по Ивановской области уточненных сведений, Инспекцией произведено уменьшение исчисленного за автомобиль налога в общей сумме 24449.86 руб. и соответствующая сумма пени - 3353,80 руб.

Требование Заявителя об отмене Решений не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов осуществить возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговым органом на основании заявления от 15.07.2021 (вх. от 16.07.2021) ФИО3 был произведен перерасчет налоговых обязательств по транспортному налогу физических лиц с учетом которого 20.07.2021 приняты решения за о возврате налога в сумме 10125,06 руб. и № о возврате пени в сумме 1516,56 руб.

Переплата возвращена налоговым органом с учетом трехгодичного срока со дня уплаты налога и пени, предусмотренного для подачи заявления, то есть налоговым органом возвращена Заявителю переплата налога и пени, имевшая место с 27.01.2020 и позднее.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти при предполагаемом нарушении прав административного истца предусмотрена ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 7 ст. 48 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Судом установлено, что 15 июля 2021 г. ФИО3 обратилась в ИФНС по г. Иваново с заявлением о произведении перерасчета и возврате излишне уплаченного транспортного налога с физических лиц.

По результатам рассмотрения обращения, налоговым органом на основании заявления от 15.07.2021 (вх. от 16.07.2021) ФИО3 был произведен перерасчет налоговых обязательств по транспортному налогу физических лиц и приняты решения от 20.07.2021 № о возврате суммы излишне уплаченного транспортного налога с физических лиц за период 2019-2020г. на сумму 10125 руб. 06 коп. и № о возврате пени по транспортному налогу за период с 2019-2021 г.г. в сумме 1516 руб. 56 коп.

Установлено также, что общая сумма транспортного налога, исчисленного и предъявленного к уплате за период с 2003 по 2019 г.г. составила 47398 руб. 33 коп., в том числе: за транспортные средства, принадлежность которых ФИО3 подтверждена регистрирующим органом - в сумме 3298 руб. 33 коп. (в том числе: за 2004г - 601 руб., за 2006г.- 578 руб., за 2007г - 2119 руб. 33 коп.), а также в общую сумму налога включен транспортный налог в сумме 44100 руб., начисленный за автомобиль Форд Скорпио.

Заявителем самостоятельно был уплачен транспортный налог, согласно платежным документам от 01.11.2007 на общую сумму 1293,3 руб. (пени в сумме 18,3 руб. и налог в сумме 1275 руб.)

Также Ленинским РОСИ г. Иваново Управления Федеральной службой судебных приставов по Ивановской области была удержана денежная сумма из пенсии по судебным приказам в счет погашения задолженности транспортного налога и пени в размере 24 089,28 руб. (пени в сумме 3616,09 руб., и налог в сумме 20 473,19 руб.).

Переплата по налогу сформировалась после корректировки начислений транспортного налога (т.е.2021г.), в результате взыскания задолженности с налогоплательщика в рамках исполнительного производства, в частности: 27.01.2020 была взыскана судебными приставами-исполнителями и поступила в счет уплаты налога сумма 1734 руб. 68 коп.; 12.02.2020 взыскана сумма 815 руб. 32 коп.; 11.03.2021 взыскана сумма 4575 руб. 06 коп.; 10.06.2021 взыскана сумма 2900 руб. 38 коп.; 14.07.2021 взыскана сумма 99 руб. 62 коп. Итого, транспортный налог в общей сумме 10 125 руб. 06 коп.

Указанный налог в сумме 10 125 руб. 06 коп. Инспекция возвратила ФИО3 Решением от 20.07.2021 № о возврате суммы излишне уплаченного налога (платежным поручением № 258288).

Переплата по пени в сумме 1516 руб. 56 коп. образовалась также после корректировки сумм налога в лицевом счете. Суммы пени также были взысканы в рамках исполнительных производств. В частности: судебными приставами- исполнителями взысканы 27.01.2020 пени в сумме 958 руб. 60 коп.; 12.02.2020 - взысканы пени в сумме 450 руб. 56 коп.; 11.03.2021 - пени 57 руб. 35 коп. ; 10.06.2021 - пени 48 руб. 38 коп.; 14.07.2021 - пени 1 руб. 67 коп..

Указанную сумму пени 1516 руб. 56 коп. Инспекция возвратила ФИО3 Решением от 20.07.2021 № 58467 (платежным поручением № ).

Кроме того, по результатам представленных Управлением ГИБДД по Ивановской области уточненных сведений Инспекцией произведено уменьшение исчисленного за автомобиль налога и списание налога в общей сумме 44100 руб. и пени в общей сумме 18159,49 руб.

Таким образом, с учетом уплаты налога и пени, и возвратом излишне уплаченного налога, которая сформировалась с учетом корректировки транспортного налога за автомобиль в 2021 г., следует расчет:

21 748,25 (общая сумма налога, уплаченная налогоплательщиком) - 3298,33 (сумма за реальные машины) = 18 449,92 руб. (уплата налога за минусом обязательной уплаты);

18 449,92-10125,06=8324,86 руб. (переплата за пределами 3 лет.)

Судом также установлено, что в период с 2003 по 2019 Инспекцией административному истцу направлялись налоговые уведомления, в которых налог был исчислен с учетом автомобиля .

Факт получения данных налоговых уведомлений представителем истца не оспаривался.

Установлено, что заявление о перерасчете и возврате излишне уплаченного налога было подано в Инспекцию 15.07.2021, а уплата/удержание были произведены: 01.11.2007, 27.03.2008, 06.08.2009, 14.09.2009, 12.10.2009, 15.09.2016, 25.04.2017,19.05.2017.

При этом, установлено, что налоговые уведомления были сформированы налоговым органом, исходя из данных, представленных в его адрес УМВД России по Ивановской области.

Таким образом, оспариваемые решения налогового органа, вынесенные на основании ч. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, являются законными, а доводы иска необоснованными, поскольку о переплате налога за автомобиль, не состоящий за ней на регистрационном учете, истцу должно было быть известно с момента начисления налога, с которого и начинается исчисление срока, предоставленного для возврата излишне уплаченной суммы налога, то есть с 01.11.2007, 27.03.2008, 06.08.2009, 14.09.2009, 12.10.2009, 15.09.2016, 25.04.2017,19.05.2017.

Не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего иска доводы административного истца со ссылкой на кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 57-КАД21-4-К1, поскольку предметом рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации являлись иные юридически значимые обстоятельства по делу.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

административный иск ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново о признании решений незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 18 марта 2022 г.