ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-527/2022 от 28.03.2022 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

УИД 38RS0019-01-2022-000564-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2022 года г. Братск

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ковалевой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Слободчиковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 527/2022 по административному исковому заявлению ФИО3 к ФГУП Почта России о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГУП Почта России, в котором просит: признать незаконным бездействие Управления Федеральной почтовой связи (адрес), ФГУП Почта России в доставке письма с уведомлением о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата) в адрес ФИО3, принятого почтовым отделением индекс (дата) из Управления Федеральной службы судебных приставов по (адрес), согласно списку простых почтовых отправлений от (дата).

В обосновании административного искового заявления указано, что 20 августа решением Падунского районного суда (адрес) было отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 по административному судебному делу №2а-1193/2021, по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по (адрес) (УФССП по (адрес)) о признании бездействия незаконным.

В ходе судебного разбирательства рассматривался вопрос о бездействии УФССП по (адрес) в даче своевременного письменного ответа о продлении срока рассмотрения обращения ФИО3 в прокуратуру (адрес) по вопросу бездействия Братского МОСП по ОПИ в отношении должника по судебному делу Администрацией МО (адрес), не исполняющих решение суда (адрес).

Падунским районным судом (адрес) было установлено, что УФССП по (адрес) было отправлено уведомление о продлении срока ответа на обращение в адрес ФИО3 простым почтовым отправлением, что и подтверждается списком простых почтовых отправлений и списком корреспонденции, направляемой почтовой связью от (дата).

(дата)ФИО3 на решение Падунского районного суда (адрес) была подана апелляционная жалоба в Коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда. Определением судебной коллегии Иркутского областного суда от (дата), решение суда первой инстанции по административному делу №2а-1193/2021, оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Судебное решение вступило в законную силу.

Таким образом, решением суда первой инстанции и определением суда второй инстанции подтверждается, что уведомление о продлении срока рассмотрения обращения от (дата) направлялось в адрес административного истца простым письмом (дата) Однако, письмо от (дата) о продлении срока рассмотрения обращения, отправленное УФССП по (адрес) простым заказным письмом (дата), в адрес его проживания не получено.

Указанные обстоятельства напрямую нарушают права и законные интересы, поскольку в результате недобросовестного отношения к своим обязанностям работников Почты России, не было своевременно получено уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, полученного УФССП по (адрес)(дата) из прокуратуры (адрес) и отправленного УФССП по (адрес) посредством почтовой связи (дата) по адресу проживания. В связи с неполучением уведомления о продлении срока рассмотрения, пришлось обращаться за помощью в суд с исковым заявлением на бездействие УФССП по (адрес), в результате чего были понесены некоторые денежные затраты по административному судебному делу №2а-1193/2021.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддержал и просил их удовлетворить, дополнительно суду пояснил, что по документам (дата) из (адрес) направили Почтой России письмо, что подтверждается списком почтовых отправлений. Конкретно куда отправляется письмо, в этом списке информации нет. В ящик давно не кладут корреспонденцию, так как в (дата) году написал заявление, чтобы почту отдавали нарочно, так как почтовые ящики на улице. Почтовый ящик стоит за 120 метров от дома. За ящиком следит, там ничего не бывает. Ящик на замок не закрыт. Почтовые ящики располагаются на столбах за пересечением третьего Химлесхозовского и второго Рабочего переулка. Срок подачи искового заявления, думает, не пропущен. Восстановить срок не просил, так как уважительных причин пропуска нет.

Представитель административного ответчика ФГУП Почта России в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Представитель по доверенности ФИО4 просила дело рассмотреть в отсутствие представителя административного ответчика, представила отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании незаконным бездействия АО «Почта России», в лице УФПС (адрес), выразившееся в не доставлении письма с уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов по (адрес) УФССП по (адрес) в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав ранее административного истца, изучив письменные возражения ответчика, исследовав письменные доказательства, материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Кроме того, ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8 Всеобщей декларации прав человека).

Статьей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) определено, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Исходя из ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что решением Падунского районного суда (адрес) от (дата) постановлено: в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по (адрес) о признании бездействия незаконным отказать.

Из мотивировочной части указанного решения следует, что судом установлено, что (дата)ФИО3 обратился в прокуратуру (адрес) с обращением, в котором просил дать ответы на ряд вопросов, связанных с неисполнением администрацией МО (адрес) решения Братского городского суда (адрес) от (дата)

(дата) обращение ФИО3 перенаправлено по территориальности в прокуратуру (адрес).

(дата) обращение ФИО3 перенаправлено по принадлежности главному судебному приставу УФССП России по (адрес)ФИО1

Согласно входящему штампу УФССП России по (адрес), обращение зарегистрировано (дата) за .

(дата)ФИО3 обратился непосредственно в УФССП России по (адрес) с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по (адрес).

(дата) в адрес ФИО3 направлен ответ на обращение, в котором указано, что для объективного и всестороннего рассмотрения обращения необходимо проведение проверки изложенных в обращениях фактов, истребование дополнительных материалов и направление запроса в структурное подразделение Управления о предоставлении необходимых для рассмотрения обращений документов и материалов, сообщено о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней, о чём представлен список почтовых отправлений от (дата)

(дата) УФССП России по (адрес) направило в адрес ФИО3 ответ на два его обращения: от (дата) и (дата) Как следует из ответа, срок рассмотрения обращения продлевался.

Разрешая заявленные административным истцом требования и оставляя их без удовлетворения, суд, при вынесении решения от (дата) пришёл к выводу, что (дата) УФССП России по (адрес) принято решение о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата)(дата) в адрес административного истца направлено уведомление о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата) на 30 дней. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также возникновение для него каких- либо негативных последствий вызванных не получением уведомления о продлении сроков рассмотрения обращения.

Апелляционным определением судебной коллегии Иркутского областного суда от (дата), решение суда первой инстанции по административному делу №2а-1193/2021, оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выводы суда первой инстанций о том, что незаконных действий (бездействия) административного ответчика не допущено, права административного истца не нарушены, являются правильными. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументировано изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают. Доводы автора апелляционной жалобы о непредставлении административным ответчиком доказательств получения уведомления о продлении срока рассмотрения обращения ФИО3 являются необоснованными, поскольку законодатель не предусматривает направление уведомления о продлении срока рассмотрения обращения заказным письмом с уведомлением и необходимость получения сведений о вручении уведомления лицу, подавшему обращение. При этом суду были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие направление административному истцу такого ответа.

В обоснование настоящего административного иска ФИО3 ссылается на то, что в результате недобросовестного отношения к своим обязанностям работников Почты России, не было своевременно получено уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, полученного УФССП по (адрес)(дата) из прокуратуры (адрес) и отправленного УФССП по (адрес) посредством почтовой связи (дата) по адресу проживания.

Оценивая данные доводы, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от (дата) № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с (дата) ФГУП «Почта России» реорганизовано в АО «Почта России» путем преобразования.

В соответствии с п. 14 Устава АО «Почта России», утв. распоряжением Правительства РФ от (дата)-р, АО «Почта России» является правопреемником ФГУП «Почта России».

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от (дата) № 176-ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от (дата)) по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

В соответствии с Порядком приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» утвержденных приказом ФГУП «Почта России» -п от (дата) (Порядок категории «простое») Прием простых почтовых отправлений от юридических лиц осуществляется в выделенных ОПС в рамках заключенного договора по спискам ф. 103-ф, согласно приложению к настоящему Порядку, па электронном носителе информации и 2-х экземплярах на бумажном носителе.

Обязательным условием для приема простых почтовых отправлений является согласованный между юридическим лицом и ФГУП «Почта России» График передачи корреспонденции в ОПС приема, разработанный с учетом равномерного поступления простых почтовых отправлений в ОПС приема в рамках заключенного договора. Простые почтовые отправления, сдаваемые на франкирование, должны быть подсортированы клиентом по купюрам веса (весовому диапазону). Оператор ОПС должен иметь возможность однозначно соотнести простые почтовые отправления с конкретными списками ф. 103-ф. Простые почтовые отправления, сдаваемые клиентом в емкостях (коробках, ящиках), при наличии в емкости отправлений из разных списков ф. 103-ф, могут быть разделены картоном или иным материалом для ее однозначной идентификации при проведении входного контроля. Сдача емкостей (коробок, ящиков) с простой письменной корреспонденцией должна осуществляться таким образом, чтобы ОПС приема имело возможность соотнести емкости (корреспонденцию в них) с конкретными списками ф. 103- ф. (п. 5.4.1-п. 5.4.4).

В соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от (дата)) почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи в числе прочего, простые почтовые отправления.

Пунктом 8.1 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от (дата)) категории «простое» установлено, что простые почтовые отправления опускаются в исправные ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы в соответствии с указанными на них адресами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от (дата) № 176-ФЗ «О почтовой связи» под почтовыми ящиками понимаются абонентские почтовые шкафы, с запирающимися ячейками, которые устанавливаются в многоквартирных жилых домах, а также на участках доставки, предназначенных для получения адресатами почтовых отправлений.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от (дата) № 176-ФЗ «О почтовой связи» абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Представители организаций федеральной почтовой связи участвуют в работе комиссий при принятии в эксплуатацию жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

После опускания почтового оправления в почтовый ящик, оператор почтовой связи считается выполнившим свои обязательства, и в дальнейшем почтовые оправления находятся в зоне ответственности адресата.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от (дата) № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

По сообщению УФССП России по (адрес) в соответствии с п. 3.1 государственного контракта с АО «Почта России» от (дата), обязанности по доставке почтовой корреспонденции исполняют работники АО «Почта России».

Порядок оказания услуг почтовой связи УФССП России по (адрес) и АО «Почта России» связанные с оказанием услуг по приему, обработке, перевозке и доставке внутренней письменной корреспонденции, регулируется Условиями оказания услуг почтовой связи (приложение к Государственному контракту на оказание услуг общедоступной связи от (дата)).

По сообщению УФПС (адрес) ФГУП Почта России от (дата) простое почтовое отправление было передано обычным порядком в доставку почтальону отделения почтовой связи, и доставлено по адресу: (адрес). Простые почтовые отправления принимаются к пересылке без выдачи квитанции, без присвоения ему номера штрихового почтового идентификатора, по пути следования оно не приписывается сопроводительными документами, доставляется адресату без получения расписки.

Из сообщения АО «Почта России» следует, что по информации предоставленной почтамтом, ФИО3 проживает в частном секторе, по адресу: (адрес), почтовый ящик, расположен на данном участке находится вне помещения. Простые почтовые отправления опускаются в исправные ячейки абонентских шкафов, почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы в соответствии с указанными на них адресами. В случаи вручения простого почтового отправления в отделении почтовой связи на основании заявления вручение производится без подтверждения факта получения. Работниками отделения почтовой связи факт написания заявления ФИО3 в 2019 году подтверждается. Вместе с тем, заявление подлежит переоформлению на новый календарный год. Заявление от ФИО3 было оформлено на получение корреспонденции в ОПС в 2019 и в 2022 году. Истцом не подрежён факт передачи спорного почтового отправления от УФСПП 15 отделение почтовой связи, а также не подтвержден факт не получения данного письма в отделения почтовой связи.

Сведения о расположении почтовых ящиков подтверждаются представленными фотографиями.

Как следует из сообщения Администрации (адрес) от (дата), Администрация (адрес) не располагает сведениями о расположении почтовых ящиков для получения почтовой корреспонденции ФИО3, а также сведениями об их установке и сохранности почтовой корреспонденции, так как данный вопрос не входит в полномочия органов местного самоуправления.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что (дата) УФССП России по (адрес) принято решение о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата). (дата) в адрес административного истца направлено уведомление о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата) на 30 дней.

Материалами дела подтверждается, что уведомление о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата) направлялось в адрес административного истца простым письмом (дата). При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также возникновение для него каких-либо негативных последствий вызванных не получением уведомления о продлении сроков рассмотрения обращения.

Поскольку Управлением Федеральной службы судебных приставов, выбран способ доставки спорного почтового оправления простым порядок без подтверждения факта вручения (получения) адресатом, нет фактических доказательств того, что ФИО3 спорное почтовое отправление было получено, или не получено по вине административного ответчика, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности требований административного истца.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.

При решении вопроса о соблюдении административным истцом процессуальных сроков для обжалования решения административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что с момента вынесения решения Падунского районного суда (адрес) от (дата), которым были установлены обстоятельства, подтверждающие направление ФИО3 спорного почтового отправления, у административного истца возникло право обратиться в суд с настоящим административным иском.

С настоящим административным иском ФИО3 обратился в суд (дата), что подтверждается штампом почтового отделения на конверте, следовательно, установленный законом срок для обращения в суд с административным иском административным истцом пропущен. Административному истцу было разъяснено право на обращение с заявлением о восстановлении пропущенного срока, однако ФИО2 таким правом не воспользовался. Считал, что срок обращения не пропущен, при этом каких-либо доводов и причин, подтверждающих эти обстоятельства суду не представил.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, на основании ч. 3 ст. 219 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к ФГУП Почта России о признании бездействия в доставке письма с уведомлением о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата). в адрес ФИО3 принятого почтовым отделением индекс из Управления Федеральной службы судебных приставов по (адрес), согласно списку простых почтовых отправлений от (дата). незаконным следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к ФГУП Почта России о признании бездействия в доставке письма с уведомлением о продлении сроков рассмотрения обращения от (дата) в адрес ФИО3 принятого почтовым отделением индекс (дата). из Управления Федеральной службы судебных приставов по (адрес), согласно списку простых почтовых отправлений от (дата). незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2022.

Судья: О.Н. Ковалева