ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5281/19 от 20.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2019г. г.Краснодар

Ленинский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Устинова О.О.,

при секретаре Свиридовой Д.А.,

с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Западном внутригородском округе г.Краснодара об обжаловании действий и решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Западном внутригородском округе г.Краснодара в перерасчете сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г., обязать произвести перерасчет по страховым взносам за 2014г., признать незаконным отказ в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ по 16.10.2017г.

ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени и штрафов и осуществлении перерасчета страховых взносов за 2014 год в размере 121 299,36 руб., пени по страховым взносам в размере 20172,09 руб.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ уведомлением управление отказало в возврате сумм излишне взысканных денежных средств, ссылаясь, что перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части расчета величины, подлежащей уплате страховых взносов возможен только на основании судебного решения, обосновывая принятое решение Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П.

ФИО2 полагает принятое административным ответчиком решение незаконным, основанным на неверном разъяснении правовых норм, для защиты нарушенного права обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО4 доводы административного иска поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 против удовлетворения заявления возражала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела видно, что согласно сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 (ИНН <***>) зарегистрирован в Управлении ПФР в качестве индивидуального предпринимателя 13.10.2010г. и снят с учета 16.10.2017г.

Правовое регулирование исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования».

С 2014 года размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения зависит от величины полученного ими дохода от предпринимательской деятельности.

Данные предписания закреплены в положениях статьи 14 Закона № 212-ФЗ.

Информация о сумме дохода от деятельности плательщика страховых взносов за расчетный период, определяемого в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в органы ПФР поступает из налоговых органов.

Иных источников получения указанной информации не предусмотрено.

Обмен информацией, содержащей суммы доходов плательщиков, между органами ФНС и ПФР происходит на федеральном и региональном уровнях, на основании соответствующих соглашений об информационном взаимодействии, предусматривающих требования к соблюдению порядка передачи конфиденциальной информации.

Сведения о доходах передаваемые налоговым органами, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу с положений пункта 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ (за периоды его действия, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно в полном объеме уплачивать страховые взносы в порядке, установленном положениями названного Закона для соответствующих категорий плательщиков страховых взносов.

Согласно сведений из налоговых органов сумма дохода от деятельности плательщика, а так же сумма исчисленных страховых взносов за период 2014-2016гг. составила:

В 2014 году сумма дохода от деятельности 13 512 828 руб., страховая часть исчисленных страховых взносов (1%) – 121 299,36 руб., страховая часть в фиксированном размере 17328,48 руб.;

В 2015 году сумма дохода от деятельности составила 209 990 руб., страховая часть исчисленных страховых взносов (1%) - 0, страховая часть в фиксированном размере 18610,80 руб.

В 2016 году сумма дохода от деятельности составила 98 000 руб., страховая часть исчисленных страховых взносов (1%) - 0, страховая часть в фиксированном размере -19 356,48 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованных; лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).

За 2014 год денежные средства на обязательное пенсионное страхование (исчисленные с суммы дохода плательщика, полученной свыше 300000 тыс. руб.) поступили 04.10.2016г. в сумме 121299,36 руб.

ФИО2 15.01.1953г.р., является получателем пенсии. Уплаченные страховые взносы за 2014 год разнесены на лицевой счет застрахованного лица и учтены в пенсионном расчетном капитале.

Плательщиком страховых взносов ФИО2 06.03.2019г. в Управление ПФР подано заявление о возврате излишне взысканных денежных средств ы сумме 141 471,00 руб.

Управлением ПФР 18.03.2019г. принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, так как за плательщиком не числится переплата в сумме 141 471,00 руб. Плательщик уведомлен о принятом решении об отказе в возврате лично 18.03.2019г.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении вменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с ДД.ММ.ГГГГ администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование передано в налоговые органы.

По состоянию на 25.04.2019г. переплата по страховым взносам и пеням в сумме 141 471,00 руб. за периоды до 31.12.2016г. не числится.

Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации являлись взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона -п статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на их основании решался вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку для данной цели его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку в Постановлении -П не содержатся оговорки, предусматривающие особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона, в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами со дня официального опубликования, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.

Для лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, в отношении которых были применены нормативные положения, получившие в решении Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовое истолкование, отличное от предававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, такое решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет пересмотр (изменение или отмену) основанного на данных нормативных положениях судебного акта только в тех случаях, когда он либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен, или исполнен частично (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ и др.).

Учитывая то обстоятельство, что обязательства по уплате страховых взносов за расчетный период 2014 исполнены до даты вступления в силу Постановления -П (ДД.ММ.ГГГГ), перерасчет исчисленных страховых взносов суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, с учетом произведенных за эти расчетные периоды расходов, возможен на основании судебного решения, т.е. в рамках исследования обстоятельств придания обратной силы выводам Конституционного Суда РФ

Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что действия Управления Пенсионного фонда РФ в Западном округе г.Краснодара в части начисления ФИО2 страховых взносов, являются законными и обоснованными, оснований для перерасчета уплаченных взносов и возврата излишне уплаченных сумм административному истцу, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Западном внутригородском округе г.Краснодара об обжаловании действий и решений - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года