ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5282/19 от 15.09.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-5282/2019

Полный текст изготовлен

15.09.2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2019 г. г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя административного истца Михельсон-Рудовой В.Ю. в интересах Бородиной О.С. об оспаривании решения Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО город Заозерск (далее Управление МИ и ЖКХ),

УСТАНОВИЛ:

представитель административного истца Михельсон-Рудова В.Ю. в интересах Бородиной О.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления МИ и ЖКХ, выраженном в ответе от ДД.ММ.ГГГГ как нарушающим права и законные интересы административного истца.

В обоснование заявленных требований указала, что Бородина О.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ,расположенного по адресу: <адрес>Указанный земельный участок предоставлен на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. № , площадь земельного участка составляет 1838 кв.м. Указанный земельный участок находится в государственной собственности на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управления МИ и ЖКХ с заявлением о рассмотрении вопроса о внесении в договор аренды земельного участка изменений в части расчета арендной платы, а именно: административный истец просил производить расчет аренды исходя из п. «г» ст. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582 (в редакции Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 №531),исходя из которого арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 %в отношении земельного участка предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственно отсутствуют.

Административный ответчик в адрес административного истца направил отказ от ДД.ММ.ГГГГ выраженный в ответе № .

Просит признать незаконным, как несоответствующий Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 отказ по определению размера арендной платы по договору аренды земельного участка от 16.07.2015 № 979 в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, вынесенный Управлением МИ и ЖКХ выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление МИ и ЖКХ произвести расчет арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставленный административному истцу Бородиной О.С. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с основным принципом учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, установленного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Административный истец Бородина в судебное заседание не явилась извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Михельсон-Рудова В.Ю. доводы административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика Управления МИ и ЖКХ, должностное лицо-заместитель начальника Управления МИ и ЖКХ Стромило Е.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Допрошенная в качестве специалиста - ведущий специалист по договорной работе и земельным отношениям Управления МИ и ЖКХ Еденова Т.А. суду пояснила, что Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Земельные участки, расположенные на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск, являются ограниченными в обороте. Исходя из указанного, определить размер арендной платы за земельный участок, основываясь на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте, не представляется возможным.

Доводы Бородиной О.С. об обязании Управление произвести расчет арендной платы по Договору № в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 582, предусматривающего определение арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка просила оставить без удовлетворения, ввиду того, что действие Правил, утвержденных Постановлением № 582, распространяется исключительно на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, для применения при расчете арендной платы по Договору № за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности до разграничения, подпункта «г» пункта 3 Правил, предусматривающего определение арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, отсутствуют законные основания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Материалами дела установлено, что Бородина Оксана Сергеевна является арендатором земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030402:1.

По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор № ), арендодатель Управления МИ и ЖКХ, предоставлен на праве аренды земельный участок с кадастровым номером находящийся в государственной собственности до разграничения, площадью 1838 кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, на земельном участке расположено здание <адрес>

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.

Расчет арендной платы за пользование земельным участком определен расчетом арендной платы, приведенный в приложении №2 к Договору (п.3.2), арендатор имеет право использовать участок на условиях установленных Договором(п.4.3.1), выполнять в полном объеме все условия договора (п.4.4.1).

ДД.ММ.ГГГГ Бородина О.С. обратилась в Управления МИ и ЖКХ с заявлением о рассмотрении вопроса о внесении в договор аренды земельного участка изменений в части расчета арендной платы.

В своем заявлении ссылалась на постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582» (далее - Постановление № 531), а также на правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).

Письмом Управления МИ и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в определении размера арендной платы по Договору № в размере земельного налога.

В соответствии с пунктом 3 ст. 39.7. Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2. и 1.3. Постановления Правительства Мурманской области от 03.04.2008 № 154-ПП «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от 29.09.2015 № 24-3324 (ред. от 04.07.2017 № 61-3590, от 26.06.2018 № 82-3736, от 26.02.2019 № 99-3833) принято Положение «Об определении порядка, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск».

Размер арендной платы по Договору № 979 определен в соответствии с указанным Положением.

Согласно нормам пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее — Постановление № 582).

Постановлением № 582 утверждены принципы определения арендной платы и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за или, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства N 582.

Согласно абзацу 2 пункта 30 Методических рекомендаций при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется.

Согласно абзаца второго пункта 2 и подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте (за исключением участков, изъятых из оборота); земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, земельные участки, расположенные на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск, являются ограниченными в обороте.

Исходя из указанного, административный ответчик пришел к выводу, что определить размер арендной платы за земельный участок, основываясь на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте, не представляется возможным.

Принцип экономической обоснованности, закрепленный Постановлением № 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на этом участке, и субсидий, предоставляемым данным организациям. Порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса приведен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, когда размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога (1,5 % от кадастровой стоимости).

Таким образом, принимая решение и признавая обоснованным отказ Управления МИ и ЖКХ об отказе изменения договора аренды в части расчета размера арендной платы за земельный участок, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства, и не нарушает права административного истца.

Административному истцу даны установленной формы ответы в срок, предусмотренный законодательством по существу заявленных требований, ответ подписан надлежащим должностным лицом.

Несогласие заявителя с полученными ею ответами, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца Михельсон-Рудовой В.Ю. в интересах Бородиной О.С. об оспаривании решения Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО город Заозерск - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья И.С. Макарова