ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5286/2022 от 06.09.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-5286/2022

УИД 05RS0038-01-2022-013383-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 6 сентября 2022 года

Советский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего – судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Омаровой К.М.,

с участием представителя административного истца Гасангусейновой М.Б. по доверенности Раджабова А.Р.,

представителя административного ответчика Управление земельных и имущественных отношений города Махачкала по доверенности Зайналбиевой Д.С.,

представителя административного ответчика Администрации ГОсВД города Махачкала по доверенности Магомедовой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гасангусейновой М к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и Управлению земельных и имущественных отношений города Махачкала о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги и обязании Администрацию ГОсВД города Махачкала предоставить Гасангусейновой М в собственность за плату, без торгов земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:6929, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: ,

УСТАНОВИЛ:

Гасангусейнова М.Б. обратилась в суд с административным иском к Администрации ГОсВД города Махачкала и Управлению земельных и имущественных отношений города Махачкала о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги и обязании Администрацию ГОсВД города Махачкала предоставить Гасангусейновой М.Б. в собственность за выкуп, без торгов земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:6929, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: .

В обоснование административного иска указывает, что на основании Распоряжения №569-СРЗУ Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 14.06.2021 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка по адресу: РД, . Земельный участок, был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый , границы установлены в ЕГРН. Жилой дом, расположенный по адресу: РД, г.Махачкала, состоит из нескольких литеров, ей принадлежит литер «А». Согласно выписке из ЕГРН жилой дом по адресу: , находится в долевой собственности ее иМахмудовой П.В., которая являясь долевиком вышеуказанного домовладения, согласно сведениям из ЕГРН, дает согласие ей на перевод в собственность и регистрацию права собственности на земельный участок, площадью 60 кв.м., расположенное под ? долей жилого дома.

01.08.2022 Администрацией ГОсВД «город Махачкала» ей отказано в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то, что ею не представлен полный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги.

Просит суд признать незаконным отказ от 01.08.2022 №51.17.МФЦ-7790/22 об отказе в предоставлении Гасангусейновой М.Б. муниципальной услуги в предоставлении в собственность за выкуп, без торгов земельный участок и обязать Администрацию ГОсВД города Махачкала предоставить Гасангусейновой М в собственность за выкуп, без торгов земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:6929, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: .

Извещенная надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания истец Гасангусейнова М.Б. в суд не явилась.

В судебном заседании представитель административного истца Раджабов А.Р. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. В обжалуемом уведомлении не указаны основания для отказа, предусмотренные земельным законодательством, ст.39.16 ЗК РФ, хотя указанный перечень является исчерпывающим. Ранее по аналогичным основаниям административному истцу уже было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги.

Представители административных ответчиков МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» Зайналбиева и Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Магомедова С.К. в удовлетворении исковых требований Гасангусейновой М.Б. просили отказать по основаниям, указанным в оспариваемом уведомлении, считая его законным и обоснованным. Административным истцом не представлены сведения, документы о принадлежащем ему невидимом имуществе (объекте), расположенном на испрашиваемом земельном участке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения, действий (бездействия) органа государственной власти суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме, в том числе: соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Приведенные положения нормативно-правовых актов в их взаимосвязи предполагают, что при разрешении дела административным ответчиком должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие обоснованность отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, отказывая административному истцу в оказании муниципальной услуги, именно административный ответчик должен в суде представить обоснование своего негативного решения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 24.02.2016 N 123 утвержден Административный регламент "Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее по тексту Административный регламент).

Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Развивая указанный принцип, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает, в том числе: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка, к которому в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15, пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 года N П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, пунктом 6 которого предусмотрено, что к заявлению о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, находящегося в публичной собственности, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель должен приложить, в том числе: документ, удостоверяющий (устанавливающий) его право на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке).

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В то же время положениями пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае не соответствия заявления требованиям пункта 1 данной статьи, предъявляемым к информационному наполнению заявления, либо в случае если к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи, заявление подлежит возврату уполномоченным органом в десятидневный срок. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Возврат заявления является самостоятельной административной процедурой.

Согласно выписки из ЕГРН Гасангусейновой М.Б. принадлежит на праве общей долевой собственности ? доли домовладения с Махмудовой М, расположенный по адресу: г..

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно распоряжению врио начальника Управления имущественных и земельных отношений города Махачкалы от 14.07.2021 №569-СРЗУ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал - 05:40:000051; площадь – 60,0 кв.м; адрес: РД, ; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно договору купли-продажи доли в общей долевой собственности записи 26.12.2019г. за №05:40:000051:5856-05/1842019-2, Гасангусейновой М.Б. приобрела у Ибрагимовой Д.М. ? доли жилого дома, находящегося по адресу: РД, .

Как следует из уведомления 01.08.2022 №51.17.МФЦ-7790/22, по обращению Гасангусейновой М.Б. о предоставлении муниципальной услуги о предоставлении зелёного участка в собственность без проведения торгов в отношении земельного участка, расположенного: , отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Основанием отказа указано, что представлен неполный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", одним из документов, подтверждающих такое право является - сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем нраве заявителю, которое в материалах дела отсутствует. Помимо этого, в выписке из ЕГРН на земельный участок отсутствует информация о расположении в её пределах каких-либо объектов недвижимости (необходимо уточнить месторасположение жилого дома).

Согласно пункту 2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Согласно п.2.6.1 заявителем предоставляются:

1) для получения муниципальной услуги заявитель подает в Управление, в МФЦ заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в приложениях N 1-3 к настоящему административному регламенту;

2) в случае если на земельном участке находится объект (объекты) недвижимости, принадлежащий(ие) нескольким лицам, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги должны обратиться все правообладатели объекта недвижимости;

3) копия документа, удостоверяющего личность;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением обращается представитель заявителя;

5) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП);

6) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" заявителем представляется нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка;

8) утвержденная в установленном порядке МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

9) при подаче заявления в форме электронного документа к заявлению также прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя), в виде электронного образа такого документа. Представление указанного документа не требуется в случае представления заявления посредством отправки через единый портал, а также если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае представления заявления представителем заявителя, действующим на основании доверенности, к заявлению также прилагается доверенность в виде электронного образа такого документа.

Согласно пункту 2.7.2 Административного регламента Управление самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", при наличии согласия на обработку персональных данных заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" по форме согласно приложению к регламенту. В случае подачи заявления и документов через МФЦ заявитель дополнительно дает согласие МФЦ на обработку его персональных данных.

Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" утратил силу в связи с принятием Приказа Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

На отсутствие согласия на обработку персональных данных Гасангусейновой М.Б. в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" по форме согласно приложению к Административному регламенту, административный ответчик не указывает. Следовательно, испрашиваемый им документ согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги Управление запрашивает самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.

При этом суд учитывает, что основание, указанное в оспариваемом уведомлении, является основанием для отказа в приеме документов, который осуществляется в течении 10-ти дней со дня поступления заявления, а не отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, в выданном административному истцу Гасангусейновой М.Б. оспариваемом уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги отсутствуют основания для отказа, предусмотренные Административным регламентом предоставления данной муниципальной услуги, а также земельным законодательством.

Изложенные в уведомлении об отказе основания о невозможности предоставить спрашиваемую муниципальную услугу, являются необоснованными.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 01.08.2022 за № 51.17-МФЦ-7790/22 нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

Вследствие признания обжалуемого отказа незаконным и его отмены заявление административного истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций.

Вместе с тем, ранее судом принималось решение о незаконности уведомления административных ответчиков по вопросу предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка (решение Советского районного суда г. Махачкалы от 06.05.2022 по делу № 2а-2843/2022).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит полному удовлетворению с возложением на административных ответчиков обязанности предоставить Гасангусейновой М.Б. земельный участок в собственность за плату без проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гасангусейновой М - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации ГОсВД города Махачкала от 01.08.2022 №51.17.МФЦ-7790/22 об отказе в предоставлении Гасангусейновой М муниципальной услуги о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:6929, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: .

Обязать Администрацию ГОсВД города Махачкала предоставить Гасангусейновой МИ в собственность за плату, без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 05:40:000051:6929, площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: .

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2022 года.