ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5287/20 от 02.07.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-5287/2020

23RS0040-01-2020-001928-26

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«02» июля 2020г. г.Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

при секретаре Алексеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Ключниковой Е. Н. к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения об аннулировании квалификационного аттестата,

У С Т А Н О В И Л:

Ключникова Е.Н. обратилась в Первомайский районный суд г.Краснодара с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения об аннулировании квалификационного аттестата.

В обоснование требований указано, что Ключникова Е.Н., является директором общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вега» и общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Донская», имеет квалификационный аттестат серии от 12.04.2015 г., выданный на пять лет. Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края была выдана ООО «УК «ВЕГА» лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.05.2015г. На основании протокола заседания Лицензионной комиссии Краснодарского края от 11.07.2018 , было принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии от 22.05.2015 . Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019 г. лицензия ООО «УК «ВЕГА» аннулирована. 27 января 2020 года из письма Инспекции от 27.12.2019 заявительнице стало известно об аннулировании выданного ей квалификационного аттестата. Ключникова Е.Н. считает, что жилищная инспекция неправильно истолковала ст. 199 ЖК РФ, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии, так как «УК «ВЕГА» в период с 22.05.2015 года по 11.07.2018 года не осуществляло хозяйственную деятельность и не осуществляло управление многоквартирными жилыми домами, следовательно, нарушения по основаниям ст. 199 ЖК РФ со стороны ООО «УК «ВЕГА» отсутствуют. Более того, Минстроем России пропущен срок включения лица в реестр дисквалифицированных лиц. Действия Инспекции, принявшая спорный документ, нарушают её права в качестве физического лица и являются незаконными.

На основании изложенного административным истцом Ключниковой Е.Н. подано настоящее административное исковое заявление с требованием о признании решения незаконным и отмене решение Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. об аннулировании выданного ей квалификационного аттестата серии от 12.04.2015г.

В судебное заседание административный истец Ключникова Е.Н. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений с ШПИ . Причины неявки суду не известны. Ходатайств об отложении или рассмотрении в отсутствие в суд не поступило.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Баранова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, считает, что административный иск предъявлен не обоснованно и в его удовлетворении следует отказать в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Одним из требований, предусмотренных п.2 ч.1 ст. 193 ЖК РФ является наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата.

Частью 7 статьи 202 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания аннулирования квалификационного аттестата, к которым относятся: получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов; внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц; вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Судом установлено, что Ключникова Е.Н. является директором ООО «УК «ВЕГА», на основании приказа. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1152367001863, ИНН 2319058601.

Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края ООО «Управляющая компания «Вега» выдана лицензия от 22.05.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

По данным Реестра лицензий в период с 22 мая 2015 года по 11 июля 2018 года сведения об управлении многоквартирными домами ООО «Управляющая компания «Вега» не вносились.

С соответствующим заявлением ООО «Управляющая компания «Вега» о включения сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет, в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края не обращалось.

В этой связи, 11.07.2018 года лицензионной комиссией принято решение о необходимости обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 22.05.2015 лицензиата ООО «Управляющая компания «Вега». Указанное решение подтверждается протоколом заседания Лицензионной комиссии Краснодарского края от 11.07.2018.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2019, аннулирована лицензия от 22.05.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная ООО Управляющая компания «Вега».

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрен порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Статьей 193 ЖК РФ установлены лицензионные требования к лицензиатам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами.

Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 202 ЖК РФ должностное лицо лицензиата обязано иметь квалификационный аттестат.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 202 ЖК РФ одним из оснований для аннулирования квалификационного аттестата является внесение сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц.

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dom.gosuslugi.ru.

В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" предусмотрено, что основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о ведении реестра лиц., осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в- отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее - Положение), одним из оснований для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии.

В соответствии с требованиями Положения, в случае поступления сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии в орган государственного жилищного надзора субъекта, указанные сведения подлежат направлению в Минстрой России.

В целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Минстрой России получает сведения о вступивших в законную сипу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 Положения, у органов государственного жилищного надзора. Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

В соответствии с пунктом 8 Положения Минстрой России вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения,

В соответствии с пунктом 3 Положения, основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.

В связи с установлением факта вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15 июля 2019 г. по делу № А32-31010/2018 об аннулировании лицензии от 22 мая 2018 г. , выданной госжилинспекцией края ООО «УК «ВЕГА» (ИНН 2319058601, ОГРН 1152367001863), во исполнение требований пункта 5 Положения, сведения о должностном лице ООО «УК «ВЕГА», директоре Ключниковой Е. Н., госжилинспекцией края были направлены в Минстрой России.

Согласно реестру дисквалифицированных лиц, госжилинспекцией края было установлено, что Ключникова Е. Н. была включена в реестр дисквалифицированных лиц под на срок 3 года (с 16 августа 2019 г. по 16 августа 2022 г.).

Руководствуясь требованиями пункта 2 части 7 статьи 202 ЖК РФ, подпункта «б» пункта 22 Приложения № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. /пр квалификационный аттестат, выданный Ключниковой Е. Н. за , был аннулирован, о чем было направлено соответствующее уведомление письмом от 27 декабря 2019 г. исх. .

Так, в связи с тем, что Ключникова Е.Н. была включена в реестр дисквалифицированных лиц, Государственной жилищной инспекции Краснодарского края было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата серии , выданного директору ООО «Управляющая компания «Вега».

В то же время, суд делает вывод о том, что при принятии оспариваемого решения, административным ответчиком Государственной жилищной инспекции Краснодарского края были соблюдены установленные требования к аннулированию квалификационного аттестата.

Так, принятое Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края 27.12.2019 решение соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110", Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а также ст. 202 ЖК РФ.

Доводы административного истца о незаконности вынесения оспариваемого решения не нашли своего подтверждения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что действия административного ответчика Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по принятию решения об аннулировании квалификационного аттестата серии , выданного ООО «Управляющая компания «Вега», законы и обоснованы, соответствовали требованиям норм материального права, регулирующих соответствующие отношения. Оснований для признания оспариваемого решения незаконным, нарушающими права «Управляющая компания «Вега» суд не усматривает.

Таким образом, суд делает вывод о том, что отсутствуют правовые основания для признания решения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.12.2019г. об аннулировании квалификационного аттестата серии , выданного Ключниковой Е.Н., незаконным, и в удовлетворении административных исковых требованиях следует отказать.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ключниковой Е. Н. к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения об аннулировании квалификационного аттестата.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Ключниковой Е. Н. к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения об аннулировании квалификационного аттестата – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его принятия решения суда.

Председательствующий судья Е.Г. Игорцева

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020г.