РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Вороновой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным и отмене предписания, с участием заинтересованного лица -ФИО5,
У С Т А Н О В И Л:
МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Самарской области, в котором просило суд признать незаконным и отменить предписание начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5 от дата№..., обязывающее произвести определенные действия.
В обоснование заявленных требований сослалось на то, что дата начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5 было вынесено предписание №... в отношении юридического лица МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление». Данным предписанием МП г.о. Самара «ТТУ» в срок до дата обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1. включить кондукторов в перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств; утвердить указанный перечень и список работников работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа; 2. организовать надлежащий учет и контроль за выдачей кондукторам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, в том числе средств для защиты от бактериологических вредных факторов, при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств зафиксировать под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Административный истец считает указанное предписание незаконным и подлежащим отмене, поскольку на предприятии была проведена специальная оценка условий труда сотрудников и согласно экспертному заключению №... от дата, согласованному с комиссией по проведению специальной оценки условий труда, карте №... должность «***» не входит в перечень должностей по вредным (опасным) факторам. На основании заключения ***» установлено, что рабочее место *** соответствует всем требованиям нормативов, класс условий труда- 2 (условия труда: допустимые), выдача каких-либо смывающих и (или) обезвреживающих средств не предусмотрена. Предписание вынесено инспектором без учета норм действующего законодательства и основано на ошибочном толковании уполномоченным органом приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010г. № 1122н.
Определением суда от дата к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица была привлечена ФИО6
В судебном заседании представители административного истца МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО7, ФИО8 требования административного иска поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Самарской области – ФИО9, заинтересованное лицо – ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований по изложенным в возражениях на иск основаниям.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Из материалов дела следует, что распоряжением (приказом) органа государственного контроля зам.руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 от дата. в отношении МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» в связи с произошедшим несчастным случаем с работником МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» - ***ФИО2 была назначена внеплановая документарная проверка, уполномоченным на проведение которой назначена ***ФИО5 (л.д. 38-40).
По результатам данной проверки был составлен Акт проверки от дата., которым установлено, что ***ФИО2 была допущена к выполнению работ без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования в нарушение ст. ст. 22, 212, 213 ТК РФ. Кроме того, установлено, что в соответствии с картой специальной оценки условий труда от дата. №... на рабочем месте ***ФИО2 выявлены такие вредные и опасные производственные факторы как: вибрация общая и шум, соответственно, на основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить сотруднику приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающих антибактериальным эффектом, в соответствии с п.п. 13,15,16,17,18 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010г. № 1122н, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук, работающих с бактериально опасными средствами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов. Согласно карте специальной оценки условий труда кондуктора от дата. №... на рабочем месте *** в наличии производственный фактор – напряженность трудового процесса. Кратким описанием выполняемой работы в протоколе исследований (испытаний), измерений и оценки напряженности трудового процесса от дата. №... установлено, что кондуктор продает билеты, применяет в работе терминал, осуществляет проверку наличия у пассажиров билетов, проездных документов, предъявляемых для льготного проезда, предоставляет информацию пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах, принимает необходимые меры при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев, на конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривает салон на предмет забытых пассажирских вещей. Учитывая особенности существующего технологического процесса и организации труда кондукторов, нахождение рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств кондукторам смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Работодатель утвердил нормы бесплатной выдачи смывающих средств работникам МП г. Самары «ТТУ» (приложение №... к коллективному договору дата.г.) без учета результатов специальной оценки условий труда на рабочем месте кондуктора, а также без применяемых сырья и материалов. Таким образом, установлено, что в нарушение ст. 212, 221 ТК РФ, Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010г. № 1122н, работодатель не обеспечил за счет собственных средств приобретение и выдачу смывающих и обезвреживающих средств ***, в т.ч. ФИО2 (л.д. 30-37).
Нормами абз. 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Установлено, что по результатам внеплановой документарной проверки предписанием №... от дата начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5 МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обязано в срок до дата.: 1) включить кондукторов в перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств; утвердить указанный перечень и список работников работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании ст.ст. 212, 229.3 Трудового кодекса РФ, п. 38 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 в срок до дата, 2) организовать надлежащий учет и контроль за выдачей *** смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, в том числе средств для защиты от бактериологических вредных факторов, при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств зафиксировать под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту на основании п.п. 32, 34 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73.
В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое Предписание вынесено дата, административное исковое заявление подано административным истцом в суд дата Таким образом, срок обжалования данного Предписания административным истцом не пропущен.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Давая оценку законности вынесенного Предписания, суд исходит из следующего.
Основанием вынесения Предписания уполномоченным органом указаны положения ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которыми обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в частности, обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утвержден Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее – Стандарт), устанавливающий правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Согласно п. п. 9,13 данного Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов. До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Уполномоченный орган ссылается на то, что пунктом 5 Приложения №... - Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств предусмотрены в том числе, работы с бактериально опасными средами; работы при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве.
В соответствии с п. 17 Стандарта средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.
На основании п. 24 Стандарта работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя) (п. 29 Стандарта).
Между тем, вменяя работодателю обязанность включить кондукторов в перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, уполномоченным органом, не учтено следующее.
В силу п. 12 Стандарта подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с п. 2 ст. 10 данного Закона идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 данного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на предприятии была проведена специальная оценка условий труда, в том числе работников -***, составлена карта №... специальной оценки условий труда от дата., согласно которой установлены такие факторы производственной среды и трудового процесса как: шум, вибрация, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса (л.д. 108-120).
В соответствии с картой №... специальной оценки условий труда кондуктора, подготовленной в дата., указанные факторы производственной среды отнесены к *** (л.д. 132).
Заключением эксперта ***» ФИО3№... от дата***
Указанными документами о специальной оценке условий труда не установлено наличие в работе кондуктора таких вредных и опасных факторов, которые предусматривали бы выдачу им каких-либо смывающих и (или) обезвреживающих средств защиты.
Допрошенная в судебном заседании ***» ФИО3 пояснила, что ***
В ходе судебного разбирательства ***» ФИО4 также было подтверждено, что ***
Согласно представленному в дело письму Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от дата. на запрос директора МП г.о. Самары «ТТУ» об обеспечении смывающими (обезвреживающими) средствами ***, по мнению Министерства, рабочие места *** не относятся с рабочим местам, удаленно находящимся от стационарных санитарно-бытовых узлов, т.к. санитарно-бытовое обеспечение (санитарно-бытовые узлы, комната приема пищи, и т.д.) в течение рабочей смены организовано на конечных станциях маршрута.
Суд, принимая во внимание пояснения допрошенных специалистов, а также то обстоятельство, что проведенной специальной оценкой условий труда *** не предусмотрены подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств указанным работникам, данная должность не связана с биологически опасными факторами, мнение выборного органа первичной профсоюзной организации об отнесении должности *** к работникам, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, по данному вопросу также не выражалось, приходит к выводу о необоснованности возложения на работодателя обязанности по включению *** в перечень рабочих мест, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, и организации учета и контроля за выдачей смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Ссылка административного ответчика на разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ в письме от дата. №... о том, что в случае выполнения работником работ, включенных в Типовые нормы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, ему должны быть выданы соответствующие смывающие (обезвреживающие) средства, вне зависимости от проведения специальной оценки условий труда, судом отклоняется, поскольку уполномоченным органом не приведено доказательств того, что работа кондуктора связана с бактериально опасными средами, либо его рабочее место находится удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов. Кроме того, суд полагает, что в данном случае Типовые нормы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России в 2010г., в виду прямого указания в нем, должны применяться с учетом требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда».
Доводы уполномоченного органа о напряженности рабочего процесса кондуктора, выполнении работ с денежными купюрами, само по себе не свидетельствует о наличии в трудовом процессе кондуктора производственно-опасного фактора, требующего создание работодателем специальных условий труда в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ.
При указанных обстоятельствах суд считает предписание *** Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5№... от дата в отношении МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание *** Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5№... от дата
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья (подпись) Е.А. Митина
Копия верна.
Судья секретарь