Кделу№2а-528/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района
Краснодарского края 16 июля 2018 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Шумаковой А.И., с участием представителя административного истца администрации муниципального образования Калининский район по доверенности ФИО1, административного ответчика - государственного регистратора ФИО2, представителя административного ответчика межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Калининский район к государственному регистратору ФИО2, межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решений (действий) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Калининский район обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к государственному регистратору ФИО2, межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решений (действий) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения, в котором указано, что 12.02.2018 года администрация муниципального образования Калининский район обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: - электронное заявление на государственную регистрацию договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения №1000004753 от 03.03.2017 года, на следующий объект недвижимого имущества: земельный участок, общей площадью 1259 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> Кадастровый номер № В качестве основания для регистрации договора аренды земельного участка к заявлению от 12.02.2018 года №23/999/001/2018-42130 были предоставлены следующие документы: - договор аренды; - решение о назначении; - согласие.
Межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю регистрационные действия в отношении договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения №1000004753 от 03.03.2017 года, приостановлены до 21.05.2018 года по основаниям предусмотренным п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также указано, что заявителем не предоставлены документы, необходимые для государственной регистрации, а именно не выполнены требования статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не выполнены в совокупности условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 36.6 Земельного кодекса Российской Федерации (уведомление №23/999/001/2018-42130 от 21.02.2018 года). В уведомлении государственный регистратор указал на наличие обременяя земельного участка арендой, при этом не было представлено соглашение о расторжении договора аренды, а в представленном договоре аренды отсутствует пункт о том, что настоящий договор является основанием для прекращения ранее заключенного договора.
16.03.2018 года администрация муниципального образования Калининский район предоставила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю дополнительные документы: - дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 03.03.2017 года №1000004753; - решение о назначении. В дополнительном соглашении, представленном на регистрацию, указано, что договор аренды является основанием для расторжении договора аренды земельного участка от 28.03.2006 года №1000000876.
21.05.2018 года межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения №1000004753 от 03.03.2017 года (сообщение об отказе №23/999/001/2018-42130 от 21.05.2018 года), по тем же основаниям, что были ранее указаны в уведомлении №23/999/001/2018-42130 от 21.02.2018 года.
Административный истец считает отказ в государственной регистрации договора аренды незаконными и необоснованными, приведя в иске положения ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указав, что данная статья устанавливает исчерпывающий перечь оснований для приостановления государственной регистрации. Пункт 7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ предусматривает, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Отказывая в государственной регистрации, регистратор ссылается на положения ст.27 Закона о государственной регистрации, истечение срока приостановления указанного в уведомлении №23/999/001/2018-42130 от 21.02.2018 года и не устранения обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления. На регистрацию были предоставлены следующие документы: - договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения №1000004753 от 03.03.2017 года; - решение о вступлении в должность главы муниципального образования Калининский район №285 от 17.09.2013 года; - нотариальное согласие супруга ФИО4 на заключение и государственную регистрацию договора аренды; -дополнительное соглашение от 16.03.2018 года к договору аренды земельного участка от 03.03.2017 года №1000004753.
Статья 609 ГК РФ устанавливает, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Представленные на регистрацию договор аренды, дополнительное соглашение и приложенные к нему решение о вступлении в должность главы муниципального образования Калининский район, нотариальное согласие супруги ФИО4, соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством к их форме и содержанию. Регистратор, указывая на п.7 ч.1 ст.26 Закона о государственной регистрации, как на основание приостановления государственной регистрации, обосновывает приостановление нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, хотя, законодатель в указанной выше норме предъявляет требования к форме и (или) содержанию документа (договора аренды земельного участка), представленного на регистрацию. Иных доводов, которые свидетельствовали бы о несоответствии, представленных документов, форме и содержанию, регистратором не заявлено.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в статье 62 установлено, что в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов. Таким образом, действиями должностного лица (государственного регистратора), выразившихся в принятии незаконного уведомления №23/999/001/2018-42130 от 21.02.2018 года о приостановлении государственной регистрации, послужило основанием для принятия незаконного сообщения №23/999/001/2018-42130 от 21.05.2018 года об отказе в государственной регистрации, которым созданы препятствия в осуществлении прав и законных интересов администрации муниципального образования Калининский район, а именно в невозможности распоряжения земельным участком и невозможности получения арендных платежей, и ФИО4, которая с 03.03.2017 года и до настоящего время не может использовать предоставленный земельный участок на законных основаниях. В результате неправомерных действий должностного лица (государственного регистратора) бюджет муниципального образования Калининский район с момента заключения договора не получил арендных платежей в значительной сумме, что в свою очередь влечет невозможность исполнения возложенных полномочий.
Относительно обстоятельств изложенных в сообщении об отказе в государственной регистрации необходимо пояснить следующее. Между управлением экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район и ФИО4 28.04.2006 года заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №1000000876, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок, для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1259 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Калининский район, ст.Калининская, ул.Заречная, 2 «А». Дополнительным соглашением от 13.08.2012 года к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №1000000876, срок аренды продлен на три года, до 16.04.2017 года. 23.01.2017 года от ФИО4 поступило заявление от 23.01.2017 года, в котором последняя просит предоставить на новый срок в аренду на 20 лет земельный участок, для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1259 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.
В соответствии с п.1 ст.39.1 ЗК РФ основанием возникновения прав, на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случаях предоставления земельного участка в аренду. Подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи. Пунктами 3 и 4 установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства. 4.Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Со стороны администрации МО Калининский район и ФИО4 были выполнены в совокупности все условия, предусмотренные п.4 ст.39.6 ЗК РФ, а именно: 1) Заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано арендатором земельного участка - ФИО4 до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка (условие подпункта 1) пункта 4 ст.39.6 ЗК РФ). 2) ФИО4, по настоящее время является арендатором земельного участка с 28.04.2006 года на основании договора аренды. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости №23/001/079/2017-3014 от 27.07.2017 года на земельный участок КН №, за ФИО4 зарегистрировано право аренды на указанный земельный участок, иных ограничений и обременений, в реестре не зарегистрировано. Соответственно только арендатор земельного участка гр. ФИО4 обладала исключительным правом на приобретение арендуемого ею земельного участка в аренду на новый срок (условие подпункта 2) пункта 4 ст.39.6 ЗК РФ). 3) Ранее заключенный договор аренды земельного участка от 28.04.2006года №1000000876 не расторгался с гр.ФИО4, о чем также свидетельствует выписка из ЕГРН (условие подпункта 3) пункта 4 ст.39.6 ЗК РФ выполнено). 4) На момент заключения с гр.ФИО4 нового договора аренды земельного участка от 03.03.2017г. №1000004753 имелись основания предусмотренные подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ для предоставления земельного участка без проведения торгов. Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства (условие подпункта 4) пункта 4 ст.39.6 ЗК РФ).
В связи с тем, что положения пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации были выполнены в полном объеме, 03.03.2017 года между администрацией муниципального образования Калининский район и ФИО4 заключен договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности №10000004753 от 03.03.2017 года на следующий объект недвижимого имущества: земельный участок, общей площадью 1259 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> Кадастровый номер №. Таким образом, администрация муниципального образования Калининский район, действуя в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации законно и обоснованно заключила договор аренды земельного участка.
В соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает особенности (процедуру) предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В связи с тем, что данные нормы являются именно особенностями, на эту процедуру распространяются и общие положения ЗК РФ, регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов. Если земельный участок первоначально был предоставлен в аренду без торгов, на момент заключения нового договора также должно иметься одно из предусмотренных ЗК РФ оснований для передачи такого участка в аренду без проведения торгов (п.п.3,4 ст.39.6 ЗК РФ).
Доводы государственного регистратора, изложенные в сообщении от 21.05.2018 года №23/999/001/2018-42130, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в связи с тем, что положения ст.39.18 ЗК РФ подлежат применению, при предоставлении земельного участка, а в их случае земельный участок ранее уже был предоставлен, на основании распоряжения №169р от 17.04.2006 года.
На основании вышеизложенного, административный истец считает действия должностного лица (государственного регистратора), выразившиеся в принятии сообщения №23/999/001/2018-42130 от 21.05.2018 года об отказе в государственной регистрации - незаконными и просит суд:
1.Признать незаконными действия государственного регистратора ФИО2, выразившиеся в принятии сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения №23/999/001/2018-42130 от 21.05.2018 года.
2.Обязать Межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения №1000004753 на следующий объект недвижимого имущества: земельный участок, общей площадью 1259 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Суд в порядке ст.ст.150,226 КАС РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования Калининский район по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования и доводы, приведенные в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик - государственный регистратор ФИО2 возражала против заявленных требований, поддержала доводы, приведенные в отзыве административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного ответчика межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3 возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также порядок внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости (как о государственной регистрации права, так и о прекращении тех или иных прав) регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 12.03.2018 года с заявлением о государственной регистрации Договора аренды земельного участка №1000004753 от 03.03.2017 года обратился представитель администрации МО Калининский район, действующий на основании письменной доверенности от 13.01.2017 №4. В качестве правоустанавливающего документа представителем администрации был предоставлен договор аренды земельного участка №1000004753 от 10.07.2017 года, заключенный между Администрацией МО Калининский район в лице главы ФИО5 и ФИО4 В соответствии с условиями договора на основании ст.39.1, подпункта 32 пункта 2 статьи 39.6 ФИО4 во временное владение и пользование, а именно на 20 лет, был передан земельный участок с КН № для индивидуального жилищного строительства, площадью 1259 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> 21.02.2018 года государственная регистрация договора аренды была приостановлена в связи с сомнениями, возникшими у государственного регистратора при проведении правовой экспертизы. Сомнения государственного регистратора основывались на том, что при предоставлении земельного участка в аренду органом местного самоуправления были нарушены нормы земельного законодательства (отсутствует извещение о возможности предоставления земельного участка, тем самым не соблюден принцип публичности, что влечет за собой нарушение прав третьих лиц), а также наличие согласно сведения ЕГРН зарегистрированного договора аренды на выше обозначенный земельный участок. 21.05.2018 года в регистрации договора аренды было отказано в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления -отсутствие извещения о возможности предоставления земельного участка. При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, установлено, согласно сведениям ЕГРН на земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес> ранее, 13.09.2006 года, уже зарегистрирован Договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности №1000000876 от 28.04.2006 года, заключенный между ФИО4 и администрацией муниципального образования Калининский район. Согласно требованиям п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок - то есть договорные отношения остаются в силе и арендатор обязан вносить арендную плату, следовательно, утверждение истца, что действия регистратора создают препятствия в осуществлении прав и законных интересов администрации муниципального образования Калининский район, а также то, что в результате неправомерных действий регистратора бюджет муниципального образования Калининский район с момента заключения нового договора не получил арендных платежей в значительной сумме, что якобы повлекло невозможность исполнения возложенных полномочий - несостоятельны. Если же арендная плата в бюджет не поступала, то согласно п.3 ст.619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть расторгнут по решению суда. Что касается процедуры заключения нового договора аренды - следует отметить следующее: Нормы, конкретизирующие возможность продления договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, изложены в пунктах 3-5 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ (Разъяснения применения указанных норм содержатся в Письме Федеральной антимонопольной службы от 11.01.2016г. №ИА/90/16, Письме Министерства экономического развития РФ от 26.09.2016 г. №Д23и-4545). Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации однозначно установлено, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. С 1 марта 2015 года случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы п.3 ст.39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. Подпунктом 4 пункта 4 ст.39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка (в данном случае это пп.15- земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства). Согласно пп.15 п.2 статьи 39.6 без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданам в соответствии с требованиями ст.39.18 Земельного кодекса, то есть пп.1 п.1 ст.39.18 гласит, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей. При отсутствии в совокупности всех условий, предусмотренных п.4 ст.39.6 ЗК РФ арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договор аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). В данном случае арендодателем не соблюдены требования пп.4 п.4 ст.39.6 (договор аренды заключается на свободный от застройки земельный участок для индивидуального жилищного строительства) - в представленных на государственную регистрацию документах отсутствуют документы, подтверждающие предусмотренную законодательством процедуру предоставления в аренду земельного участка - извещение о возможности предоставления земельного участка, тем самым не соблюден принцип публичности, что влечет за собой нарушение прав лиц. В связи с выше изложенным Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю просит отказать в удовлетворении административного искового заявления (л.д.96-100).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно распоряжению МУ-управление экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район от 17.04.2006 года №169р, ФИО4 предоставлен в аренду земельный участок за счет земель поселений, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1259 кв.м., с КН №, сроком на 3 года, для индивидуального жилищного строительства (л.д.47,48).
Согласно акту приема-передачи в аренду земельного участка из земель поселений в ст.Калининской от 17.04.2006 года, Управление экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район на основании положения и постановления главы администрации Калининского района от 20.05.2003 года №168 «О делегировании полномочий по управлению и распоряжению государственными землями на территории Калининского района» и ФИО4 составили настоящий акт приема-передачи земельного участка из земель поселений с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому Управление экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район в качестве арендодателя передало ФИО4 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1259 кв.м. (л.д.38).
Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 28.04.2006 года, Управление экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили договор, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с КН № из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 1259 кв.м. Срок аренды земельного участка установлен с 17.04.2006 года по 16.04.2009 года (л.д.34-36).
Согласно распоряжению начальника управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район от 16.03.2009 года №136р, ФИО4 продлен срок аренды земельного участка с КН № находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> на землях населенных пунктов, площадью 1259 кв.м., сроком на 3 года, для индивидуального жилищного строительства (л.д.45).
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 28.04.2006 года №1000000876, находящегося в государственной собственности от 28.04.2009 года, Управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили соглашение, согласно которому продлен срок аренды земельного участка с КН №, находящегося в государственной собственности, до 17.04.2012 года (л.д.43).
Согласно постановлению администрации муниципального образования Калининский район от 25.07.2012 года №958, ФИО4 продлен срок аренды земельного участка с КН №, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного распоряжением управления экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район от 17.04.2006 года №169-р «О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО4», площадью 1259 кв.м., на 5 лет, для индивидуального жилищного строительства (л.д.41,42).
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды №1000000876 от 28.04.2006 года земельного участка, находящегося в государственной собственности от 13.08.2012 года, Управление правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили соглашение, согласно которому продлен срок аренды земельного участка с КН № до 16.04.2017 года (л.д.39).
Согласно заявлению ФИО4 от 23.01.2017 года, ФИО4 обратилась к главе муниципального образования Калининский район с заявлением о предоставлении на новый срок в аренду на 20 лет земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося в государственной собственности, КН №, площадью 1259 кв.м., местоположение <адрес> для индивидуального жилищного строительства для строительства жилого дома (л.д.33).
Согласно договору аренды земельного участка №1000004753 от 03.03.2017 года, администрация муниципального образования Калининский район (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили договор, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а Арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок, находящийся в государственной собственности, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 1259 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (л.д.20-23).
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 03.03.2017 года №1000004753 от 16.03.2016 года, администрация муниципального образования Калининский район (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключили соглашение, согласно которому внесены изменения в договор аренды земельного участка от 03.03.2017 года №1000004753, дополнив п.10. Заключительные положения п.10.3 «10.3. Данный Договор является основанием для расторжения договора аренды земельного участка от 28.04.2006 года №1000000876» (л.д.25).
Согласно нотариально удостоверенному согласию 23АА6485182 от 06.03.2017 года, ФИО6 являясь супругом ФИО4, в соответствии со ст.ст.163,253,256 ГК РФ и ст.ст.33-36 СК РФ дал согласие супруге ФИО4 на заключение и государственную регистрацию договора аренды, субаренды, договоров уступки права аренды, дополнительных соглашений, за цену и на условиях ему известных, на следующее недвижимое имущество: земельный участок, площадью 1259 кв.м. из земель населенных пунктов с КН №, находящийся по адресу: <адрес> (л.д.32).
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 21.02.2018 года №23/999/001/2018-42130 в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственным регистратором ФИО2 государственная регистрация договора аренды была приостановлена до 21.05.2018 года в связи с тем, что согласно п.15 ст.39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. С 1 марта 2015 года случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы п.3 ст.39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи. Подпунктом 4 пункта 4 ст.39.6 Земельного Кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка. Согласно пп.15 п.2 ст.39.6 без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства, предоставляется гражданам в соответствии с требованиями ст.39.18 Земельного Кодекса, то есть - пп.1 п.1 ст.39.18 - в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей. При отсутствии в совокупности всех условий, предусмотренных п.4 ст.36.6 ЗК РФ арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п.1 ст.39.6 ЗК РФ). Документы, подтверждающие соблюдение требований действующего законодательства при предоставлении земельного участка в аренду не предоставлены (наличие извещения о возможности предоставления земельного участка). Кроме того, согласно данным ЕГРН, вышеуказанный земельный участок обременен арендой. Соглашение о расторжении договора аренды не предоставлено, также в представленном на государственную регистрацию договоре аренды отсутствует пункт о том, что настоящий договор является основанием для прекращения раннее заключенного договора аренды. Осуществление действий по регистрации аренды приостанавливается до 21.05.2018 года (л.д.26).
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации договора аренды, а именно не предоставлением документов, подтверждающих соблюдение требований действующего законодательства при предоставлении земельного участка в аренду - извещения о возможности предоставления земельного участка, государственным регистратором ФИО2 вынесено сообщение от 21.05.2018 года №23/999/001/2018-42130 об отказе в государственной регистрации аренды (л.д.27,28).
Согласно выписке из ЕГРН от 02.03.2018 года №23/001/039/2018-6253, земельный участок с КН №, площадью 1259 кв.м., имеет категорию земель - земли населенных пунктов, а также вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> В отношении земельного участка зарегистрировано 13.09.2006 года обременение в виде аренды в пользу ФИО4 с 13.09.2006 года по 16.04.2017 года, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №1000000876 от 28.04.2006 года (л.д.49,50).
В соответствии с подп.1 п.3 ст.39.6 ЗК РФ, гражданин, являющийся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
Согласно подп.3 п.8 ст.39.8 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с подп.15 и 32 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса, а также - арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Суд учитывает, что в силу подп.4 п.4 ст.39.6 ЗК РФ, гражданин, являющийся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии совокупности предусмотренных указанным пунктом условий, в том числе, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу подп.1,2 п.1 ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления такого заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Из совокупности вышеприведенных положений закона, следует, что заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 03.03.2017 года №1000004753 при предоставлении земельного участка заинтересованному лицу для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, должно было производиться в соответствии с требованиями подп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ, в связи с чем, административный истец был обязан обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом органа местного самоуправления, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Поскольку при проведении государственной регистрации аренды земельного участка, административным истцом не было предоставлено на регистрацию документов, подтверждающих наличие предусмотренного подп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ извещения, административным ответчиком обоснованно и законно государственная регистрация была приостановлена, а затем в такой регистрации по указанному обстоятельству было законно отказано согласно сообщению об отказе в государственной регистрации от 21.05.2018 года №23/999/001/2018-42130.
При указанных обстоятельствах, судом не установлено предусмотренных законом оснований для признания решения административного ответчика об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконным и для возложения на административного ответчика обязанности произвести такую регистрацию. С учетом изложенного, в административном исковом заявлении подлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В административном исковом заявлении администрации муниципального образования Калининский район к государственному регистратору ФИО2, межмуниципальному отделу по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решений (действий) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:___________________________
В окончательной форме - 21.07.2018 года.