Дело ***а-528/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Палкино 31 августа 2022 года
Печорский районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Моисеева В.А.,
при секретаре Андреевой С.Н.,
с участием и.о. прокурора Палкинского района Верзуновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Псковской области» к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Псковской области» обратилось в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва ФИО1, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований указано, что решением Собрания депутатов Палкинского района от 20 июля 2022 года №211 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Палкинского района от 7 августа 2022 года №25/111 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина».
Постановлением территориальной избирательной комиссии Палкинского района от 4 августа 2022 года №22/99 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Регистрация ФИО1 кандидатом, включенным в единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», является незаконной и подлежит отмене, поскольку у ФИО1 отсутствует пассивное избирательное право, так как вступившим в законную силу постановлением Псковского городского суда от 12 февраля 2021 года установлена причастность ФИО1 к деятельности экстремистской организации, признанной таковой вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что он никогда не принимал участия в каких-либо акциях в поддержку «Штабов Навального», изменения в избирательное законодательство в части лишения права граждан, причастных к деятельности экстремистской организации, деятельность которой запрещена вступившим в законную силу решением суда, быть избранными, введены после того как он был привлечен к административной ответственности за участие в митингах, в то время как закон не имеет обратной силы.
Представитель заинтересованного лица председатель территориальной избирательной комиссии Палкинского района ФИО3, и представитель территориальной избирательной комиссии Палкинского района ФИО4 в судебном заседании указали на обоснованность и законность заявленных исковых требований, пояснив, что у ФИО1 отсутствует пассивное избирательное право, в связи с его причастностью к деятельности организации, деятельность которой запрещена вступившим в законную силу решением суда, при этом указанные обстоятельства не были известны ТИК Палкинского района на момент регистрации единого списка кандидатов.
Представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своих возражений по иску не представил.
И.о. прокурора Палкинского района Верзунова О.С. в судебном заседании огласила заключение по существу рассматриваемого спора, в котором указала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. (ч.1 ст.14 КАС РФ)
Согласно ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32 часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н"части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 №67-ФЗ (далее также - Федеральный закон №67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Порядок организации и проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, Губернатора Псковской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, проводимых на территории Псковской области определен Законом Псковской области от 01.08.2003 N295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее ИК ПО).
Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей единый список кандидатов, избирательного объединения, единый список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным, в том числе подпунктом «а» пункта 10 статьи 36 настоящего Закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации единого списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей единый список кандидатов. (п.9 ст.67 ИК ПО)
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом N 67-ФЗ, пункт 3.6 статьи 4 которого предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Аналогичные положения содержатся и в п.3.7 ст.5 ИК ПО.
Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).
Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу подпункта "а" пункта 10 статьи 36 ИК ПО основанием для исключения кандидата из заверенного единого списка кандидатов.
Пассивное избирательное право является конституционным правом наряду с правом избирать (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации), может быть ограничено, как и любое другое право и свободы человека и гражданина, исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов Палкинского района от 20 июля 2022 года №211 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Палкинского района от 4 августа 2022 года №22/99 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в числе которых ФИО1 (№2 в списке).
Вступившим в законную силу 4 августа 2021 года решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года запрещена деятельность общественного движения "Штабы Навального" по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.06.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Решение суда приведено к немедленному исполнению.
Постановлением Псковского городского суда от 12 февраля 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Указанным постановлением суда, вступившим в законную силу 23 марта 2021 года, установлено, что 31 января 2021 года в 12 час. 20 мин. ФИО1, находясь в месте массового скопления людей на территории автобусной остановки по адресу: <...>, в составе группы лиц, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, проводимого по указанному адресу без подачи в установленном Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел в части прекращения проведения и участия в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Постановлением Псковского городского суда от 26 июля 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Указанным постановлением суда, вступившим в законную силу 3 сентября 2021 года, установлено, что 23 января 2021 года в период времени с 14 час. до 15 час. 30 мин. ФИО1, находясь в месте массового скопления людей на территории «Летнего сада» г. Пскова в непосредственной близости к памятнику А.С. Пушкину и ФИО5 Родионовне у дома №45 по ул. Свердлова, двигаясь в направлении сквера «Летний сад» в составе группы лиц, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга (шествия), проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, чем нарушил п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", на законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии не реагировал. При этом ФИО1 в суде факт участия в публичном массовом мероприятии против уголовного преследования А.А. Навального не оспаривал.
Как усматривается из представленных материалов дела, мероприятия в которых принимал участие ФИО1, за что он впоследствии был привлечен к административной ответственности указанными выше постановлениями суда, было инициировано и объявлено посредствоминформационно-коммуникационной сети «Интернет» «Штабами Навального». При этом несанкционированные публичные мероприятия, участникомкоторых являлся ФИО1, проводились с целью выраженияпротеста против ареста ФИО6
Установленные судом обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что ФИО1 непосредственно принимал участие в запрещенной деятельности общественного движения "Штабы Навального", что свидетельствует о его причастности к деятельности указанной организаций, признанной судом экстремистской.
Суд, на основании исследованных письменных материалов дела, приходит к выводу, что ФИО1 относится к иным лицам, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской организации, так как им были совершены действия, связанные с выражением поддержки целям и формам деятельности данной организации, в том числе отдельным мероприятиям.
Учитывая вышеизложенные факты, принимая во внимание постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, а также решение Московского городского суда от 9 июня 2021 года, суд приходит к выводу о том, что у ФИО1 на момент регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отсутствовало пассивное избирательное право, при этом ТИК Палкинского района указанные обстоятельства на момент регистрации списка кандидатов не были и не могли быть известны.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность отдельных норм статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, в постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П подчеркнул, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц.
Соответственно, в отношении пассивного избирательного права могут вводиться более строгие, чем в отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению определенных категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие выборной публичной должности.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном постановлении, по смыслу статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ ограничение пассивного избирательного права непосредственно не относится к мерам ответственности и по своему значению является мерой конституционно-правовой защиты как особого дисквалифицирующего препятствия для занятия выборных публичных должностей, сопряженного с необходимостью противодействия экстремистской деятельности, обеспечения государственных и общественных интересов, повышенными репутационными требованиями к носителям публичной (политической) власти, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов, ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.
Применение названной меры защиты, в отличие от меры ответственности, связывается не со временем совершения преступления, правонарушения, проступка, а с установлением вступившим в законную силу решением суда связи лица с деятельностью экстремистской или террористической организации, что влечет негативные правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, следовательно, ограничение пассивного избирательного права не может расцениваться как возложение на гражданина ответственности, которая не была предусмотрена на момент совершения им деяния.
Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая положения указанных выше норм права и разъяснения по их применению, установленные по делу фактические обстоятельства, суд находит заявленные административным истцом требования законными и обоснованными, и как следствие основания для удовлетворения административного иска об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва ФИО1, ввиду отсутствия у него пассивного избирательного права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Псковской области» к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва ФИО1, включенного в единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрированный постановлением территориальной избирательной комиссии Палкинского района от 4 августа 2022 года №22/99 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Палкинского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Печорский районный суд в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2022 года.
Судья В.А. Моисеев