РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колычевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-5295/16 по административному иску ФИО1 к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование своих требований указал, что на основании договора № об инвестировании строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого помещения строительный № общей площадью 56,7 кв. м, жилой площадью 31,2 кв. м (с учётом общей площади лоджий и балконов с коэффициентом 1) на 9 этаже жилого дома.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право собственности на долю в объекте незавершённом строительством по адресу: <адрес>, 2-я очередь в виде двухкомнатной <адрес> (строительный), общей площадью 53,1 кв. м, жилой площадью 32,2 кв. м, этаж 9.
Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Строительство объекта осуществлялось на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительного соглашения № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №№, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Все основные запланированные строительно-отделочные работы по жилому дому были выполнены в феврале 2016 года. В настоящее время жилой дом готов на 100%.
Застройщик ООО НПФ «Волгоинвестстрой» обратилось в Министерство строительства <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома, однако ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>. II очередь. Жилой <адрес> (секция 3)», расположенного по адресу: <адрес>.
Отказывая в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, административный ответчик указал на отсутствие: документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (отсутствует документ, подтверждающий выполнение технических условий по подключению объекта к сетям водоснабжения и водоотведения); схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); технического плана объекта капитального строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; заключения органа государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов государственной инспекцией строительного надзора <адрес>.
В связи с изложенным, застройщик ООО НПФ «Волгоинвестстрой» не может передать ему квартиру по акту приёма-передачи.
По его мнению, отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является незаконным и необоснованным.
Являясь инвестором объекта, построенного в настоящий момент, он не может реализовать свои права собственника и осуществлять в должной мере принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно заключению о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации составленному между ООО НПФ «Волгоинвестстрой» (застройщик), ООО «ФОРТ-С» (подрядчик) и ООО ПКФ «ЕВА» (проектировщик) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует архитектурно-планировочному заданию, утверждённому проекту и техническим регламентам.
Отсутствие заключения Государственной инспекции строительного надзора по <адрес> не препятствовало административному ответчику самостоятельного осуществить осмотр объекта в порядке ч.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ и принять по результатам осмотра решение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным отказ Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>. II очередь. Жилой <адрес> (секция 3)» расположенного по адресу: <адрес> рассмотреть по существу заявление ООО НПФ «Волгоинвестстрой» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>. II очередь. Жилой <адрес> (секция 3)» расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области, действующий на основании доверенности, возражал против иска, полагал, что отказ является законным.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара, действующий на основании доверенности, не возражал против иска, представил отзыв, согласно которому Департамент считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ООО НПФ «Волгоинвестстрой» также поддержал заявленные истцом требования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 31.12.2014 года) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п.6 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
На основании ч.2 ст.54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что на основании договора № об инвестировании строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником жилого помещения строительный № общей площадью 56,7 кв. м, жилой площадью 31,2 кв. м (с учётом общей площади лоджий и балконов с коэффициентом 1) на 9 этаже жилого дома.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право собственности на долю в объекте незавершённом строительством по адресу: <адрес>, 2-я очередь в виде двухкомнатной <адрес> (строительный), общей площадью 53,1 кв. м, жилой площадью 32,2 кв. м, этаж 9.
Право собственности на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Материалами дела подтверждается, что строительство данного объекта осуществлялось на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительного соглашения № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ застройщику - ООО НПФ «Волгоинвестстрой» и.о. Главы г.о. Самара выдано разрешение на строительство №RU 63301000-001.
Установлено, что в связи с окончанием строительства объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>, II очередь, жилой <адрес> (секция №)», расположенного по адресу: <адрес>, ООО НПФ «Волгоинвестстрой» обратилось в Министерство строительства <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в его эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства <адрес> отказало в предоставлении государственной услуги выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта капитального строительства. Отказ основан на положениях ст.55 Градостроительного кодекса РФ.
Так, отказывая в удовлетворении заявления, Министерство строительства указало, что заявителем не представлены документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (отсутствует документ, подтверждающий выполнение технических условий по подключению объекта к сетям водоснабжения и водоотведения
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ заключён договор № с ООО «Самарские коммунальные системы» о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения. Данные работы выполнены. Объект подключен к водоснабжению и водоотведению.
Исполнительные съёмки на водопровод и канализацию, выполненные Муниципальным предприятием <адрес> «Архитектурно-планировочным бюро» Отдел геодезии и топографии, получены ООО НПФ «Волгоинвестстрой» ДД.ММ.ГГГГ.
Также в обоснование отказа указано на то, что заявителем не представлена схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора).
Установлено, что схема, отображающая расположение секции № по <адрес> и исполнительная съёмка на теплотрассу, электрокабель в координирование жилого дома, разработанной Муниципальным предприятием <адрес> «Архитектурно- планировочным бюро» Отдел геодезии и топографии, передана ООО НПФ «Волгоинвестстрой» ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке№, выданной ОАО «Волжская МРК», подтверждается возможность включения объекта в эксплуатацию по электромощности.
Согласно справке №, выданной ОАО «Волжская ТГК» подтверждается возможность включения объекта в эксплуатацию по теплоснабжению и обеспечение отпускной мощности на теплоснабжение и формой № приёмки наружных сетей и установок.
Кроме того, Министерство указало, что заявителем не представлен технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО НПФ «Волгоинвестстрой» заключён договор № с АО «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации» на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства. Срок исполнения технического паспорта ДД.ММ.ГГГГ.
Наряду с вышеприведёнными основаниями для отказа, Министерство указало, что на представленной к заявлению схеме расположения секции № по <адрес> (лист 5 шифр 6-ГП), не указаны границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0609001:202, а также планировочная организация земельного участка, выполненная согласно проектной документации - благоустройство территории.
Установлено, что ООО НПФ «Волгоинвестстрой» представил градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 63:01:0609001:202, утвержденный Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1273, схему расположения секции № по <адрес> (лист 5 шифр 6-ГП) с указанием границ земельного участка и план благоустройства, согласованный с комитетом градостроительства и архитектуры.
В обоснование отказа Министерство строительства указало, что заявителем не представлено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Установлено, что ООО НПФ «Волгоинвестстрой» получено заключение строительно-технической экспертизы по результатам обследования и оценке технического состояния несущих конструкций секции № жилой застройки по <адрес>, разработанный Центром судебных негосударственных экспертиз «Индекс».
Предоставлены акты приёмки объекта капитального строительства и заключение о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов и проектной документации согласованы с генеральным проектировщиком, генеральным подрядчиком и заказчиком.
Приборы учёта могут быть установлены после ввода объекта в эксплуатацию и создания ТСЖ.
Также Министерство строительства указало, что в представленном пакете документов отсутствуют доказательства направления письма ООО «Волгоинвестстрой» от ДД.ММ.ГГГГ№ в Департамент градостроительства г.о. Самара, а также подтверждение получения адресатом данного письма.
Установлено, что ООО НПФ «Волгоинвестстрой» ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) передал в Департамент градостроительства г.о. Самара схему расположения секции № и пояснительную записку нарочно.
При получении данного письма Департамент градостроительства г.о. Самара произвёл его регистрацию.
Судом установлено, что некоторые из документов, на отсутствие которых в своём отказе указало Министерство строительства, заявитель не имел возможности своевременно самостоятельно получить и представить вместе с заявлением на ввод в эксплуатацию жилого дома. Ряд указанных документов надлежало истребовать уполномоченному лицу в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, данные действия выполнены не были, все необходимые для рассмотрения заявления документы, уполномоченным лицом не истребованы.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что уполномоченное на разрешение спорного вопроса лицо не предприняло действий, направленных на истребование необходимых для принятия обоснованного решения документов, суд считает, что оспариваемый отказ является незаконным, в связи с чем, суд считает, что соответствующие требования административного истца подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, поскольку, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию надлежащим образом не рассмотрено, в выдаче указанного разрешения отказано без надлежащего истребования и рассмотрения всех необходимых документов, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении обязанности на Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>. II очередь. Жилой <адрес> (секция 3)» расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство строительства <адрес> рассмотреть по существу заявление ООО НПФ «Волгоинвестстрой» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция жилой застройки по <адрес>. II очередь. Жилой <адрес><адрес> расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья