ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5295/2023 от 27.12.2023 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5295/2023

УИД 35RS0010-01-2023-004893-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 27 декабря 2023 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Малокановой Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Вологды в защиту неопределенного круга лиц к Городскому округу город Вологда в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды о возложении обязанностей,

установил:

заместитель прокурора города Вологды в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором с учетом заявления об изменении требований просил: возложить на Городской округ город Вологда в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды обязанность произвести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ремонт участка автомобильной дороги: 0+408 м (от начальной точки до остановочного комплекса) ул. Слободская города Вологды: обеспечить твердое асфальтовое покрытие указанного участка дороги; обеспечить асфальтобетонное покрытие остановочных комплексов на указанном участке автомобильной дороги с выделением остановочных мест бордюрным камнем, демонтировать бетонную плиту на участке дороги, предназначенной для автобусной остановки, оборудовать остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, навес, пешеходный переход, скамью, урну для мусора.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки исполнения дорожного законодательства установлено, что на указанном участке автомобильной дороги имеется частично асфальтовое покрытие, частично песчано-гравийное, под которым прослеживается поврежденное асфальтовое полотно. В соответствии с информацией Администрации города Вологды все работы на улично-дорожной сети города Вологды выполняются в рамках выделенного бюджетного финансирования на очередной финансовый год, на сегодняшний день дорожное покрытие проезжей части улицы Слободской требует капитального ремонта, но финансовое обеспечение работ на проектирование и капитальный улицы Слободской на сегодняшний день отсутствует. В целях поддержания дороги по улице Слободской в удовлетворительном техническом состоянии в соответствии с муниципальным контрактом от 11 января 2022 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них на территории городского города Вологды ООО «Магистраль» выполняются работы по профилированию и подсыпке инертными материалами.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 26 сентября 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник прокурора города Вологды Дементьев И.А. измененные административные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Городского округа город Вологда в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности Савина И.М. измененные административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которому оснований для обеспечения асфальтового покрытия указанного участка дороги не имеется, так как существующий тип дорожной одежды - песчано-гравийная смесь. Для оборудования автобусной остановки требуется проведение процедуры изъятие земельных участков.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МКУ «Служба городского хозяйства» по доверенности Красильникова Е.В. полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву, согласно которым остановочная площадка предполагает наличие земельного участка шириной не менее 9 м., положения ГОСТ Р 59120-2021 и ГОСТ Р 50597-2017 не содержат требований к остановочным комплексам.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО2 с административными исковыми требованиями не согласились. ФИО1 пояснила, что возражает против устройства автобусной остановки на ее земельном участке, напротив, она обращалась в Администрацию города Вологды с заявлением о переносе автобусной остановки, так как автобусы заезжают на ее земельный участок, но ей было отказано.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Вологодская областная энергетическая компания» по доверенности Буянова А.Н. с административными исковыми требованиями не согласились по основанием, изложенным в отзыве на иск, согласно которому Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды необходимо рассмотреть вариант переноса остановочного комплекса в противоположную сторону от концевой опоры, так как в настоящий момент остановочный комплекс располагается в границах охранной зоны.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не присутствовал, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее в отзыве указал, что спорные участки автомобильной дороги расположены в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Покровская слобода, XV-XIX вв.» в зонах . Проведение ремонтных работ на автомобильной дороге не противоречит требованиям приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 27 октября 2017 года № 331-О.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц ООО «Дорнадзор», ООО «Магистраль», Администрации города Вологды не присутствовали, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых решений, действий (бездействия) возложена на административного ответчика.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2007 года № 512, на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды возложены функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа города Вологды.

В соответствии с постановлением Администрации города Вологды от 01 февраля 2011 года № 372 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского округа города Вологды» улица Слободская г. Вологды включена в печень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского округа города Вологды.

ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» (далее ГОСТ Р 59120-2021) предусматривает такой тип одежды как дорожная одежда переходного типа.

Согласно пункту 3.6 ГОСТ Р 59120-2021 дорожная одежда переходного типа – дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных дорогах категорий IV-V.

Таблицей 5.1 ГОСТ Р 50597-2017 для группы улиц, соответствующей категории «магистральная улица районного значения» также предусмотрен переходный тип дорожной одежды.

Приказом Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 16 августа 2023 года «О внесении изменений в технический паспорт» внесены изменения в технический паспорт по форме автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования «г. Вологда» ул. Слободская, от ж/д переезда до реки Вологды км 0+000 – км 0 + 820: в разделе 2.5 «Категория дороги, подъездов» в столбце 4 «Категория дороги, подъезда, развязки» изменены слова «от НТ до Ершовского пер. – Магистральные дороги регулируемого движения» словами «от НТ до Ершовского пер. – Магистральные дороги районные значения».

Категория дороги «магистральные улицы районного значения» допускает переходный тип покрытия (грунтовая дорога).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» ширина полосы движения не может быть менее трех метров.

В соответствии с пунктом 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м.

В соответствии с пунктом 5.3.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты отделяют от основных полос движения боковой разделительной полосой шириной не менее 0,75 м.

В силу пункта 5.3.3.10 расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона (навеса) должно быть более 3 м.

Таким образом, для организации остановочного пункта требуется земельный участок шириной не менее 9 м. (3 м. (остановочная площадка) + 2 м. (посадочная площадка) + 0,75 м. (разделительная полоса) + 3 м. (навес)), которое на данном участке дороги отсутствует.

Решением Вологодской городской Думы от 21 декабря 2017 года № 1382 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа города Вологды» утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа города Вологды, которыми установлено, что заездной карман включает: остановочную площадку, ширина которой принимается равной ширине основных полос проезжей части, а длина - в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, троллейбусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.; участки въезда и выезда на площадку длиной 15 м.

Земельные участки по обе стороны ул. Слободской находятся в частной собственности, огорожены заборами. Расстояние от края проезжей части до забора составляет не более 3 м. Требования к размерам остановочного комплекса при данной дорожной ситуации не исполнимы. Без изъятия земельных участков для муниципальных нужд установка остановочного комплекса не представляется возможной.

Кроме того, в непосредственной близости к остановочному пункту «Слобода» располагается концевая анкерная опора , входящая в состав ВЛ 0,4 кВ от КТП- 553, и в данном месте установлена охранная зона на расстоянии 2 метров исходя из требований к границам установления охранных зон указанных в Приложении (пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее Постановление Правительства РФ №160)).

На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Требования заместителя прокурора города Вологды об обеспечении асфальтобетонного покрытия остановочных комплексов на указанном участке автомобильной дороги с выделением остановочных мест бордюрным камнем, демонтировании бетонной плиты на участке дороги, предназначенной для автобусной остановки, оборудовании остановочной площадки, посадочной площадки, заездного «кармана», боковой разделительной полосы, навеса, пешеходного перехода, скамьи, урны для мусора являются неисполнимыми ввиду нахождения земельных участков, на которых заместитель прокурора просит выполнить указанные работы, в частной собственности, а также расположения автобусной остановки в границах охранной зоны концевой опоры линии электропередачи.

Бюджетом города Вологды на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 22 декабря 2022 года финансовые средства на разработку проектно-сметной документации по ремонту улицы Слободской, выполнение работ, указанных заместителем прокурора города Вологды, не предусмотрены.

В рассматриваемом случае заявленные прокурором требования сформулированы таким образом, что их удовлетворение судом влечет вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств муниципального бюджета.

Понуждение городского округа город Вологда к совершению указанных в административном иске действий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, ограничением прав на реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В силу положений статьей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.

Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий в финансово-бюджетной сфере.

Кроме того, надлежаще оборудование остановочных комплексов требует выполнения мероприятий по их переносу, проведения процедуры изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, выделения денежных средств из бюджета. Таких требований прокурором не заявлено, несмотря на неоднократное предложение судом уточнить требования ввиду их неисполнимости. Принятие судебного акта, исполнение которого становится в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий, является недопустимым.

Поскольку облегченный тип дорожной одежды соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 предъявляемых в виду дорожной одежды ул. Слободской г. Вологды, оснований для возложения на ответчика обязанности заменить существующий тип дорожной одежды (песчано-гравийная смесь) на капитальный тип дорожной одежды в виде асфальтового покрытия не имеется.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска заместителю прокурора города Вологды в защиту неопределенного круга лиц к Городскому округу город Вологда в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды о возложении обязанностей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Л. Юкина

Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.