ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-529/16 от 20.01.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-529/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего М.Ю. Овсянниковой

при секретаре А.В.Гулидовой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФР), указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ вынесены требования №, , , о взыскании в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010-2013 гг., которые не были получены истцом. На основании постановлений УПФР №, , судебными приставами-исполнителями с ФИО1 были взысканы страховые взносы в размере: 16 619,12 руб. за 2010 год; 20734,62 руб. за 2011 год; 20388,33 руб. за 2012 год; 38763,92 руб. за 2013 год. Считая взыскание указанных сумм незаконным, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР с заявлениями об их возврате. Решениями УПФР от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1 отказано в проведении возврата сумм не уплаченных (взысканных) страховых взносов по причине: «прочее». Поскольку обязательное процедурное решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках принято не было, у ответчика не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания за счет иного имущества страхователя. Кроме того, при непринятии решения о взыскании денежных средств в двухмесячный срок ответчик мог взыскать их только в судебном порядке, в связи с чем указанные постановления вынесены с нарушением Закона № 212-ФЗ. Помимо этого, ответчиком не соблюдены сроки предъявления ко взысканию пени, при этом, возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у Фонда лишь в случае своевременного принятия им мер ко взысканию в судебном порядке этой задолженности и предъявлению к исполнению судебного акта. Также указала, что УПФР пропущен срок исковой давности взыскания задолженности по страховым взносам за 2010-2011 гг., задолженность за 2010-2013 гг. взыскана с нарушением действующего порядка относительно срока взыскания. С учетом уточнения требований просила признать незаконными решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ и ; обязать ответчика вернуть излишне взысканные страховые взносы и пени в размере 16619,12 руб. за 2010 год, 20734,62 руб. за 2011 год, 20388,33 руб. за 2012 год, 38763,92 руб. за 2013 год.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель – ФИО2 поддержали уточненные требования по доводам, изложенным в уточненном иске. Пояснили, что за период ведения предпринимательской деятельности сведений о наличии задолженности от УПФР никогда не поступало, вместе с тем, при обращении с заявлением о возврате излишне списанных сумм пенсионным органом правильность расчета задолженности не проверялась.

Представитель административного ответчика УПФР – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на доводы отзыва на иск. Указала, что ФИО1 в установленный трехмесячный срок оспариваемые в настоящее время решения УПФР не были обжалованы. В случае, установленном ч. 14 ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Закона о страховых взносах, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Обязанность по предоставлению сведений о наличии счетов ФИО1 не исполнена. Следовательно, процедура по принудительному взысканию пеней и штрафов во внесудебном порядке соблюдена, и оспариваемые постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов являются законными и обоснованными. УПФР приняты меры по взысканию задолженности с ФИО1 за 2010-2013 гг. – ей были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием оплаты по требованиям, а также отсутствием информации об открытых расчеты счетах, постановления от ДД.ММ.ГГГГ переданы в службу судебных приставов. В установленные сроки Управлением в адрес ФИО1 были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, также постановления о взыскании страховых взносов, что подтверждается списками почтовых отправлений. Вышеуказанные ненормативные акты также не обжаловались истцом в вышестоящие органы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ч. 10 ст. 226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ УПФР были направлены требования №, , об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010-2013 гг. в адрес ФИО1: .... в .... АК, что подтверждается копиями списков почтовых отправлений, квитанций.

Данные требования не были получены истцом.

В связи неисполнением требований от ДД.ММ.ГГГГ постановлениями должностного лица УПФР от ДД.ММ.ГГГГ, , , .... с ФИО1 были взысканы денежные суммы в размере: 16619,12 руб. за 2010 год; 20734,62 руб. за 2011 год; 20388,33 руб. за 2012 год; 38763,92 руб. за 2013 год.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ-С, четыре постановления от ДД.ММ.ГГГГ были направлены ФИО1 по адресу: .... в .....

В связи с отсутствием информации об открытых расчетных счетах указанные постановления были направлены на исполнение в службу судебных приставов.

В соответствии с письмом УПФР в .... края от ДД.ММ.ГГГГ, копии требований от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности на ФИО1 (ИНН ), рег., направлены в УПФР г. Барнаула в связи с перерегистрацией плательщика по новому месту жительства.

Согласно письму УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ по данным ИФНС по Алтайскому краю, которая является регистрирующим органом, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ (per. ) по настоящее время. Вся корреспонденция направлялась Управлением на адрес, содержащийся в выписке регистрирующего органа: ...., и в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ считается полученной по истечении 6 дней со дня направления заказного письма.

Согласно письму УПФР в .... от ДД.ММ.ГГГГ по данным ИФНС по Алтайскому краю ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту прежней регистрации в .... (рег. ), с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки в МИФНС ) по ДД.ММ.ГГГГ (дата исключения из ЕГРИП, per. ).

По сведениям, представленным Сбербанком России, с лицевого счета ФИО1 произведено взыскание денежных средств:

- в рамках исполнительного производства -ИП – 16619,12 руб.,

- в рамках исполнительного производства -ИП – 20388,33 руб.,

- в рамках исполнительного производства -ИП – 20734,62 руб.,

- в рамках исполнительного производства -ИП – 38763,92 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в УПФР в .... с заявлениями о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов за 2010-2013 гг.

Решениями УПФР от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1 отказано в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов с отметкой в графе «прочее».

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Одной из обязанностей страхователей является своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся как индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Срок уплаты страховых взносов установлен не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Федерального закона №212-ФЗ).

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, установленном ст. ст. 19-22 Федерального закона №212-ФЗ, который распространяется, в том числе на взыскание пени.

Указанный порядок предусматривает направление страхователю требования об уплате недоимки в течение трех месяцев со дня ее выявления (п. 2 ст. 22 Федерального закона №212-ФЗ).

В силу ч. ч. 5, 7 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 настоящего Закона в случае если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Из материалов дела усматривается, что требования об уплате задолженности по страховым взносам были направлены ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца по прежнему месту жительства в ...., в то время как ДД.ММ.ГГГГ произведена перерегистрация ИП ФИО1 в ИФНС месту жительства в .... (ул. ....), указанные данные были внесены в ЕГРИП, в связи с чем требования от ДД.ММ.ГГГГ не считаются полученными истцом. После возвращения требований из УПФР .... со сведениями о перерегистрации ФИО1 по новому месту жительства истца УПФР г. Барнаула требования не направлялись, в связи с чем все последующие акты, вынесенные пенсионным органом, не могут считаться законными.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о несоблюдении пенсионным фондом предусмотренного ст. ст. 19, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ порядка взыскания недоимки по страховым взносам и о наличии оснований для признания оспариваемых решений от 04.08.2015 и 05.08.2015 незаконными.

Обязанности плательщиков страховых взносов представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов корреспондирует установленная в ст.ст. 29-30 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ право пенсионного органа реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе проводить проверки, вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов, направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля за уплатой страховых взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и т.п.

Поскольку страховые взносы уплачиваются до 31 декабря текущего года, т.е. возможность проверки наличия задолженности плательщика появляется у пенсионного органа с 01 января следующего года. Из требования от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что основанием для взимания взносов является справка о выявлении недоимки ....6 от ДД.ММ.ГГГГ, которая ответчиком суду предоставлена не была. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о нарушении срока вынесения требований о взыскании недоимки.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрены порядок и сроки предъявления постановления о взыскании недоимки к исполнению.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Федеральным законом от 21.122013 №358-ФЗ статья 21 дополнена частью 6.1, в соответствии с которой оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

В судебном заседании ФИО1 не отрицала, что сведения о наличии счетов в пенсионный орган своевременно не предоставила, в связи с чем доводы о нарушении пенсионным фондом требований закона взысканием недоимки за счет имущества должника не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на пенсионный орган не возложена обязанность по запрашиванию сведений о наличии счетов.

Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрено право каждого лица обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 55 жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Согласно ч. 4 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном этим Законом.

Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов изложен в статье 27 Закона N 212-ФЗ.

В силу части 3 названной статьи решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

В соответствии с частью 7 упомянутой статьи в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

В части 9 статьи 27 Закона №212-ФЗ указано, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 14 данной статьи правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных Законом №212-ФЗ.

Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что фонд при рассмотрении заявления о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафов обязан проверить законность и обоснованность начисления и взыскания этих сумм независимо от того, оспаривалось ли заявителем соответствующее решение фонда.

Таким образом, доводы о том, что ФИО1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ не обжалованы, что лишает истца права на обжалование решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии со статьей 25 Закона №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.

Поэтому фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом фондом должны соблюдаться сроки, установленные Законом №212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.

Следует иметь в виду, что возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта.

Учитывая, что требования о взыскании недоимки надлежащим образом ФИО1 не направлялись, постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании суммы пеней за счет имущества плательщика страховых взносов вынесены с нарушением Закона №212-ФЗ, в связи с чем страховые взносы, взысканные на их основании, подлежат возврату истцу.

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, .

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края возвратить ФИО1 излишне взысканные страховые взносы, пени в размере 16619 руб. 12 коп. за 2010 год, в размере 20734 руб. 62 коп. за 2011 год, в размере 20388 руб. 33 коп. за 2012 год, в размере 38736 руб. 92 коп. за 2013 год.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова