РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 февраля 2020 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего-судьи Рыжковой О.В., при секретаре Груниной Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце Липецкой области административное дело №2а-52/2020 г. по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Липецкой области о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи об основных характеристиках объекта недвижимости, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании недействительными записей в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости - здания по адресу <адрес> и исключении из ЕГРН записей «блок 1 жилого дома» и «решение Елецкого городского суда Липецкой области 2-351/2014, выдан 18.09.2014 г.» Требования мотивировала тем, что решением Елецкого районного суда Липецкой области от 18.09.2014 г. в редакции определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 25.12.2014 г., произведен выдел принадлежащей ФИО2 1/3 доли в праве собственности на жилой дом <адрес>. Право общей долевой собственности ФИО2, ФИО1 и ФИО3 на указанный жилой дом прекращено. 28.11.2019 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о части дома, принадлежащей ФИО2, а именно в графе «наименование» указано «блок 1 жилого дома», в графе «документы-основания» – «решение Елецкого городского суда Липецкой области №2-351/2014, выдан 18.09.2014». По мнению ФИО1 данные записи недействительны, так как дом не признавался домом блокированной застройки, а указанного выше решения суда не существует. Поскольку фактически ФИО1 обжалуются действия органа регистрации по внесению сведений в ЕГРН, дело рассматривается по правилам административного судопроизводства. Заинтересованными лицами привлечены ФИО2 и ФИО3 В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала административный иск и пояснила, что Управлением «Росреестра» по Липецкой области приняты документы, противоречащие друг другу. Так, решением от 29.06.2017 г. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости по адресу <адрес>, в том числе, по тому основанию, что дом не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому дому блокированной застройки. В настоящее время без документа о признании дома блокированной застройкой, без согласия ФИО1 и ФИО3 Управление «Росреестра» по Липецкой области зарегистрировало блок 1. ФИО1 с братом необходимо зарегистрировать «их часть». Запись о решении Елецкого городского суда нарушает права административного истца тем, что «документы должны оформляться правильно». Заинтересованное лицо ФИО3 административный иск поддержал, пояснил, что дом в сельской местности невозможно зарегистрировать блоком. При регистрации были допущены грубые ошибки. Регистрация «прошла» незаконно и суд должен ее отменить. Представитель административного ответчика - Управления «Росреестра» по Липецкой области ФИО4 административный иск не признала, поскольку кадастровый учет и государственная регистрация права на блок 1 жилого дома произведены законно и обоснованно, на основании решения суда. На кадастровый учет поставлены два блока. Регистрация права на блок 1 не производилась, т.к. не было заявления собственников. На основании заявления ФИО2 исправлена техническая ошибка, допущенная при внесении записи в ЕГРН – вместо «решение Елецкого городского суда…», внесена запись «решение Елецкого районного суда…». Представитель заинтересованного лица ФИО2 ФИО5 пояснил, что у административного ответчика не было оснований для отказа в постановке блока 1 на кадастровый учет. Запись в ЕГРН о наименовании объекта недвижимости права ФИО1 не нарушает. Выслушав стороны, заинтересованных лиц, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска. При этом исходит из следующего. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст. 219 КАС РФ). При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст.226 КАС РФ). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226). По смыслу вышеприведенных норм права необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. Согласно ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7). В соответствии со ст.3 того же Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав относятся к компетенции органа регистрации прав. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч.4 ст.7). В соответствии со ст.130,131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре. Как установлено судом, решением Елецкого районного суда от 18.09.2014 г. в редакции апелляционного определения Липецкого областного суда от 25.12.2014г., произведен выдел принадлежащей ФИО2 1/3 доли в праве собственности на домовладение № по <адрес> в <адрес>. В собственность ФИО2 выделены конкретные помещения в доме №, а также надворные постройки. В собственность ФИО1 и ФИО3 также выделены конкретные помещения в доме и надворные постройки. Право общей долевой собственности указанных выше лиц на жилой дом № прекращено. На каждого возложены обязанности по перепланировке жилого дома. При этом оставшиеся в собственности ФИО1 и ФИО3 2/3 доли дома принадлежат им поровну, т.е. в равных долях. Коль скоро судом произведен выдел принадлежащей ФИО6 доли и ей передана в собственность конкретная изолированная от ответчиков часть жилого дома и хозяйственных построек, ее право подлежало государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Как указано выше, к недвижимым вещам гражданское законодательство относит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Такого объекта недвижимости, как часть здания и тем более доля не предусмотрено. При этом Жилищный кодекс РФ часть жилого дома называет одним из видов жилого помещения. Согласно ч. 7 ст. 41 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме не допускаются. Вместе с тем, здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, чтобы образовались объекты недвижимости того же вида, что и исходный объект, но с собственными характеристиками. При этом образованные объекты недвижимости должны эксплуатироваться автономно. После их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них они становятся самостоятельными объектами гражданских прав. Из материалов дела следует, что на основании вступившего в силу решения суда заинтересованное лицо ФИО2 на месте оконного проема сделала входную дверь в комнату №7 и устроила перегородку из гипсокартонных листов, разделяющую ее часть дома от части административного истца ФИО1 и заинтересованного лица ФИО3 Таким образом, она изолировала выделенную ей часть, и эта часть может эксплуатироваться автономно. При этом определяющего значения не имеет тот факт, что обе части дома держатся на едином фундаменте. В сложившейся застройке отдельного фундамента под каждым блоком быть не может. Перепланировка, возложенная на обе стороны решением суда, этого не предполагает. В зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате раздела жилого дома объекты, жилой дом может быть отнесен либо к жилому дому блокированной застройки, либо к многоквартирному дому. Действительно, решением Елецкого районного суда от 18.12.2017 г., вступившим в законную силу 12.03.2018 г., ФИО2 отказано в признании выделенной ей части дома квартирой. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, являются жилыми домами блокированной застройки. Согласно реестровому делу, представленному административным ответчиком, в письме от 10.02.2017 г. № отдел строительства и архитектуры администрации Елецкого муниципального района, проанализировав положения п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ и выкопировку из технического паспорта на часть 1 жилого дома по адресу <адрес>, сообщил ФИО2, что дом является домом блокированной застройки. 26.11.2019 г. кадастровым инженером ФИО9 изготовлен технический план для постановки на кадастровый учет двух блоков жилого дома – блока 1 площадью 23,4 кв.м. и блока 2 площадью 54,9 кв.м. На основании указанных документов, а также заявления ФИО2, поданного в территориальный отдел филиала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, 28.11.2019 г. на кадастровый учет поставлены блоки жилого дома, на блок 1 зарегистрировано право собственности ФИО2 Оспаривая действия органа регистрации прав, административный истец ФИО1 ссылается на то, что жилой дом <адрес> не относится к блокированной застройке. В частности, не разделен земельный участок, на котором дом расположен. Кроме того, она располагает письмом отдела архитектуры и строительства администрации Елецкого района иного содержания, чем то, которое представлено на регистрацию. Вместе с тем, как правильно указала представитель административного ответчика ФИО4, государственный регистратор не вправе толковать представленные на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав документы. Согласно ч.ч.1,4 ст.21 ФЗ о государственной регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на блок 1 в 2017 г., орган регистрации указал, что отсутствует документ органа местного самоуправления о переводе домовладения в жилой дом блокированной застройки, состоящий из двух блоков. Кроме того, предложил в техническом плане способом образования блока 1 указать «раздел», и подготовить техплан на оба образуемых объекта. Как пояснил суду допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела архитектуры и строительства администрации Елецкого муниципального района Свидетель №1, сначала ФИО2, действительно, направлено письмо о том, что дом является индивидуальным жилым домом. Впоследствии, после того, как выяснилось, что дом по решению суда перепланирован, и у части 1 имеется самостоятельный выход на земельный участок, заявителю выдано письмо иного содержания – об отнесении дома к блокированной застройке. По мнению суда, этот ответ не должен был иметь ту же дату и номер, что и первый. Однако, само по себе нарушение правил делопроизводства не свидетельствует об одновременном нарушении прав участников настоящего дела. Действующее законодательство не требует обязательного судебного порядка признания жилых домов блокированной застройкой, поскольку в суд обращаются за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Полномочиями в области градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом РФ обладают как орган местного самоуправления поселения, так и орган местного самоуправления района. Поскольку при новом обращении ФИО2 оснований для приостановления либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета административный ответчик не усмотрел, на кадастровый учет поставлены блоки и зарегистрировано право собственности заявителя. Несмотря на то, что в настоящее время под блоками жилого дома не сформировано отдельных земельных участков, общая площадь земельного участка по адресу <адрес> - 2281 кв.м. свидетельствует о том, что он отвечает признаку делимости, в том числе, в соответствии с долями собственников. Предельный минимальный размер земельного участка в границах населенных пунктов сельского поселения Казацкий сельсовет 0,05 га или 500 кв.м. При образовании блоков в результате раздела (выдела) исходного жилого дома они могут существовать на одном земельном участке, с последующим формированием отдельных участков, смежная граница которых определяется проекцией общих стен (но не фундаментов). Смысл этой процедуры в соблюдении требований ст.35 Земельного кодекса РФ о возможности отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащих одному лицу, только вместе с земельным участком. Кроме того, земельный участок по <адрес> в <адрес> расположен в территориальной зоне Ж1, которая согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Казацкий сельсовет выделена для формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. Позиция административного истца основана на неверном толковании закона. Кроме того, постановка на кадастровый учет самостоятельного объекта недвижимости с наименованием «блок 1 жилого дома» ее прав не нарушает, не создает препятствий к их осуществлению, не возлагает каких-либо обязанностей. Согласно ч.1 ст.61 ФЗ о государственной регистрации недвижимости техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. На основании заявления ФИО2, поданному в муниципальный отдел по г. Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области 15.01.2020 г., административным ответчиком 17.01.2020 г. исправлена техническая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. В частности, запись «решение Елецкого городского суда Липецкой области…» исправлена на «решение Елецкого районного суда Липецкой области…». Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела орган регистрации прав исправил допущенную им техническую ошибку, не затронув ничьих прав. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению Росреестра по Липецкой области о признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи об основных характеристиках объекта недвижимости. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Елецкий районный суд в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020 г. Судья: |