ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-52/2017 от 02.02.2017 Аткарского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2А-52/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2017 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Толкуновой М.В.,

при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,

с участием:

административного истца – прокурора Мирошникова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарске 2 февраля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя Аткарского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области по постановке на учет бесхозного имущества объектов газоснабжения,

установил:

Заместитель Аткарского межрайонного прокурора обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с вышеуказанным исковым заявлением.

Исковые требования обоснованы тем, что Аткарской межрайонной прокуратурой в соответствии с указанием прокурора Саратовской области об активизации работы по надзору за соблюдением законов в сфере государственной и муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что на территории Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области имеются объекты газоснабжения с признаками бесхозяйного имущества, а именно, сеть газоснабжения, протяженностью – <данные изъяты> км, год постройки – <данные изъяты> год, состоящая из: межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК <данные изъяты> до ГК-отвод на с. ФИО5 426 мм, L -6, 432 км; межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на с. <данные изъяты> до ГК в с. <данные изъяты> км; межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <данные изъяты> до ГК с <данные изъяты> км; внутрипоселкового газопровода высокого давления по <данные изъяты> км; внутрипоселкового газопровода низкого давления по <данные изъяты> км; ГРП <данные изъяты>. В соответствии со сведениями, предоставленными ОАО «Саратовоблгаз», филиал-трест «Татищевомежрайгаз», на балансе общества указанные сети гозораспределения не состоят. Согласно сведениям, предоставленным Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Саратовской области, вышеуказанные объекты недвижимого имущества – сети газораспределения и ГРП в реестре государственной собственности не значатся. Право муниципальной собственности Аткарского муниципального района Саратовской области на данные объекты не зарегистрировано. Поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты газоснабжения не значатся, прокурор полагает, что данные объекты недвижимости являются бесхозяйными.

Учитывая то, что недвижимое имущество, предназначенное для газоснабжения, не поставлено на учет и не зарегистрировано в установленном законом порядке, надлежащее осуществление функций по организации газоснабжения населения органами местного самоуправления невозможно. Помимо этого, указывает прокурор, бесхозяйные сети газоснабжения и ГРП представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В этой связи прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет, как бесхозяйного, в органе, осуществляющем государственную регистрацию недвижимости, недвижимого имущества, а именно, сеть газоснабжения, протяженностью – <данные изъяты> км, год постройки – <данные изъяты> год, состоящая из: межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК <данные изъяты> до ГК-отвод на с. <данные изъяты> км, межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <данные изъяты> до ГК в с. <данные изъяты> км; межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <данные изъяты> до ГК с <данные изъяты> км; внутрипоселкового газопровода высокого давления по с<данные изъяты> км; внутрипоселкового газопровода низкого давления по с<данные изъяты>, понудить администрацию Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию недвижимости с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного, вышеуказанного недвижимого имущества.

В судебном заседании прокурор Мирошников А.С. заявленные административные требования поддержал полностью, просил иск удовлетворить, приведя в обосновании доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, пояснив, что бездействие администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского района Саратовской области, по его мнению, не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существенно нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области ФИО1 не явилась, ее явка в судебное заседание обязательной не является и обязательной судом не признана, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. На имя суда представила письменное заявление о признании исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком.

Поскольку по данной категории административных дел допускается признание административного иска, суд принимает такое признание иска административным ответчиком – Администрацией Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области.

Изучив административное исковое заявление, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Исходя из положений ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения

При этом, согласно ст. 51 Закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В судебном заседании установлено, что постановка на учет в качестве бесхозяйных указанных выше объектов недвижимости - сети газораспределения, затягивается. Как пояснил прокурор в судебном заседании, отсутствуют денежные средства, необходимые для инвентаризации и оформления технического и кадастрового паспортов. Между тем, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием либо отсутствием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета согласно подп. 1 п. 1 ст. 14, подп. 1, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района не надлежащим образом реализуются функции по организации газоснабжения населения.

Согласно сообщению филиала – треста «Татищевомежрайгаз» ОАО «Саратовоблгаз», ранее указанная сеть газораспределения и ГРП находились на балансе ОПХ «Белгаза», однако в результате банкротства предприятия, сеть газораспределения в настоящее время является бесхозяйной (л.д.6).

Как следует из ответа Комитета по управлению имуществом Саратовской области и ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Саратовской области, вышеуказанные объекты недвижимого имущества – сети газораспределения и ГРП в реестре государственной собственности не значатся (л.д.7,8).

Согласно уведомлениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, в государственном кадастре недвижимости запрашиваемые сведения об объектах недвижимости капитального строительства на указанные объекты отсутствуют (л.д.9-11, 14,19,23-24).

Кроме того, данные объекты не стоят на балансе ООО «Газпром трансгаз Саратов» (л.д.25).

В этой связи, в силу того обстоятельства, что субъект, ответственный за обслуживание указанных объектов недвижимости, отсутствует, право собственности на сеть газораспределения не зарегистрировано, объекты газоснабжения населения фактически являются бесхозяйными, сложившаяся ситуация, по мнению суда, может привести к прекращению подачи коммунальных ресурсов, нарушению прав граждан, а также причинить вред жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорное газораспределительное сооружение расположено в административных границах Кочетовского муниципального образования Аткарского района Саратвоской области, суд соглашается с доводами прокурора о том, что необращение администрации муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии газораспределительного сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, административное исковое заявление заместителя Аткарсокго межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования заместителя Аткарского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – сети газораспределения протяженностью <данные изъяты> км, <данные изъяты> года постройки:

- межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК <данные изъяты> до ГК-отвод на <данные изъяты>;

- межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <данные изъяты> до ГК в <данные изъяты>;

- межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <данные изъяты> до ГК в <данные изъяты>;

- внутрипоселковый газопровод высокого давления по <адрес><данные изъяты> км;

- внутрипоселковый газопровод низкого давления по <адрес><данные изъяты> км;

- ГРП в <адрес>.

Возложить на администрацию Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества: межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК <адрес> до ГК-отвод на <данные изъяты> м.; межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <адрес> до ГК в <данные изъяты> км; межпоселкового газопровода высокого давления, проходящего от места врезки в ГК – отвод на <адрес> до ГК в <данные изъяты> км; внутрипоселковый газопровод высокого давления по <адрес><данные изъяты> км; внутрипоселковый газопровод низкого давления по <данные изъяты>, расположенных на территории Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд посредством подачи апелляционного представления прокурором и апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (составление мотивированного решения).

Председательствующий судья: М.В.Толкунова

Мотивированное решение составлено 07 февраля 2017 года.

Председательствующий судья: М.В.Толкунова