ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-52/2021 от 10.02.2021 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

дело №2а-52/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 10 февраля 2021 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Апалькова А.В.,

при секретаре – Адамовой А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Верченко И.А.,

представителя административного ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю – Орловой А.Ю., действующей по доверенности,

представителя административных ответчиков УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица ФКУ «База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Ставропольскому краю» – Андреевой Н.В., действующей по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России и просит признать незаконным бездействие администрации Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, выразившееся в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием – носками и полуботинками летними; возложить на Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> обязанность устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом и обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием – носками и полуботинками летними в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России и ее территориальный орган - Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> при недостаточности у Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, денежных средств, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым имуществом – носками и полуботинками летними, мотивируя следующим.

Истцом при осуществлении надзора за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, предназначенного для содержания осужденных, проведена проверка материально-бытовых условий осужденных в части обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом. Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не обеспечены осужденные: носками и полуботинками летними. Причиной не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом явилось отсутствие его на складе учреждения в связи с отсутствием необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остатков вышеуказанного вещевого имущества на складе учреждения не имеется. Ранее межрайонной прокуратурой выявлялись аналогичные нарушения требований ст.99 УИК РФ в части ненадлежащих материально-бытовых условий по обеспечению осужденных вещевым имуществом. По проекту, подготовленному межрайонной прокуратурой, заместителем прокурора края начальнику УФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении указанных нарушений закона, выявленных, в том числе и в ФКУ ЛИУ-8. Из содержания ответов УФСИН России по <адрес> следует, что обеспечить вещевым довольствием осужденных, содержащихся в учреждениях УИС края в соответствии с установленными нормами положенности не представляется возможным в связи с недофинансированием бюджетных денежных средств. Информация о недостаточном финансировании для обеспечения вещевым довольствием осужденных неоднократно направлялась в ФСИН России. Таким образом, в результате недостаточного финансирования в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> не выполняются требования закона об обеспечении осужденных надлежащими материально-бытовыми условиями в части обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом, гарантированных Уголовно-исполнительным кодексом РФ. В соответствии с п.п.1.2, 1.7, 5.8, 5.12 Устава ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России. ФКУ ЛИУ-8 является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в установленном законодательством порядке. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Согласно п.4 Положения об УФСИН России по <адрес>, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, УФСИН является юридическим лицом, участником бюджетного процесса, распорядителем (получателем) бюджетных средств. Таким образом, действующим законодательством на ФСИН России как федеральном органе уголовно-исполнительной системы, осуществляющем функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание, в том числе ФКУ ЛИУ-8, и реализацию возложенных на него функций, а также на УФСИН России по <адрес> как на территориальном органе ФСИН России, являющимся получателем и распорядителем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, возложена обязанность финансированию мероприятий по обеспечению осужденных необходимым вещевым имуществом, таким как: носками и полуботинками летними. В результате не обеспечения указанным вещевым имуществом осужденных как содержащихся в ФКУ ЛИУ-8, так и осужденных, постоянно прибывающих в исправительное учреждение для отбывания наказания, нарушаются их права на надлежащие материально-бытовые условия содержания.

В судебном заседании представитель административного истца Верченко И.А. поддержала доводы административного искового заявления и просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> по доверенности Орлова А.Ю. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, поддержала ранее представленные возражения, согласно которым считают требования о признании незаконным бездействия ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Причиной не обеспечения осужденных вещевым имуществом, явилось отсутствие его на складе учреждения, так как поставки осуществлялись централизовано УФСИН России по <адрес>. Денежные средства на приобретение вещевого имущества для спецконтингента ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> не выделялись. ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> является бюджетным учреждением, при заключении государственных контрактов и договоров на закупку товаров, работ, услуг, в том числе на энергоснабжение электрической энергией, руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а именно: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданским законодательство, Бюджетным кодексом РФ и др. ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> является только получателем бюджетных средств, не имея при этом полномочий распорядителя, а тем более главного распорядителя, самостоятельно истребовать бюджетные средства с финансового органа не представляется возможным. Со стороны руководства учреждения, предпринимались все возможные меры в рамках своих полномочий по получению бюджетных средств на целевые нужды. Направлялись заявки в вышестоящие органы о необходимости обеспечения осужденных вещевым имуществом. УФСИН России по <адрес>, как распорядителем бюджетных средств, для подведомственных учреждений, денежные средства в период с 2018-2020 года на приобретение предметов вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, в том числе носками, полуботинками летними, не выделялись. В связи с чем обязанность по заключению и оплате государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств на закупку вещевого имущества для осужденных, в том числе по наименованиям, указанным в иске, на ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, не возлагалась. При этом, как следует из представленной справки бухгалтерии ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время вещевого имущества для спец. контингента по наименованиям (полуботинки летние и носки), указанным в иске, на склад учреждения не поступало. Выполнение ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, являющимся казенным учреждением и получателем средств федерального бюджета, обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ по материально-бытовому обеспечению лиц, содержащихся в указанных учреждениях, в целом, обусловлено объемами финансирования, выделенными на указанные цели УФСИН России по <адрес> из федерального бюджета, своевременностью их доведения и освоения. Отсутствие финансирования на обеспечение осужденных вещевым имуществом в соответствии с нормами положенности является обстоятельством, не зависящим от учреждения, которое не вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении осужденных вещевым имуществом, поскольку само учреждение не располагает необходимыми финансовыми средствами для указанных целей. О незаконном бездействии, выразившемся в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием, указанном в иске, могли бы свидетельствовать факты наличия на складе учреждения запасов вещевого имущества указанной номенклатуры, но не выдаче его осужденным согласно нормам положенности. Однако административный истец сам подтверждает в административном исковом заявлении, что причиной не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом явилось отсутствие его на складе учреждения в связи с отсутствием необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных. Таким образом, необеспеченность осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, необходимым вещевым довольствием, указанном в иске (в объеме 100% от норм положенности), не является виновным бездействием учреждения, так как учреждением приняты все предусмотренные законом меры по надлежащему обеспечению осужденных вещевым имуществом в пределах полномочий, предоставленных учреждению бюджетным законодательством РФ, в объемах и номенклатуре вещевого имущества, выделенных учреждению централизовано. Противоправное неисполнение учреждением обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия исправительного учреждения по обеспечению осужденных вещевым довольствием, деятельности ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> отсутствует. Так как выдача осужденным вещевого имущества при наличии в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> осуществляется на основании приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» в целях экономного использования предметов вещевого имущества реализуется п.8 приложения 3 настоящего приказа. Подменный фонд необходимого вещевого довольствия создается за счет его бережного, экономного содержания и своевременного ремонта вещевого имущества находящегося в носке. На основании изложенного, основания признания незаконным бездействия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием – носками, полуботинками летними, отсутствуют. В связи с чем, требование о возложении на учреждение обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом и обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием - носками, полуботинками летними, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежит, так как для реализация данной обязанности учреждение не располагает необходимыми финансовыми (материальными) средствами. Противоправное неисполнение учреждением обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия исправительного учреждения по обеспечению осужденных вещевым довольствием, деятельности ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> отсутствует.

В судебном заседании представитель административных ответчиков УФСИН России по <адрес>, ФСИН России Андреева Н.В. по доверенностям возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом поддержала ранее представленные возражения, согласно которым с заявленными требованиями УФСИН России по <адрес> и ФСИН России не согласны, полагают их необоснованными, незаконными и неподлежащими удовлетворению. Относительно требования о признании незаконным бездействия ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности; учредителем учреждения является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России; учреждение находится в ведении ФСИН России; учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса- получателем бюджетных средств; УФСИН России по <адрес> в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Закупка предметов вещевого довольствия для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС края, осуществляется за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России по КБК (до 2020 года - КБК «Приобретение предметов вещевого имущества для спецконтингента» централизованно ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес>. Закупленное вещевое довольствие (в пределах доведенных главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России лимитов бюджетных обязательств и с учетом закупки приоритетных наименований вещевого довольствия) распределяется пропорционально между исправительными учреждениями и следственными изоляторами края согласно имеющейся у них потребности. УФСИН России по <адрес>, как распорядителем бюджетных средств, лимиты бюджетных обязательств на закупку вещевого довольствия для осужденных ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, как получателю бюджетных средств, не распределялись и не доводились. В связи с чем, обязанности по заключению и оплате государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств на закупку вещевого имущества для осужденных, в том числе по наименованиям, указанным в иске, на ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, не возлагались. Отсутствие финансирования (недоведение лимитов бюджетных обязательств) на закупку вещевого довольствия для обеспечения осужденных вещевым имуществом в соответствии с нормами положенности является обстоятельством, не зависящим от учреждения, которое не вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении осужденных вещевым имуществом, поскольку само учреждение не располагает необходимыми финансовыми средствами для указанных целей. Надлежащим исполнением ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ по материально-бытовому обеспечению лиц, содержащихся в учреждении, в том числе вещевым довольствием согласно нормам положенности, в данном случае является выдача осужденным, отбывающим наказание в учреждении, полученных централизованно предметов вещевого имущества, в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а также проведение мероприятий, направленных на рациональное и экономное использование вещевого имущества (создание подменного фонда, ремонт имущества, продление сроков эксплуатации вещевого имущества, последующая выдача вещевого имущества по заявлению осужденных, индивидуальный подход к рассмотрению вопроса использования личных предметов вещевого имущества (белье нательное, белье нательное теплое, майки, трусы, носки хлопчатобумажные, носки полушерстяные и т.п.), которые по количеству, сроку носки, внешнему виду и с учетом режимных требований аналогичны утвержденным предметам вещевого довольствия осужденных и т.п.). Противоправное неисполнение учреждением обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия лечебного исправительного учреждения по обеспечению осужденных вещевым довольствием, в деятельности ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, отсутствует. Основания признания незаконным бездействия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием - носками и полуботинками летними, отсутствуют. В связи с чем, требование о возложении на учреждение обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части необеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом и обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием - носками и полуботинками летними, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворению не подлежит, так как для реализация данной обязанности учреждение не располагает бюджетными полномочиями и необходимыми финансовыми (материальными) ресурсами. Осуществление мероприятий по вещевому обеспечению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах <адрес>, на протяжении ряда лет осуществляется в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Для обеспечения вещевым имуществом спецконтингента в 2018 году УФСИН России по <адрес> доведены лимиты бюджетных средств в сумме 49 131,80 рублей, что составляет 67,4% от заявленной потребности, в 2019 году - в сумме 30 534,00 рублей, что составляет 40,6% от заявленной потребности, в 2020 году - 36 925,13 рублей, что составляет 45,7% от заявленной потребности. В связи с недостаточным финансированием закупка вещевого довольствия для спецконтингента осуществляется по номенклатуре для обеспечения первоочередной потребности в одежде и обуви по наиболее необходимым предметам вещевого имущества. УФСИН России по <адрес> является территориальным органом ФСИН России, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; УФСИН России по <адрес> является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств; финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности управления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; УФСИН России по <адрес> организует руководство подведомственными учреждениями, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Принимая во внимание, что ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, как получателю бюджетных средств, лимиты бюджетных обязательств на закупку вещевого имущества для осужденных не распределялись и не доводились, основания для принятия и исполнения им денежных обязательств на указанные цели, отсутствуют. Понуждение ФСИН России и УФСИН России по <адрес> к организации (выделению) финансирования на указанные цели является ограничением прав главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на них функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данных органов, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России и УФСИН России по <адрес> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по обеспечению осужденных вещевым имуществом, указанным в иске, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа исполнительной власти и его территориального органа.

Также, будучи представителем заинтересованного лица ФКУ «База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по <адрес>» по доверенности, Андреева Н.В. поддержала возражения ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес>, согласно которым ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес> является бюджетным учреждением, при заключении государственных контрактов и договоров на закупку товаров, работ, услуг, руководствуется действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.1.2, 1.3, 1.7, 5.8, 5.9 Устава ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес>, данное учреждение является юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России, а источником финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств. Учреждение осуществляет закупку предметов вещевого довольствия для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС края, согласно указанию УФСИН России по <адрес>, за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России по КБК «Приобретение предметов вещевого имущества для спецконтингента». Учреждение осуществляет заключение государственных контрактов (по выделенным бюджетным обязательствам) в том числе на вещевое довольствие осужденных, по указанию от УФСИН России по <адрес> с указанием приоритетных наименований вещевого довольствия согласно потребностям исправительных учреждений и следственных изоляторов. Закупленное вещевое довольствие (в пределах, доведенных главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России лимитов бюджетных обязательств и с учетом закупки определенного наименования вещевого довольствия) распределяется пропорционально между исправительными учреждениями и следственными изоляторами края по имеющейся у них потребности, согласно указанию УФСИН России по <адрес>. За период с 2018 года по 2021 год в Учреждение не поступало указаний от УФСИН России по <адрес> на закупку вещевого довольствия для осужденных, содержащихся ФКУ «ЛИУ УФСИН по <адрес>» (носки и полуботинки летние), в связи с чем ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес> не осуществляло закупку указанных категорий вещевого довольствия. ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес> является только получателем бюджетных средств. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, ФКУ БМТиВС УФСИН России по <адрес> является только лишь получателем бюджетных средств, не имея при этом полномочий распорядителя, а тем более главного распорядителя, самостоятельно истребовать бюджетные средства с финансового органа не представляется возможным.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, письменно не просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Принимая во внимание отсутствие необходимости обязательного участия в судебном заседании заинтересованных лиц, суд не признает его явку обязательной и, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, поскольку его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 статьи 82 УИК РФ определено правовое положение осужденных, установлена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 99 УИК ПФ предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Согласно части 2 данной статьи осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.

В соответствии с ч.3 ст.99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти, Минюст России приказом от 03.12.2013 года №126 утвердил нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение №1), порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение №3), описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение №4).

Нормирование вещевого довольствия осужденных к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.

Согласно ст.1 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

В силу положений ст.9 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 года №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно п.1.1 Устава ФКУ «ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с п.2.1 Устава одной из целей деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.

В силу п. 2.5.1 Устава в соответствии с законодательством Российской Федерации Учреждение обеспечивает условия содержания осужденных.

Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных (п. 2.5.2 Устава).

Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что осужденные, отбывающие наказание и вновь прибывшие в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> для отбывания наказания с 2018 по 2020 годы не обеспечивались вещевым довольствием: носками и полуботинками летними.

Причиной не обеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом явилось отсутствие его на складе ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> в связи с отсутствием необходимого финансирования на приобретение вещевого довольствия для осужденных.

Также в судебном заседании представители административных ответчиков пояснили, что остатков вышеуказанного вещевого имущества на складе не имелось.

Данные факты подтверждаются заявками ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> на обеспечение вещевым имуществом осужденных от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в адрес начальника УФСИН России по <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона , согласно которому проверкой выявлены нарушения требований ч.2 ст.99 УИК РФ и приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей», требующих принятия дополнительных мер по их устранению, в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> 320 осужденных не обеспечены носками.

Из ответа начальника УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ТО/22-8967 следует, что выявленные прокуратурой нарушения закона имели место быть в 2018, 2019, 2020 годах, однако допущены в связи с недостаточным финансированием на приобретение вещевого имущества на закупку вещевого довольствия для спецконтингента.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «Дело К. против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, административным ответчиком ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> представлены доказательства о предпринимаемых мерах для обеспечения осужденных вещевым имуществом, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований о признании бездействия администрации ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес>, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними незаконным, следует отказать.

Вместе с тем, суд полагает необходимым возложить на ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> обязанность устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым довольствием, обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на ФСИН России и УФСИН России по <адрес> при недостаточности у ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> денежных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым имуществом: носками и полуботинками летними.

Ссылки административных ответчиков на отсутствие достаточного финансирования в 2018, 2019, 2020 годах для закупки вещевого довольствия для спецконтингента, не могут быть приняты во внимание судом в качестве оснований для отказа в заявленных требованиях, поскольку обеспечение осужденных необходимым вещевым имуществом является обязанностью административных ответчиков, возложенной на них законом.

В силу ч.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Особенности правового положения казенных учреждений установлены ст.161 БК РФ, в силу которой казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (часть 1 статьи 161 БК РФ), а финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Частью 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

При этом в соответствии с п.п.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно п.1.2 Устава ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, по обязательствам казенного учреждения субсидиарно отвечает его собственник и главный распорядитель бюджетных средств, а именно – ФСИН России как учредитель казенного учреждения.

Доводы административных ответчиков о том, что понуждение ФСИН России и УФСИН России по <адрес> организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по обеспечению осужденных вещевым имуществом является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, суд во внимание не принимает, поскольку суд при возложении данной обязанности не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность государственных органов, а всего лишь обязывает исполнить обязанности, которые возложены на них законом.

При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Требования, предъявляемые к обеспечению осужденных необходимым вещевым имуществом , определены законом, их выполнение не определяется усмотрением исправительного учреждения, поэтому понуждение устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность госоргана.

В силу закона именно ФСИН России, являясь федеральным государственным органом, обязана решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.

Доводы представителя административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по <адрес> о необходимости применения правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ20-1, суд признает несостоятельными, поскольку основания административного иска по настоящему спору не идентичны обстоятельствам дела, явившимся предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, где указано, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию комнат отдыха и быта для осужденных является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что не имеет место в настоящем деле.

При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных – удовлетворить частично.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> обязанность устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденных в части не обеспечения осужденных необходимым вещевым довольствием, обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России и ее территориальный орган Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> при недостаточности у Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> денежных средств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым имуществом: носками и полуботинками летними.

В удовлетворении административных исковых требований Ставропольскому межрайонному прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края о признании бездействия администрации Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес>, выразившегося в невыполнении обязанности по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым довольствием: носками и полуботинками летними незаконным – отказать.

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда Апальков А.В.