Дело № 2а-52/2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г. Славск
Славский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Радченко И.И.,
при секретаре Кротко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Славского района, в интересах Российской Федерации, к главе муниципального образования «Славский городской округ»- председателю Совета депутатов МО «Славский городской округ» о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском, признании незаконными решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Славского района, в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, требования которого впоследствии увеличил, к главе муниципального образования «Славский городской округ»- председателю Совета депутатов МО «Славский городской округ» о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском, признании незаконными решения и обязании устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой изучено постановление главы муниципального образования «Славский городской округ» от 06.07.2020 № 6 «О применении дисциплинарного взыскания в отношении муниципального служащего» (далее - постановление).
Установлено, что данное постановление принято по результатам заседания комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» по контролю за должностным поведением депутатов окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», главы муниципального образования «Славский городской округ», главы администрации МО «Славский городской округ», муниципальных служащих аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты МО «Славский городской округ», соблюдением ими запретов и ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (далее - Комиссия) от 06.07.2020.
Прокурор считает, что при изучении постановления, с учетом установленного Порядка проведения заседания Комиссии, установленного Положением «О комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» по контролю за должностным поведением депутатов окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ», главы МО «Славский городской округ», главы администрации МО«Славский городской округ», муниципальных служащих аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты МО «Славский городской округ», соблюдением ими запретов и ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов» (далее - Положение), являющимся приложением № 1 к решению окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» от 29.03.2018 № 18, Комиссией при рассмотрении представления прокурора Славского района от 15.05.2020 № 86-03-505-2020, был нарушен порядок проведения заседания Комиссии.
Согласно п. 18 Положения по окончании проверки комиссия с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной <данные изъяты> обязана ознакомить с результатами проверки лицо, в отношении которого она осуществлялась.
Из вышеизложенного следует, что в ходе заседания Комиссии необходимо принять решение о проведении проверки в отношении лица, нарушившего требования законодательства.
Из иска следует, что основанием для проведения рассматриваемого заседания комиссии послужило представление прокурора Славского района Калининградской области от 15.02.2020 № 86-03-505-2020, в соответствии с которым в действиях ФИО1 выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции при возникновении конфликта интересов.
Между тем, по мнению прокурора, вопрос о проведении проверки в отношении ФИО1, при наличии на то оснований и предусмотренных Положением норм, в ходе заседания Комиссии рассмотрен не был. Какое-либо заключение проверки на заседании Комиссии заслушано не было.
Прокурор указывает, что данные обстоятельства привели к нарушению установленного Положением порядка проведения заседания комиссии, и, соответственно п. 10 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.
На основании изложенного, прокурором района 13.07.2020 за № 86- 03/1105/2020 принесен протест на принятое Окружным советом депутатов решение.
Из иска следует, что 22.07.2020 за исх. № 222 и.о. председателя Окружного совета депутатов администрации МО «Славский городской округ» единолично, не на ближайшем заседании, рассмотрен вышеуказанный протест, и указал, что оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку федеральным законодательством не установлено обязанности уполномоченного органа применять дисциплинарное взыскание в отношении муниципальных служащих на основании решения комиссий представительного органа муниципального образования.
Уточняя и увеличивая требования, прокурор Славского района также указал, что вышеуказанное административное исковое заявление подготовлено и направлено в Славский районный суд 23.11.2020, т.е. после истечения срока подачи соответствующего административного искового заявления.
Вместе с тем, прокурор Славского района в лице старшего советника юстиции Прусс Е.Б., была назначена на вышеуказанную должность 19.10.2020. В ходе осуществления приема - передачи дел в прокуратуре Славского района были установлены описанные в административном исковом заявлении обстоятельства, в связи с чем, принято решение о предъявлении настоящего заявления.
Поскольку прокурор Славского района старший советник юстиции Прусс Е.Б. не имела возможности знать о вышеуказанных обстоятельствах, а узнала только лишь при осуществлении приема-передачи дел, полагает, что данное обстоятельство необходимо признать уважительной причиной для пропуска процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Уточняя и увеличивая исковые требования, прокурор Славского района просит суд: восстановить срок для обращения в Славский районный суд Калининградской области с административным исковым заявлением; признать ответ и.о. главы муниципального образования «Славский городской округ» ФИО2 № 222 от 22.07.2020 незаконным и подлежащим отмене; обязать главу МО«Славский городской округ» вернуться к рассмотрению протеста прокурора Славского района от 13.07.2020 на ближайшем заседании окружного совета депутатов МО «Славский городской округ»; обязать окружной совет депутатов МО «Славский городской округ» устранить выявленные нарушения требований Положения порядка проведения заседания комиссии, а также п. 10 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821; обязать главу МО «Славский городской округ» прекратить трудовой договор между ФИО1 и главой МО «Славский городской округ» в связи с утратой доверия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Славского района Левченко Т.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, а также доводы в обоснование причин пропуска срока с обращением в суд с вышеуказанным иском.
Административный ответчик, глава муниципального образования «Славский городской округ»- председатель Совета депутатов МО «Славский городской округ» ФИО3 не явилась, уведомлена надлежащим образом, об отложении не ходатайствовала. Представитель административного ответчика, по доверенности ФИО4, в судебное заседание не явился, извещен, об отложении не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями, в том числе и уточненными не согласился, представил суду письменные возражения. Считает, что уважительных причин для восстановления срока для обращения в суд с иском, нет.
Заинтересованное лицо, председатель КСП МО «Славский городской округ» ФИО1, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
Заслушав мнение административного истца, изучив доводы возражений, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора принести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Судом установлено, что в адрес главы МО «Славский городской округ» поступило представление № 86-03-505-2020 от 15.05.2020, внесенное прокурором Славского района, с требованием безотлагательно рассмотреть его на Комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий им способствующим. Основанием для внесения протеста прокурора явился факт несообщения председателем Контрольно-счетной палаты (далее - КСП) Славского городского округа ФИО1 представителю нанимателя (главе муниципального образования) сведений о том, что согласно штатному расписанию в КСП осуществляла трудовую деятельность родная дочь ФИО1 - ФИО5 /л.д.13-17,42-46/
07.07.2020 года в адрес прокурора Славского района, врио главы МО «Славский городской округ» ФИО2 направлено сообщение, что вышеуказанное представление рассмотрено 06.07.2020 г. на заседании комиссии окружного Совета депутатов МО «Славский городской округ» по контролю за должностным поведением депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ», главы муниципального образования «Славский городской округ», главы администрации муниципального образовании «Славский городской округ», муниципальных служащих аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты муниципального образования «Славский городской округ», соблюдением ими запретов и ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов». Комиссией принято решение: признать, что председатель КСП МО «Славский городской округ» ФИО1 не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов; рекомендовать главе МО «Славский городской округ», являющемуся работодателем председателя КСП за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов, объявить выговор ФИО1/л.д.47-48/
При этом, суд считает, что процедура рассмотрения представления прокурора главой муниципального образования федеральным законодателем не установлена. Комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (комиссия окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ» по контролю за должностным поведением депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Славский городской округ», главы муниципального образования «Славский городской округ», главы администрации муниципального образования «Славский городской округ», муниципальных служащих аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты муниципального образования «Славский городской округ», соблюдением ими запретови ограничений, требований к должностному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, положение о которой утверждено Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 29.93.2018 г. № 18) не является коллегиальным органом, входящим в структуру органов местного самоуправления и не наделена полномочиями по рассмотрению актов прокурорского надзора.
06.07.2020 года вынесено Постановление главы МО «Славский городской округ» № 6 «О применении дисциплинарного взыскания в отношении муниципального служащего, которым к ФИО1, председателю КСП МО «Славский городской округ», применено дисциплинарное взыскание – выговор, за несвоевременное уведомление представителя работодателя (главы муниципального образования) в установленном письменном виде о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов./л.д.49/
13.07.2020 года прокурором Славского района внесен протест № 86-03-1105-2020 на постановление главы муниципального образования Славский городской округ от 06.07.2020 г. № 6 с требованием отмены указанного акта. /л.д. 50-52/
22.07.2020 г. прокурор Славского района был уведомлен (исх. № 222) исполняющим обязанности главы муниципального образования «Славский городской округ» об отклонении протеста прокурора с изложением оснований для такого вывода./л.д.53-54/
По совокупности правовых норм статьи 36 и статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 » 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования Славского городского округа наделен правом на здание в пределах своих полномочий следующих правовых актов: постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вышеуказанный ответ главы муниципального образования от 22.07.2020г. № 222, направленный прокурору Славского района, не является правовым актом, дан в установленные законом сроки и в этой связи его нельзя квалифицировать как незаконное действие.
По содержанию требований административного иска настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
По общему правилу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 2 статьи 219 КАС административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась. Иных сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением для настоящего судебного спора КАС РФ или другим федеральным законом не предусмотрено.
В силу статьи 23 Федерального закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, протест прокурора, принесенный главе муниципального образования 13.07.2020г., подлежал рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления к главе муниципального образования.
На основании изложенного суд читает, что нарушения, которые, по мнению административного истца, имели место в работе Комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении обстоятельств несоблюдения требований председателем КСП Славского городского округа ФИО1 об урегулировании конфликта интересов, были известны административному истцу до принесения протеста прокурора от 13.07.2020 г. и послужили основанием для него.
С учетом того, что протест прокурора Славского района поступил к главе Славского городского округа 13.07.2020 г., началом течения срока обращения прокурора за судебной защитой следует считать 24.07.2020 г.
Однако, административное исковое заявление было направлено в суд только 24.11.2020 г., что служит обстоятельством, указывающим на обращение административного истца в суд за пределами установленного процессуального срока.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Прокурор, в обоснование требований о восстановлении срока для обращения в Славский районный суд с вышеуказанным иском указал, прокурор Славского района в лице старшего советника юстиции Прусс Е.Б. установила факт непринятия мер по реагированию на отклонение главой муниципального образования протеста прокурора от 13.07.2020 г., только лишь при приёме-передаче дел.
Однако такие доводы административного истца не могут быть признаны судом уважительными, поскольку административный истец не представил доказательств, что в период с 24.07.2020 г. по 24.11.2020 г. в Славской районной прокуратуре Калининградской области отсутствовали лица, уполномоченные на принятие мер прокурорского реагирования, в том числе, в части опротестования противоречащих закону правовых актов, а также наделённых полномочиями по обращению в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Кроме этого, уточняя исковые требования административный истец, в части предмета иска, заявил новое требование об обязании главы муниципального образования прекратить трудовой договор между ФИО1 и главой муниципального образования «Славский городской округ» в связи с утратой доверия.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Славского района, в интересах Российской Федерации к главе муниципального образования «Славский городской округ»- председателю Совета депутатов МО «Славский городской округ» о признании незаконными решения и обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 июня 2021 года.
Судья -