ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-52/2021КОПИ от 21.01.2021 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело 2а-52/2021 копия

УИД 69RS0032-01-2020-002521-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2021 года город Торжок

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Белоус Е.Г.,

с участием представителя административного истца Владимирова С.М.,

представителя административного ответчика - администрации Торжокского района Яковлева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Давыдова Юрия Валерьевича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки, акта проверки, предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства,

у с т а н о в и л:

Давыдов Ю.В. обратился в суд с иском к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки, акта проверки, предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка из земель сельхозназначения, с кадастровым номером , пло­щадью 184004+/-3753, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием - для сель­скохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Торжокского района Тверской области было издано распоряжение № 456-р о проведении внеплановой выездной и докумен­тарной проверки, находящегося в его собственности участка, по результатам которой, муниципальным земельным контролем Администрации Торжокского района Твер­ской области был составлен акт проверки № 58 от 28.08.2020 г., выявивший нарушения земельного законодательства в части ст. 42 ЗК РФ, выразившихся в не проведении меро­приятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, деревьями, сорными растениями. По результатам проведённой проверки 28 августа 2020 г. муници­пальным земельным контролем Администрации Торжокского района Тверской области в его /административного истца/ адрес было вынесено Предписание № 43 об устранении выявленных нарушений тре­бований земельного законодательства РФ в срок до 28 февраля 2020 г.

Он не согласен с актом проверки и вынесенным в его адрес предписанием по следующим основаниям.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под госу­дарственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федераль­ных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пре­сечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Рос­сийской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федера­ции мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и дея­тельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематиче­скому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодатель­ства при осуществлении органами государственной власти, органами местного само­управления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1); государственный земельный надзор осуществляется упол­номоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполни­тельной власти (пункт 2).

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должност­ные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять пла­новые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Фе­дерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осу­ществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (под­пункт 5).

В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государст­венный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использова­нии земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (пункт 2, подпункт "в" пункта 3).

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Ми­нистерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 N 486, го­сударственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и вне­плановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документар­ной и (или) выездной проверки. Принятия предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нару­шении.

Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных от­ношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Полномочия органов, осуществляющих муниципального земельного контроль, и по­рядок их взаимодействия с органами государственного земельного надзора перечислены в пунктах 3, 5 - 8 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми преду­смотрено следующее: органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований зе­мельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации преду­смотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается инфор­мация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местно­го самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земель­ного надзора. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа ме­стного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, ор­ган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об от­казе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию при­нятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов госу­дарственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земель­ный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае выявле­ния в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодатель­ством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответствен­ность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соот­ветствии с указанным законодательством.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации, а также другие федеральные законы не пре­доставляют права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный зе­мельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, в отличии от должностных лица, уполномоченных на осуществление государственного зе­мельного надзора, которые в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательст­ва.

Положениями пункта 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации преду­смотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с за­конодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом по­ложений настоящей статьи.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации субъ­екту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля, но не предоставлять дополнительные права долж­ностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ре­зультате проверок нарушений земельного законодательства.

Из обжалуемого Акта проверки № 58 от 28.08.2020 г. следует, что в отношении него /административного истца/ была проведена внеплановая проверка на основании распоряжения № 456-р от 11.08.2020 г. о проведении внеплановой выездной документарной проверки. Он не согласен с проведением проверки по следующим основаниям.

В подпунктах 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена возможность проведения внеплановой проверки в случае выявления признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законода­тельством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответствен­ность, если такие признаки выявлены по итогам проведения административного обследо­вания объекта земельных отношений, а также в случае, если обращения о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници­пальных образований, юридических лиц, граждан поступили в орган государственного земельного надзора.

При этом, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации), а административное об­следование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического на­блюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должно­стными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного над­зора (пункт 1 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, выявление признаков нарушений требований законодательства Рос­сийской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, могут являться основанием для проведения внеплановой проверки только в рамках государственного земельного надзора.

Указанная выше позиция подтверждается также обширной судебной практикой, в частно­сти, апелляционным определением от 17.07.2017 г. по делу N 33а-13123/2017, вынесен­ным Верховным судом Республики Башкортостан и апелляционным определением от 8 февраля 2017 г. по делу N 33а-1296/2017, вынесенным Нижегородским областным судом, а также апелляционным определением от 16 мая 2018 г. по делу N 33а-1969/2018, выне­сенным Тверским областным судом и не только.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса администра­тивного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целе­сообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предос­тавленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо исполь­зование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организа­ций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых реше­ний, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Статья 46 Конституции определяет, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Данная норма прямого действия имеет формальный состав и возникновения дополнитель­ных негативных последствий для гражданина (возложения каких-либо обязанностей или привлечения к ответственности) не требует.

Просит признать незаконными и отменить Распоряжение администрации Торжокского района Тверской области №456-р от 11.08.2020 г. «О проведении внеплановой вы­ездной и документарной проверки», Акт проверки № 58 от 28.08.2020 г., принятый Муниципальным земельным контролем Администрации Торжокского района Тверской области, предписание № 43 от 28.08.2020 г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, выданное Муниципальным земельным контролем Администрации Торжокского района Тверской области.

В судебное заседание административный истец Давыдов Ю.В. не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела. Направил в судебное заседание своего представителя.

Представитель административного истца Владимиров С.М., ссылаясь на положения о необходимости единообразия судебной практики, в судебном заседании исковые требования Давыдова Ю.В. поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Яковлев А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал. Поддержал доводы, указанные в письменных возражениях на административное исковое заявление, согласно которым Администрацией Торжокского района Тверской области вынесено распоряжение № 456-р о проведении внеплановой выездной и документарной проверки физического лица Давыдова Ю.В. Данное распоряжение вынесено на основании обращения Главы администрации Марьинского сельского поселения А.Е. Маркелова № 184 от 16.04.2020 г., который является законным представителем органа местного самоуправления, о проведении в отношении земельных участков муниципального земельного контроля в связи с возгоранием сухой травянистой растительности вблизи населенных пунктов, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Одним из проверяемых земельных участков является земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 184004+/-3753 кв. м. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащий на праве собственности Давыдову Ю.В. Вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, - 69/085/2019-3 от 20.05.2019 г.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2006 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является - мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах, в том числе

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Соответственно, акт проверки № 58 от 28.08.2020 г. о нарушении Давыдовым Ю.В. ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившихся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации, является правомерным.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Тверской области № 321-пп от 14.07.2015 г. утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области.

Согласно ст. 68.1. указанного выше Постановления в случае выявления при проведении проверки нарушений гражданином обязательных требований земельного законодательства должностные лица органа муниципального земельного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного следует, что предписание № 43 от 28.08.2020 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, выданное муниципальным земельным контролем Администрации Торжокского района Тверской области выдано на законных основаниях.

Кроме того, 22 декабря 2020 г. вступило в силу постановление о назначении административного наказания от 24.11.2020 г. № ПСТ-04-20/1130 в отношении Давыдова Ю.В., вынесенное Управлением Россельхознадзора по Тверской области.

Согласно ст.31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу ч.2 ст.31.2 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Ничего из перечисленного не было допущено муниципальным инспектором.

Согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Просил отказать в удовлетворении требований Давыдова Ю.В. отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору тверской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица - администрации Марьинского сельского поселения Торжокского района Тверской области в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, а также пояснения, в которых указал, что земельный участок с кадастровым номером является землей сельскохозяйственного назначения. Последний более двадцати лет не обрабатывается, зарос березами, кустами и сорной растительностью. В связи с тем, что данный земельный участок находится вблизи с автотрассой М-10 ежегодно происходит возгорание сухой травы. Последний также вплотную прилегает к с. Марьино. Ежегодные сельскохозяйственные палы угрожают населенному пункту. В апреле 2020 года произошло возгорание на данном участке. Главой администрации сельского поселения Маркеловым А.Е., главным специалистом администрации Филипповой Г.И., жителями с. Марьино Маркеловым Е.А., Мерзляковым П.А (с привлечением его частного трактора с плугом) возгорание было локализовано. Просил в удовлетворении требований Давыдова Ю.В. отказать.

Судом было определено рассмотреть данное дело в отсутствие указанных выше не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).

Как было установлено в судебном заседании, Давыдов Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>. /л.д.37-39/

16 апреля 2020 года администрацией Марьинского сельского поселения Торжокского района Тверской области в адрес администрации Торжокского района Тверской области была направлена информация о собственниках земельных участков не исполняющих свои обязательства по использованию последних по назначению /не проводятся работы по вспашке и окашиванию/. В связи с этим на данных земельных участках произошли возгорания сухой растительности. Также в данной информации указано, что обязанности по защите земель и охране почв возникают у правообладателя земельных участков с момента возникновения права. Данное возгорание стало возможным вследствие не использования земельного участка по прямому назначению, что привело к зарастанию бурьяном и создало угрозу возникновения травяных пожаров и перехода огня на населенные пункт и лесные массивы. У правообладателей данных земельных участков наличествуют признаки нарушения земельного законодательства, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду ухудшающих качественное состояние земель, не проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Учитывая вышеизложенное, Глава указанной администрации ходатайствовал о проведении в отношении собственников указанных земельных участок муниципального земельного контроля. В данной информации имеется указание о Давыдове Ю.В. - собственнике земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

26 июня 2020 года Главой Торжокского района было вынесено распоряжение № 315-р «О проведении внеплановой и документарной проверки физического лица» согласно которому было определено провести проверку в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 184004+/-3753 кв. м. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Давыдову Ю.В. Цель последней- недопущение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также проверка проверки достоверности фактов, указанных в обращении Главы администрации Марьинского сельского поселения Торжокского района Тверской области А.Е. Маркелова, поступившего 24.04.2020 г. о пожарной опасности земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не скашивают и не очищают их от сухой растительности.

16 июля 2020 года Давыдову Ю.В. по месту жительства почтовым отправлением было направлено извещение о том, что согласно указанному выше Распоряжению 03 августа 2020 года в 10 часов 00 минут состоится выездная внеплановая проверка принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, однако последнее осталось неполученным, было возвращено отправителю с отметкой отделения почтовой связи с истечением срока хранения.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором по муниципальному земельному контролю ФИО12 был составлен акт о невозможности проведения проверки органом муниципального земельного контроля физического лица в связи с отсутствием Давыдова Ю.В. или его представителя, поскольку письмо о времени и месте проведения такой проверки, административным истцом получено не было.

Распоряжением Главы Торжокского района № 439-р от 06.08.2020 года было отменено распоряжение Главы № 315-р от 26.06.2020 года «О проведении внеплановой выездной и документарной проверки физического лица».

11 августа 2020 года Главой Торжокского района было вынесено Распоряжение № 456-р «О проведении внеплановой выездной документарной проверки физического лица», согласно которому было определено провести проверку в отношении земельного участка с кадастровым номером , почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес><адрес>, принадлежащего на праве собственности Давыдову Ю.В. Данным распоряжением было установлено, что такая проверка проводится в силу п. 62.1. Постановления Правительства Тверской области от 14 июля 2015 г. № 321-пп «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области» с целью недопущения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и проверки достоверности фактов, указанных в обращении Главы администрации Марьинского сельского поселения Торжокского района Тверской области А.Е. Маркелова о пожарной опасности земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не скашивают и не очищают их от сухой растительности, а также необходимости организовать проведение муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером: 69:33:0000022:281, принадлежащего на праве собственности Давыдову Юрию Валерьевичу. Указано, что вышеуказанные факты создают возникновение угрозы причинения вреда растениям, населённым пунктам, окружающей среде так как в случае возгорания сухой травы создана угроза перехода огня на населённые пункты и лесные массивы. Задачами настоящей проверки являются проверка соблюдения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации при пользовании земельным участком.

28 августа 2020 года по результатам указанный выше проверки был составлен акт № 58 согласно которому данная проверка в силу п. 62.1. Постановления Правительства Тверской области от 14 июля 2015 г. № 321-пп «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области» проводилась в отсутствие Давыдова Ю.В.

На момент проверки установлено, что на площади земельного участка с кадастровым номером , то есть на пашне, не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, а на пастбище не производится выпас скота. На земельном участке растут дикорастущие сорные растения, кустарники и деревья, идет процесс естественного зарастания. Признаки обработки почвы и проведения сельскохозяйственных работ отсутствуют. Данные обстоятельства указаны в Перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369. В подтверждение этого к акту приложены фотоматериалы.

Обязанности по защите земель и охране почв возникают у правообладателя земельных участков с момента возникновения права. Давыдов Ю.В., как правообладатель земельного участка (собственность, .) не принял всех зависящих от него мер по соблюдению требований земельного законодательства РФ.

В нарушение положений статей 13 и 42 Земельного кодекса РФ, Давыдов Ю.В. своевременно не организовал и не провел на земельном участке с кадастровым номером мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, деревьями, сорными растениями.

Также было указано, что в действиях Давыдова Ю.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

28 августа 2020 года Давыдову Ю.В. было выдано предписание № 43 с требованием устранить указанные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до "28" февраля 2021 года, а именно: обеспечить использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Разъяснено, что на земельном участке должны производиться работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, производиться выпас скота. Отмечено, что необходимо устранить сорную растительность, кустарники и деревья, то есть провести культуртехническую мелиорацию, которая проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила (ст.25 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Также, 01 сентября 2020 года материалы по данной проверке были направлены в Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосантарному надзору по Тверской области для принятия решения о привлечении Давыдова Ю.В. к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области № ПСТ-04-20/1130 от 24 ноября 2020 года Давыдов Ю.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. Данное постановление Давыдовым Ю.В., как пояснил в судебном заседании его представитель, обжаловано не было и вступило в законную силу.

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 стать 16).

Под муниципальным земельным контролем согласнопункту 1 статьи 72Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5,6 статьи 72Земельного кодекса Российской Федерации).

Этой жестатьейЗемельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений даннойстатьи(пункт 2).

Постановлением Правительства Тверской области № 321-пп от 14.07.2015 г. утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области /далее Порядок/.

Согласно указанному Порядку целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории Тверской области. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Тверской области, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно п.4 указанного Порядка муниципальный земельный контроль на территории Тверской области осуществляется:

а) в отношении расположенных в границах городских округов объектов земельных отношений - органами местного самоуправления городских округов;

б) в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений - органами местного самоуправления городских поселений;

в) в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов, - органами местного самоуправления муниципальных районов;

г) в отношении расположенных в границах муниципальных округов объектов земельных отношений - органами местного самоуправления муниципальных округов.

Согласно п. 50 Порядка муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о проведении плановых и внеплановых проверок гражданина по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку, а также в форме плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий (земельных участков) на основании плановых (рейдовых) заданий.

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

а) истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенного должностным лицом;

б) в случае обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства;

в) обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан о нарушении земельного законодательства, возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

г) при получении сведений об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

д) мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) территории (земельного участка) о выявленных нарушениях земельного законодательства. (п.60)

О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой проверки, основанием проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.(п.61)

Согласно п.62.1 Порядка в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием гражданина, его уполномоченного представителя либо в связи с иными действиями (бездействием) гражданина, его уполномоченного представителя, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого гражданина плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления гражданина.

По результатам проведенной проверки составляется акт проверки органом муниципального земельного контроля соблюдения гражданином обязательных требований земельного законодательства (п.63)

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации и Тверской области предусмотрена административная и иная ответственность, уполномоченные должностные лица органа муниципального земельного контроля указывают в акте информацию о наличии признаков выявленного нарушения и направляют копию акта в орган государственного земельного надзора в трехдневный срок со дня его составления.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.(п.64-65)

Как следует из п. 68.1 Порядка в случае выявления при проведении проверки нарушений гражданином обязательных требований земельного законодательства должностные лица органа муниципального земельного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

а) выдать предписание гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

б) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет привлечение к административной ответственности, установленнойчастью 1 статьи 19.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичные положения закреплены в Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Торжокский район» Тверской области.

Таким образом,статьей 72Земельного кодекса Российской Федерации и корреспондирующими нормами вышеуказанного Постановлением Правительства Тверской области № 321-пп от 14.07.2015 г. предусмотрена возможность проведения муниципального земельного контроля в отношении физических лиц с выдачей обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

Само существо выявленного проверкой нарушения, а именно: зарастание принадлежащего административному истцу обозначенного земельного участка дикорастущими сорными растениями, кустарниками и деревьями, а также отсутствие на нем признаков обработки почвы и проведения сельскохозяйственных работ, в судебном заседании последним не отрицалось.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что проведенная, на основании оспариваемого распоряжения, в отношении принадлежащего Давыдову Ю.В. земельного участка, проверка и составленные по ее результатам документы (акт и предписание) являются законными, следовательно, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Ссылка последнего на сложившуюся судебную практику при рассмотрении схожих споров является несостоятельной, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела, то есть конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел, сторонами которых являются другие лица.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Давыдова Юрия Валерьевича к администрации Торжокского района Тверской области о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки, акта проверки, предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства оставить без удовлеторения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Ю.В.Куликова

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2021 года.

Председательствующий подпись Ю.В.Куликова

Копия верна. Подлинник решения находится в административном деле № 2а-52/2021 в Торжокском межрайонном суде Тверской области.

Судья Ю.В.Куликова

Дело 2а-52/2021 копия

УИД 69RS0032-01-2020-002521-43