2а-5301/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Кузнецовой Е.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
14 декабря 2017 года
материалы административного дела по административному иску ФИО1 к Омскому городскому Совету об оспаривании результатов выборов мэра города Омска,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными выше требованиями. В обоснование указано следующее. В соответствии с Решением Омского городского Совета от 15.02.2017 № 512 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска. 17.11.2017 в Омском городском Совете прошёл 3-й этап конкурса. Среди потенциальных мэров были представители разных профессий и возрастов, многие хорошо известны омичам. Бывший министр природных ресурсов и экологии Омской области ФИО4, отвечая на вопросы комиссии, рассказал об экологических проблемах города и способах их решения и предположил, что его опыт и знания можно применить на благо города и его жителей. Еще один известный в городе человек - Александр Цимбалист - председатель горсовета третьего созыва. Проинтервьюировав всех кандидатов, комиссия по выборам мэра посовещалась и приступила к процедуре голосования. Каждый член комиссии мог проголосовать не более, чем за двух кандидатов. Больше всех голосов набрала ФИО5. За нее проголосовали 11 человек. Глава Калачинского района ФИО6 — получил 9. Кандидат от партии КПРФ, депутат областного Заксобрания ФИО8 -2 голоса в свою поддержку, депутат горсовета, лидер фракции ЛДПР ФИО9 - 1. У остальных кандидатов ноль. При превосходстве позиций таких выступающих на конкурсе кандидатов в мэры, как ФИО3, сам истец, который имеет правительственные награды: серебряную медаль ВДНХ, Почетный знак по оборонным отраслям промышленности, Почетный знак - изобретатель, ФИО4, имеющий опыт работы на должности заместителя губернатора, и таким кандидатам комиссия даже не удосужилась дать по одному голосу, всем поставили по ноль голосов. 22.11.2017 в Омском городском Совете прошёл 4-й этап конкурса. Рассматривалось две кандидатуры - ФИО5 и ФИО6, которые на 3-м этапе получили 11 и 9 голосов соответственно. При голосовании 31-го депутата, кандидату ФИО5 дали 31 голос, а ФИО6 ноль голосов. Административный истец полагает, что такие результаты голосования противоречит основам правопорядка и нравственности. Административный истец просит признать Решения конкурсной комиссии по выбору мэра г. Омска от 17.11.2017 и Решения Омского городского Совета от 22.11.2017 ничтожными.
В судебном заседании административный истец требования поддержал. Указал, что оспариваемые решения Омского городского Совета по выбору мэра г. Омска от 17.11.2017 г. и от 22.11.2017 г. нарушают его права и законные интересы. Он не просит проверить оспариваемые решения на соответствие нормативно правовым актам. Оспариваемые решения были основаны на результатах голосования, которые противоречат основам правопорядка и нравственности. Своё исковое заявление он предъявляет в суд для защиты прав и интересов как определённого круга лиц (35 кандидатов в мэры г. Омска), так и неопределенного круга лиц - жителей г. Омска, которые доверили выборы мэра своим депутатам Омского городского Совета, которые поступили безнравственно. Безнравственность — это когда у человека нет понятия и мыслей о том, что тактично, здраво, приемлемо, порядочно, а что нет. Поступить непорядочно это не обладание достаточным разнообразием поведенческих ходов, чтобы достойно выйти из тупиковой ситуации. Основы правопорядка - это установленные государством основополагающие нормы об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, направленные на соблюдение и уважение такого устройства, обеспечение соблюдения правовых предписаний и защиту прав и свобод граждан". Никто из граждан города Омска, в том числе кандидатов в мэры г. Омска, его не уполномочивал на обращение в суд.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, требования не признала. Указала, что действия Омского городского Совета избранию Мэра города Омска не нарушают основ правопорядка и нравственности. Всеми субъектами, участвующими в выборах Мэра города Омска - кандидатами ФИО5 и ФИО7, комиссией по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска, Омским городским Советом соблюдены нормы федерального законодательства, законодательства Омской области, нормативных правовых актов города Омска. Просит в административном иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (пункт «Н» части 1 статьи 72 Конституции).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон Омской области от 6 ноября 2014 г. N 1674-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Омской области" глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Пунктом 1 статьи 18 Устава города Омска предусмотрено, что Мэр города Омска является высшим должностным лицом города Омска и избирается Омским городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет Администрацию города Омска. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска устанавливается Омским городским Советом.
Омский городской Совет, в соответствии с частью 1 статьи 10 Устава города Омска, является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска.
В целях реализации предоставляемых муниципальному образованию полномочий Омским городским Советом 15.02.2017 года принято Решение № 512 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска».
Как определено в статье 2 Решения № 512 принципами проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска и работа конкурсной комиссии является открытость информации о назначении и проведении конкурса; равный доступ граждан к участию в конкурсе; объективная и непредвзятая оценка кандидатов.
Порядок назначения членов комиссии определен в статье 4 Решения. Порядок ее работы – в статье 6 Решение № 512 «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска».
В соответствии со статьей 5 Решения № 512 комиссия считается сформированной и может начать свою деятельность с момента назначения более половины состава комиссии.
Последним днем полномочий комиссии является день вступления в силу Постановления Омского городского Совета об избрании Мэра города Омска.
Судебным разбирательством установлено, что 17 ноября 2017 года в зале заседаний комитетов Омского городского Совета прошло заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность мэра города Омска. На заседании присутствовали члены конкурсной комиссии, кандидаты на должность Мэра, жители г. Омска, представители СМИ. На повестке заседания было два вопроса - собеседование с кандидатами на должность Мэра г. Омска и определение победителей конкурса по отбору кандидатур по должность Мэра г. Омска. В ходе заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность мэра города Омска прошло собеседование с каждым из 36 кандидатов. По завершении собеседования, и в соответствии с главой 3 Решения Омского городского Совета от 15.02.2017 N 512 (ред. от 27.09.2017) "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска", для определения победителей конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска, составлены бюллетени для голосования, проведена процедура голосования. Голосование за кандидатов является поименным. Каждый член комиссии вправе проголосовать не более чем за двух кандидатов. По окончании голосования, произведен подсчет голосов, заполнен протокол результатов голосования. (ст. 12 Решения № 512).
По итогам поименного голосования победителями конкурса явились ФИО5 - 11 голосов и ФИО6 - 9 голосов, ФИО8 - 2 голоса, ФИО9 - 1 голос. Остальные кандидаты, в том числе административный истец, набрали ноль голосов.
Решением заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска от 17.11.2017 были определены победители конкурса - ФИО5 и ФИО6, как кандидаты, получившие большинство голосов. Сведения о результатах конкурса направлены Председателю Омского городского Совета для проведения дальнейшей процедуры избрания Мэра г. Омска Омским городским Советом.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок работы Конкурсной комиссии, порядок заседания конкурсной комиссии при проведении 3-го этапа конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска, порядок проведения процедуры голосования и подсчет голосов соответствуют порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска, установленного Решением Омского городского Совета от 15.02.2017 N 512 (ред. от 27.09.2017). Само Решение Омского городского Совета от 15.02.2017 N 512 не оспаривается административным истцом.
То обстоятельство, что время собеседования с кандидатом ФИО5 было увеличено на 10 минут, не может являться основанием для признания оспариваемого решения ничтожным как противоречащим нормам нравственности. При обсуждении порядка проведения собеседования члены конкурсной комиссии определили время собеседования с каждым кандидатом - не более 10 минут. И предусмотрели возможность продление времени кандидата путем голосования по решению комиссии.
При таких обстоятельствах оснований для признания ничтожным решения заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Мэра г. Омска от 17.11.2017 года, не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Мэр города Омска является выборным должностным лицом, соответственно порядок исполнения им полномочий определен вышеуказанной статьей 40 Закона № 131-ФЗ.
Порядок избрания Мэра города Омска определен параграфом 5 главы 2
Регламента Омского городского Совета, утвержденного Решением Омского
городского Совета от 20.12.2006 № 427 "Об утверждении Регламента Омского городского Совета".
Так, в соответствии со статьей 45.1. Регламента, вопрос об избрании Мэра города Омска вносится и рассматривается в общем порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для рассмотрения вопросов повестки заседания, если настоящим параграфом не установлено иное. После выступления докладчика председательствующий опрашивает присутствующих кандидатов о согласии избираться на должность Мэра города Омска. Кандидаты, давшие согласие, включаются председательствующим в список для голосования. Кандидаты на должность Мэра города Омска, включенные в список для голосования, вправе выступить перед Омским городским Советом. Продолжительность выступления кандидата составляет не более 10 минут. Время выступления кандидата может быть продлено Омским городским Советом. По окончании выступления кандидатов председательствующий открывает прения для обсуждения кандидатур. По окончании прений кандидат на должность Мэра города Омска, включенный в список для голосования, имеет право на заключительное слово. Кандидатам, выступающим с заключительным словом, предоставляется не более трех минут каждому. Время выступления с заключительным словом не может быть продлено. После заключительного слова кандидатов, а если кандидаты не воспользовались правом на заключительное слово, - по окончании прений Омский городской Совет переходит к голосованию.
Из представленного в материалы дела протокола заседания Омского городского Совета от 22.11.2017 года № 4 следует, что в повестке заседания Омского городского Совета был вопрос об избрании Мэра г. Омска. Кандидаты в Мэры г. Омска ФИО5 и ФИО6, давшие согласие избираться на должность Мэра города Омска, выступили перед Омским городским Советом. И были включены в список для голосования. Порядок проведения поименного голосования с использованием бюллетеней, порядок работы счетной комиссии, предусмотренные ст. 45.2 Регламента Омского городского Совета, был соблюден.
По окончании голосования и подсчета голосов, депутатам Омского городского Совета был зачитан протокол заседания счетной комиссии № 2 об итогах голосования по вопросу избрания Мэра г. Омска. При подсчете голоса распределились следующим образом: ФИО6: «ЗА» - 0 голосов; ФИО5: «ЗА» - 31 голос. По итогам голосования Мэром города Омска избрана ФИО5 Результаты голосования по вопросу избрания Мэра г. Омска оформлены Постановлением Омского городского Совета № 39 от 22.11.2017 года, которое и подписано Председателем Омского городского Совета ФИО10.
При таких обстоятельствах оснований для признания ничтожным решения Омского городского Совета от 22.11.2017 года о принятии постановления «Об избрании Мэра города Омска», не имеется.
Не может являться таким основанием и оглашение в Омском городском Совете решение фракции ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» о поддержке кандидатуры ФИО5 на должность Мэра г. Омска. Доказательств тому, что данное обстоятельство повлияло на результаты голосования каждого депутата Омского городского Совета, суду не представлено.
Остальные доводы административного истца о том, что оспариваемые им решения были основаны на результатах голосования, которые противоречат основам правопорядка и нравственности, являются несостоятельными.
Отсутствие желаемого для административного истца результата проведенного конкурса по отбору кандидатур на должность Мэра города Омска и наличие среди конкурсантов более достойных, по мнению истца, кандидатов, является его субъективным мнением, не основанным на нормах Законодательства.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемых решений ничтожными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Такой совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания ничтожными решения конкурсной комиссии по выбору мэра г. Омска от 17.11.2017 и решения Омского городского Совета от 22.11.2017. Судебное вмешательство в самостоятельную законную деятельность Омского городского Совета недопустимо.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Омскому городскому Совету об оспаривании результатов выборов мэра города Омска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.Л. Жидкова
В окончательной форме решение изготовлено 19 декабря 2017 года
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья М.Л. Жидкова
Секретарь Е.В. Кузнецова