ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5301/2023 от 24.11.2023 Солнечногорского городского суда (Московская область)

2а-5301/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.о. Химки Московской области, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г.о. Химки Московской области об оспаривании приказа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Химки Московской области о признании ненормативного правового акта незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок был приобретен ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году. В момент осмотра земельного участка для приобретения на нем были выставлены точки (границы участка), обозначенные вбитыми арматурами и повязанными на них красными ленточками. После оформления земельного участка и регистрации в Росреестре административным истцом был возведен забор по данным границам. ФИО1 указал, что в процессе владения земельным участком им были построены некапитальные сооружения, не выходя за границы участка. ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обнаружил приклеенные на забор приказ Администрации г.о. Химки от ДД.ММ.ГГГГ. о демонтаже самовольно размещенных объектов, извещение от ДД.ММ.ГГГГ. о демонтаже построек до ДД.ММ.ГГГГ., о принятии которых он не был уведомлен. Информации о данном приказе и демонтаже построек на официальном сайте Администрации г.о. Химки не имеется.

На основании изложенного, административный истец просит признать приказ Администрации г.о. Химки от . незаконным.

Протокольным определением судьи Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г.о. Химки Московской области привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.

Представитель административных ответчиков Администрации г.о. Химки Московской области, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г.о. Химки Московской области ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Указала, что в ходе проверки обнаружено, что между участками истца и соседним участком на землях неразграниченной государственной собственности размещены некапитальные объекты, в связи с чем, вынесен оспариваемый приказ.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.

Суд, выслушав позицию представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе рассмотрения материалов о фактах самовольного размещения, строительства (реконструкции) объектов и самовольного занятия земельных участков межведомственной комиссией по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области установлено, что между участками с кадастровыми номерами 50:09:0070605:802 и 50:09:0070605:1543, на землях неразграниченной государственной собственности, отведенной под строительство дороги местного значения, расположены постройка и шлагбаум, принято решение издать приказ на демонтаж (п. 49 Протокола заседания межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области , утвержденного 02.06.2023г.).

Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г.о. Химки Московской области принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ. о демонтаже незаконно размещенных объектов – постройки, шлагбаум, расположенных между участками с кадастровыми номерами , на землях неразграниченной государственной собственности, отведенной под строительство дороги местного значения, в порядке, установленном Положением о межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области, утвержденным постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Как следует из административного искового заявления, ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ. начальником АТО МБУ «ОГХ» ФИО4 выдано извещение о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов – постройки, шлагбаума, расположенных между участками с кадастровыми номерами 50:09:0070605:802 и 50:09:0070605:1543, на землях неразграниченной государственной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г.о. Химки Московской области составлен акт выездного обследования в отношении земельного участка неразграниченной государственной собственности, расположенного вблизи участка с кадастровым номером по адресному ориентиру: <адрес> которым установлено, что указанный земельный участок не огорожен, доступ не ограничен. При визуальном осмотре усматривается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка неразграниченной государственной собственности. На земельном участке неразграниченной государственной собственности расположены некапитальные объекты хозяйственного назначения (хозяйственные постройки).

Согласно с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996г. -ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Положение о Комитете имущественных и земельных отношений администрации г.о. Химки Московской области утверждено Решением Совета депутатов г.о. Химки Московской области от 25.02.2015г. .

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.о. Химки Московской области является отраслевым органом администрации г.о. Химки Московской, осуществляющим проведение единой политики в сфере имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения от имени муниципального образования г.о. Химки Московской области муниципальной собственностью.

В целях проведения единой политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории городского округа перед Комитетом, в том числе, стоит задача осуществления в пределах своей компетенции муниципального земельного контроля в порядке, определенном муниципальными правовыми актами Администрации (п. 2.15).

В соответствии с п. 1.1 Положения о межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области в редакции, утвержденной постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от 03.08.2021г. , Межведомственная комиссия по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в границах г.о. Химки Московской области является коллегиальным органом, созданным в целях:

- выявления и комиссионного рассмотрения фактов самовольного размещения, строительства (реконструкции) объектов на земельных участках, расположенных в г.о. Химки Московской области, самовольного занятия земельных участков;

- пресечения фактов самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков в городском округе;

- совершенствования механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков в городском округе.

В п. 2.1 указанного Положения установлено, что основными функциями Межведомственной комиссии являются рассмотрение сведений и материалов о фактах самовольного строительства (размещения) объектов и самовольного занятия земельных участков, а также организация работы по освобождению земельных участков от самовольно построенных (размещенных) объектов, с целью вовлечения земельных участков в законный оборот и увеличению доходов в местный бюджет.

Порядок демонтажа и перемещения самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в г.о. Химки Московской области регламентирован разделом 5 Положения о межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области.

В соответствии с п. 5.1 указанного Положения решение о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется приказом председателя Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Химки Московской области.

Согласно п. 5.3 названного Положения сотрудник АТО МБУ «ХИМДОР» не позднее трех рабочих дней с момента получения приказа о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта, вручает правообладателю объекта (земельного участка) извещение о его демонтаже и (или) перемещении и освобождении земельного участка в срок, указанный в извещении.

В случае невозможности вручения извещения по причине уклонения от вручения или иной причине извещение с указанием срока демонтажа (перемещения) и освобождении земельного участка вывешивается на самом объекте. Одновременно извещение направляется правообладателю объекта (земельного участка) по почте на имеющийся адрес, заказным письмом с уведомлением. Информация о демонтаже и (или) перемещении объекта также размещается в средствах массовой информации и на сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 5.4 Положения о межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в г.о. Химки Московской области).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо права, свободы и законные интересы гражданина не были нарушены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности в рассматриваемом деле не имеется, оспариваемый приказ принят уполномоченным должностным лицом муниципального органа в установленном законом порядке, в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству, регламентирующему спорные правоотношения, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем, административные исковые требования о признании приказа Администрации г.о. Химки Московской области от 15.06.2023г. незаконным удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и, рруководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации г.о. Химки Московской области, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г.о. Химки Московской области об оспаривании приказа - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н. Артемова