ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5306/19 от 07.05.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2019-006091-39

Дело № 2а-5306/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 07 мая 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Спасельниковой КА к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,

у с т а н о в и л :

Спасельникова К. А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что проживает как член семьи нанимателя ФИО13___, по адресу: г. ____, однако ____ г. в регистрации по месту жительства по этому адресу ей и ее несовершеннолетнему сыну административным ответчиком отказано. Между тем до этого ____ г. административный ответчик на ранее поданное заявление административного истца указал о необходимости обращения с заявлением о внесении изменений в договор социального найма указанного жилого помещения для последующей регистрации. В данном случае регистрация административного истца не нарушает права других лиц, проживающих с ней совместно, поскольку на ее регистрацию все они дали согласие, она длительное время проживает на указанной жилой площади, со всеми проживающими несет расходы по содержанию жилья и таким образом приобрела право пользования спорным жильем. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит нормы, запрещающей регистрацию в аварийном доме, в список ограничений на проживание регистрация в аварийном доме не входит. Ввиду сложившейся ситуации Спасельникова К. А. на данный момент не имеет регистрации, в связи с чем не может осуществить свои гражданские права в полном объеме и запись ___ в общеобразовательную школу стоит под угрозой. На основании изложенного, просила признать незаконным и отменить отказ в регистрации административного истца по месту жительства в жилом помещении; обязать административного ответчика внести изменения в договор от ___ социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. ____, заключенного с ФИО14. в части указания в договоре в качестве новых членов семьи нанимателя Спасельникову К. А. и ее сына ФИО15 обязать паспортно-регистрационное управление муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ ДЖО) зарегистрировать административного истца по месту жительства в указанном жилом помещении.

В судебном заседании административный истец Спасельникова К. А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ее сын ФИО16 не является ФИО17, поэтому не был зарегистрирован по указанному адресу, сама административный истец до ____ была зарегистрирована в квартире родителей, однако ей пришлось сняться с регистрации ввиду подготовки квартиры родителей к продаже. Несколько раз административный истец пыталась подать документы на временную регистрацию либо изменение договора социального найма, приходила вместе с главным нанимателем и всеми членами ее семьи на первый этаж МКУ ДЖО, однако у нее документы не приняли, письменного заявления или отказа у нее не имеется.

Представитель административного ответчика Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска Назаренко Е. В. в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на законность и обоснованность действий органа местного самоуправления. Согласно письменным возражениям и устным объяснениям представителя на первое заявление административного истца о регистрации по месту жительства ее и ее несовершеннолетнего сына в названном жилом помещении был дан ответ о необходимости внесения изменений в договор социального найма в части членов семьи главного нанимателя, однако документы ею в дальнейшем не были предоставлены. Заявление административного истца от ____ г. о временной регистрации ее по месту жительства сроком на три года является необоснованным, поскольку срок временной регистрации может быть лишь до шести месяцев. Также пояснила, что препятствий к подаче административным истцом заявления о временной регистрации на установленный срок, включении в договор социального найма не имеется, ею такие заявления не поданы.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

____ г. Спасельникова К. А. обратилась в МКУ ДЖО городского округа «город Якутск» с заявлением о временной регистрации на срок ___ по месту жительства по адресу: ____

____ г. МКУ ДЖО направило административному истцу уведомление № ___ о невозможности ее регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу на срок три года.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом в отношении отказа от ____ г. № ___ не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении направлено ей 08 февраля 2019 г., а административное исковое заявление поступило в суд ____ г.

Из материалов дела и объяснений административного истца установлено, что административный истец с детьми фактически проживает по адресу: ____ – в жилом помещении, принадлежащем на основании договора социального найма ФИО18. Данное обстоятельство также подтверждается справкой участкового уполномоченного отдела полиции № 3 межмуниципального управления МВД России «Якутское» от ____ г. (л.д. 12)

Согласно договору социального найма от ____ г. (л.д. 11) в состав семьи главного нанимателя ФИО19 входят уу муж ФИО20 сын ФИО21., дочь ФИО22. Из справки формы № 3, выданной МКУ ДЖО ____ г. следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы вышеперечисленные граждане и ФИО23., внук главного нанимателя (л.д. 29).

____ г. составлен акт № ___ обследования межведомственной комиссией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ____ этой же датой вынесено заключение № ___ о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 55-60), распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ___ данное заключение утверждено (л.д. 33-34).

В соответствии со ст. 4 Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о свободе передвижения) органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила регистрации), п. 1 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

Статьей 6 Закона о свободе передвижения предусмотрено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.

Как следует из материалов дела, на обращение административного истца от ____ г. о прописке ее и ее несовершеннолетнего сына ФИО24 в названном жилом помещении МКУ ДЖО направило ответ о необходимости внесения изменений в договор социального найма для последующей регистрации по месту жительства.

В силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Согласно ч. 3 данной статьи члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

По вышеуказанному ответу административным истцом в МКУ ДЖО необходимые документы для внесения изменений в договор социального найма не представлены, действия органа местного самоуправления Спасельниковой К. А. в судебном порядке не обжалованы. Представленные с административным исковым заявлением письменные заявления главного нанимателя и членов ее семьи о согласии на вселение и регистрацию по месту жительства в указанном жилом помещении Спасельниковой К. А. не имеют визы о поступлении в орган местного самоуправления, доказательств отказа МКУ ДЖО в их принятии не представлено, в связи с чем данные письменные документы не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств по делу и правового значения для разрешения данного административного дела не имеют.

Как видно из представленного административным ответчиком пакета документов в своем заявлении от ____ административный истец просила прописать ее временно на три года по вышеуказанному адресу.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам).

Частью 2 данной статьи срок проживания временных жильцов установлен не свыше шести месяцев подряд.

При этом, исходя из ст. 15 ЖК РФ, ст. 2 Закона о свободе передвижения, постоянная регистрация по месту жительства может иметь место только в помещении, отвечающем критериям жилого.

Поскольку в заявлении административного истца ставился вопрос о временной регистрации Спасельниковой К. А. в вышеуказанном аварийном жилом помещении сроком три года, то есть свыше шести месяцев, у органа местного самоуправления не имелось правовых оснований для осуществления ее регистрации в данном жилом помещении на срок, превышающий установленные шесть месяцев.

Кроме того, в силу п. 28 приведенных выше Правил регистрации регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Между тем из материалов дела следует, что о временной регистрации несовершеннолетнего ФИО25 административный истец в заявлении от ____ г. не ставила.

Также административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с административным иском об оспаривании действий МКУ ДЖО по не регистрации в жилом помещении Спасельниковой К. А. и ее несовершеннолетнего сына ФИО26., выраженных в уведомлении от ____ г. Доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока не представлено, о восстановлении данного срока административный истец не ходатайствовала.

Доказательств того, что у нее в силу независящих от нее причин отсутствует возможность в установленном порядке подать заявление о временной регистрации по месту жительства ее и ее несовершеннолетнего ребенка либо обратиться с заявлением о внесении изменений в договор социального найма, административным истцом не представлено.

Таким образом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия решения не нарушен.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Спасельниковой КА к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 08 мая 2019 г.