ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5306/2021 от 20.01.2022 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-703/2022

УИД 54RS0030-01-2021-007891-47

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Лисиной Е.В.,

при секретаре Чебаковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании решения незаконным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением и просил признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>№... от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) земельным участком с кадастровым номером 54:19:072401:11 для обслуживания и эксплуатации объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 54:19:000000:17166, расположенного на данном земельном участке и находящегося в долевой собственности административного истца, обязать административного ответчика предоставить право ограниченного пользования (сервитут) вышеуказанным земельным участком.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – берегоукрепительное сооружение с кадастровым номером 54:19:000000:17166, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:19:072401:11, находящемся в собственности РФ.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области с заявлением для оформления права ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером 54:19:072401:11 в целях осуществления поддержания берегоукрепления в работоспособном состоянии, проведения ремонтных работ и работ по его содержанию.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был направлен отказ со ссылкой на то, что сервитут может быть установлен в исключительных случаях. Однако, свой отказ административный ответчик не мотивировал ссылками на нормативные акты, послужившие основанием для отказа.

Напротив, берегоукрепительное сооружение является линейным объектом, для эксплуатации которого может быть установлен сервитут в силу положений ст.274 ГК РФ. Обременение земельного участка сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Наличие у административного истца права на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, в отношении которого требуется установление сервитута, назначение объекта недвижимого имущества в совокупности свидетельствуют о том, что у административного ответчика не было правовых оснований для отказа в установлении сервитута. Эксплуатация берегоукрепления не может осуществляться посредством иного земельного участка, поскольку объект расположен по контуру земельного участка, находящегося в собственности административного ответчика, с другой стороны ограничен водным объектом – Обским водохранилищем.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснил, что берегоукрепительное сооружение принадлежит ему на праве общей долевой собственности, одному из участников собственности – ООО «ИнвестКлуб» сервитут был предоставлен. Он неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении сервитута, однако, ему отказывают. К данному обращению от ДД.ММ.ГГГГ он не прикладывал схему сервитута, но к другим обращениям поданным ранее, схема прикладывалась, однако, ему все равно отказали. Обращение он подавал по электронной почте, впоследствии продублировал его, передав в Росимущество лично на бумажном носителе ДД.ММ.ГГГГ. На все обращения ответы ему направлены. Эксплуатировать берегоукрепительное сооружение без доступа к земельном участку ответчика невозможно, так как оно расположено вдоль границы данного земельного участка, с другой стороны ограничено водным объектом. В настоящее время требуется проведение ремонта берегоукрепления. Кроме того, с земельным участком ответчика граничит стена его жилого дома, которой также требуется ремонт, для чего необходим доступ к земельному участку ответчика.

Представитель административного ответчика – Территориального управления Росимущества по Новосибирской области – ФИО в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, представил письменные возражения. Пояснил, что сервитут может быть установлен только при отсутствии у собственника объекта недвижимости иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему объектом. Сервитут устанавливается в соответствии с правилами ГК РФ. Согласно ст. 39.20 ЗК РФ заинтересованное лицо должно представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута. В заявлении должны быть указаны цель и срок действия сервитута. Обращение, которое поступило от ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, таким требованиям не отвечало, оно было рассмотрено в соответствии с требованиями закона о порядке рассмотрения обращений граждан, письменный ответ был направлен заявителю. Невозможность подхода (проезда) к берегоукреплению не связана с какими-либо исключительными обстоятельствами, а вызвана действиями самого ФИО1, который возвел берегоукрепление за пределами разрешенных параметров строительства. Кроме того, сервитут был предоставлен ООО «ИнвестКлуб», который также имеет долю в праве общей долевой собственности на берегоукрепительное сооружение.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области посредством электронной почты обращение, в котором указал, что является собственником берегоукрепительного объекта с кадастровым номером 54:19:000000:17166, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:19:072401:11 собственник – РФ, просит предоставить сервитут для обслуживания указанного объекта.

На данное обращение административному истцу направлен ответ №... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснены положения ст. 274 ГК РФ, указано, что сервитут может быть установлен в исключительных случаях.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО1 просит признать незаконным отказ в предоставлении сервитута.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Порядок установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности предусмотрен ст. ст. 39.23-39.26 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно ч. 1-4 ст. 39.26 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута. Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий: 1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; 2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; 3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; 4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях: 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута; 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами; 3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Порядок подачи заявления в государственный орган предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату" (далее – Порядок подачи заявлений).

Согласно п. п. 2,5,7 указанного Порядка подачи заявлений заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения (далее - уполномоченный орган) по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (далее - официальный сайт), в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту (далее - представление посредством электронной почты).

Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя (если заявителем является физическое лицо): электронной подписью заявителя (представителя заявителя); усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя). При подаче заявлений к ним прилагаются документы, представление которых заявителем предусмотрено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Поскольку обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не отвечало признакам электронного документа, так как не было подано посредством заполнения специальной формы, размещенной в сети «Интернет», не было подписанной электронной подписью заявителя, к нему не были приложены документы, необходимые в соответствии с требованиями законодательства, оно обоснованно не было расценено Территориальным управлением Росимущества по Новосибирской области как заявление о заключении соглашения о предоставлении сервитута и не было рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 39.26 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, ответ от ДД.ММ.ГГГГ направленный на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам административного истца, не является решением об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута, принятым в соответствии с ч. 4 ст. 39.26 ЗК РФ.

Вместе с тем, обращение ФИО1 не было проигнорировано государственным органом, оно было рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 этого же Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Как следует из представленных доказательств, обращение ФИО1 было рассмотрено в установленный законом тридцатидневный срок, ответ заявителю направлен в письменном виде от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением положений ГК РФ по существу поставленного им вопроса – об установлении сервитута.

Ссылки административного истца на то, что аналогичное заявление в письменном виде на бумажном носителе им было подано в Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как заявление ФИО1 поступившее ДД.ММ.ГГГГ об установлении сервитута, было зарегистрировано в качестве самостоятельного обращения за номером 54-11150/ОГ, на него дан иной ответ – от ДД.ММ.ГГГГ№..., который предметом настоящего спора не является и при несогласии с ним мог быть оспорен административном истцом в отдельном порядке.

Доводы административного истца о невозможности использования принадлежащего ему объекта недвижимости – берегоукрепительного сооружения с кадастровым номером 54:35:000000:17166 без предоставлении сервитута и о том, что иному участнику долевой собственности на этот же объект недвижимости – ООО «ИнвестКлуб» был предоставлен сервитут на земельный участок с кадастровым номером 54:19:072401:11 судом отклоняются, поскольку оспариваемый административным истцом ответ от ДД.ММ.ГГГГ не является отказанном государственного органа в предоставлении сервитута и заключении соглашения о сервитуте.

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что основания для признания незаконным ответа №... от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, поскольку обращение ФИО1 рассмотрено в установленном порядке, заявление о заключении соглашения об установлении сервитута, оформленное в соответствии с требованиями закона, им не подавалось, какого-либо нарушения прав административного истца судом не установлено, а потому административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года.

Судья (подпись) Е.В. Лисина